Модуль темы Предложно-падежные сочетания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОДУЛЬ № 9

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 9

Часть I.

1. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи

От существительных: в течение, вследствие, на протяжении, в связи

От деепричастий: несмотря на, благодаря, включая, исключая, спустя

От наречий: около, впереди, напротив, вокруг

2. Отличайте предлоги от наречий

Остановились напротив школы (напротив чего?) - предлог.

Остановились напротив (где?) - наречие.

Получил накануне праздника (накануне чего?) - предлог.

Получил накануне (когда?) - наречие.

3. Отличайте производные предлоги от составных союзов

благодаря благодаря тому что

вследствие вследствие того что

4. Запомните, как пишутся производные предлоги: в отличие от, во избежание,

в подтверждение, по причине, в соответствии с, в зависимости от, при наличии,

на протяжении, в сравнении с, по сравнению с, в применении к, в случае, по случаю,

в силу, в связи с, в меру, по мере, в виде, в честь, в целях, по поводу, за неимением,

в противовес, наряду с, вплоть до, следом за, вслед за

5. Различение предлогов и омонимичных слов

Предлоги (в переносном значении) Омонимичные слова (в прямом значении)

в течение (дня) - сколько?

в течении (реки) - в чём?

насчёт (билетов) = о. об

перевели на счет - куда? на что?

в продолжение

(месяца)- сколько?

прочитал в продолжении повести - в чем?

наподобие ( цветка) = словно, точно

задача на подобие треугольников - на что?

в заключение (беседы) = в конце

в заключении медкомиссии - в чем?

вроде (терема) = словно

согласуется в роде - в чем?

вследствие (болезни) = из-за

в следствии по делу - в чем?

вмешался в следствие - во что?

наряду со всеми = вместе

на ряду скошенной травы - на чем?

ввиду (дождей) = из-за

иметь в виду, в виду города (остановились)

несмотря на (морозы) = хотя, вопреки

не смотря на записи в блокноте = не смотреть

Часть II. Обособление предложно-падежных сочетаний

Модуль темы Предложно-падежные сочетанияМодуль темы Предложно-падежные сочетанияМодуль темы Предложно-падежные сочетания

вМодуль темы Предложно-падежные сочетанияМодуль темы Предложно-падежные сочетаниясегда обособляются : обычно обособляются никогда не обособляются

несмотря на, невзирая на, кроме, согласно, благодаря, вопреки, ввиду, в течение, в продолжение,

помимо, включая, исключая, вследствие, по причине, по мере, на протяжении, в

за исключением: во избежание, за неимением : заключение,

спустя (= через):

Этот человек, несмотря на пре- 1) перед сказуемым; На протяжении несколь-

клонный возраст, вёл 2) распространённое (> 2 слов): ких часов шёл проливной

активный образ жизни. тропический дождь.

В старом саду, кроме сторожа Вследствие обильного таяния снега, Спустя две недели мы уже

с колотушкой, никого не было. наша речка вышла из берегов. любовались прекрасными

Она сама приняла решение и уехала горными пейзажами в город вопреки воле родителей

!!! РАЗЛИЧАЙ : 1) обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на, согласно, благодаря,

вопреки, ввиду, вследствие, по причине, за неимением, в силу, во избежание

2) дополнения с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, за

исключением, сверх, наряду с, вместо

© Н. Н. Дмитриева

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 8

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ

Задачи : 1) уметь находить в тексте производные предлоги и повторить их правописание;

2) научиться правильно ставить запятые в предложениях с предложно-падежными сочетаниями.

Задание № 1. Прочитайте предложения. выпишите из них производные предлоги с указанием номера предложения. Совместная проверка.

1. Каждый год, как обычно, мимо старой мельницы иду в свою деревню. 2. Навстречу мне бегут знакомые перелески, вдали видны телеграфные столбы в виде палочек. 3. В продолжение двадцати лет я приезжаю сюда, хотя вокруг деревни нет ничего интересного, - приезжаю только ради Волги-реки.4. Несмотря на то что это равнинная река, в течение весеннего половодья вода в ней поднимается местами на десять - одиннадцать метров по сравнению с летним уровнем.

5. Независимо от жизненных обстоятельств, я почти каждый год возвращаюсь в свои родные места, к любимой реке.

Задание № 2. Спишите примеры, распределяя их по двум столбикам: 1) с производными предлогами; 2) с самостоятельными частями речи. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Совместная проверка.

Ждали (в)течени.. часа; (не)смотря на обиду; узнали (в)продолжени.. рассказа; рассказывал, (не)смотря на плакат; (в)продолжени.. всего года; нужно иметь (в)виду; (в)заключени.. концерта; (в)течени.. этой реки; (в)виду сильных морозов; (в)заключени.. комиссии; (в)следстви.. обстоятельств; вмешался (в)следстви..; обнаружены (в)следстви.. по делу; (в)место благодарности; работал (на)ряду со всеми; поступили (на)счёт фирмы; остановились (в)виду озера; (во)избежани.. неприятностей; узнай (на)счёт поездки; (на)ряду скошенной травы; гора (на)подобие птицы; (по)мере приближения грозы.

Задание № 3. Внимательно рассмотрите ТМ (часть II). Определите условия обособления предложно-падежных сочетаний. Совместная работа.

Задание № 4. Уровень Б - консультирует учитель. Спишите предложения. Подчеркните предложно-падежные сочетания как члены предложения, поставьте, где необходимо, запятые. Пользуйтесь ТМ.

1. Вследствие сильных морозов соревнования по лыжам отменили. 2. В продолжение нескольких дней студенты слушали лекции известного профессора. 3. Мы решили пробираться к морю несмотря на бушующую метель. 4. Она сама приняла решение и уехала из города вопреки воле своих родителей. 5. На деревенской улице кроме лая собак никаких звуков не было слышно. 6. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.

Уровень А - самостоятельная работа. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните предложно-падежные сочетания как члены предложения, поставьте, где необходимо, запятые. Проверяет учитель, оценка в журнал по желанию.

1. Крейс..ры (в)виду (не)достатка места в бухте д..ржались в открытом море. 2. Пр..дажа б..летов на сам..лёт пр..краще..на (за)(не)имением св..бодных мест на этот рейс. 3. В пр..брежном ра..оне (в) следстви.. дли..ной ос..ни и зап..здалой весны перелёты птиц так(же) запазд..вали. 4. Пишу вам из деревн.. куда заехал (в)следстви.. п..чальных обст..ятельств. 5. Спустя два часа мы уже с..дели за столом в тёпл..й комнате и пили чай. 6. Но (не)смотря на с..рьёзные повр..ждения к..рабль упрямо д..ржался на воде. 7. Почва этой д..лины (за)исключением только болот при устье реки ч..резвычайно плод..родна благод..ря особым кл..м..тическим условиям. 8. В книгах Арсеньева кроме ярких худож..стве..ных зар..совок содерж..тся большой це..ный материал об Уссурийском крае отл..чающ…ся своей ун..кальностью. 9. Улыбка была слабая чуть з..метная и (не)смотря на улыбку строгое выр..жение глаз (не)изм..нилось.


© Н. Н. Дмитриева

МОДУЛЬ КОНТРОЛЯ № 8

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

Задание № 1. В каком предложении есть обособленное определение?

  1. По ночам светила бледная луна, обливая молчаливые поля сказочным сиянием.

  2. Вдруг мне почудилось, как будто трепет пробежал кругом, как будто отхлынули и расступились какие-то громадные волны.

  3. Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина.

  4. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и чистому, разливались яркие и тёплые лучи солнца.

Задание № 2. В каком предложении есть обособленное приложение?

  1. Измученная, потерявшая всякую надежду, в августе 1941 года Марина Цветаева кончает жизнь самоубийством.

  2. Созданный Блоком «страшный мир» города, с его пугающей и неодолимо влекущей к себе Незнакомкой, подавляет поэта.

  3. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения - раэбить вишневый сад под дачи.

  4. Именно Ахматова, с её умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, могла создать ни на что не похожую любовную лирику.

Задание № 3. В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

  1. Ввиду того что моя тётушка занимала большой, просторный дом в Москве, у неё постоянно гостили многочисленные родственники.

  2. Цензура пропускала сказки Щедрина, не сумев понять их истинного назначения и обличающей силы.

  3. Чичиков - единственный, исключая Плюшкина, персонаж, история жизни которого даётся во всех деталях.

  4. Именно благодаря образам Лужина и Свидригайлова, мы можем понять, во что способна трансформироваться идея Раскольникова.

Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Бушующие реки (1) мрачные ущелья (2) усеянные громадами скал (3) и остроглавые гребни (4) пересекающие белогорья (5) были серьёзным предупреждением нашим дерзким намерениям (6) проникнуть туда.

1) 1,2,3,4,5,6 2) 1,2,4,5,6 3) 1,2,3,4,5 4) 1, 4,5,6

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Перед наступлением той (1) или иной погоды (2) продолжительных дождей (3) бурь (4) или солнечных дней (5) в воздухе распространялись невидимые признаки (6) предвещающие предстоящие изменения.

1) 2,3,5,6 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,6 4) 2,3,4,6

Задание № 6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

По болотам (1) редея (2) ползёт туман (3) сглаживая (4) волнистую поверхность нагорья (5) и стелется (6) нависая над (7) вышедшей из берегов (8) рекой.

1) 3,4,6,7 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,5,6 4) 2,3,6,8

Задание № 7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Путник вышел на дорогу (1) ведущую в неизвестность (2) и (3) взглянув на небо (4) восхитился тишиной (5) лежащей вокруг.

  1. 1,2,3,4,5 - выделятся три причастных оборота

  2. 1,2,5 - выделяются два причастных оборота; 3,4 -выделяется деепричастный оборот

  3. 1,4,5- выделяются деепричастные обороты

  4. 1,2,5- выделяются три деепричастных оборота; 3,4- выделяется причастный оборот

© Н. Н. Дмитриева

© 2010-2022