Доклад Ролево-деловая игра на уроках литературы

Избранная тема представляется актуальной по следующим соображениям: - во-первых, одной из главных проблем современного литературного образования является возвращение интереса учащихся к нашему предмету, что стало особенно актуально в свете внедрения профильного обучения. (кроме классов гуманитарного профиля). Возвратить интерес к литературе можно с помощью уроков проведенных в форме деловой игры; - во-вторых, как мы покажем ниже, существует достаточное количество методических источников, в котор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУ «Управление образования МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)

МОУ «Намская средняя общеобразовательная политехническая школа №1

им. И.С.Гаврильева»










Ролево - деловая игра на уроках литературы










Выполнила: Гуляева С.Г.









с. Намцы

2011г



Содержание

Введение……………………....................................................................................................3

1. Методические основы учебной игры……………………………………………………….5

2. Структура ролево-деловой игры «Издательства» ………………………………………..11

3. Ролево-деловая игра «Издательство» как элемент урока…………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………………...…23

Использованная литература………………………………………………...…………………25



























Введение

«Игра ребенка - это жизненная лаборатория»

С.Т.Шацкий


В современной школе большое внимание уделяется личностно - ориентированному подходу к обучению и воспитанию учащихся, предполагающему такую организацию учебного процесса, которая наиболее полно и глубоко раскрывала бы индивидуальные способности каждого ученика. Одной из форм деятельности учителя, направленной на реализацию личностно- ориентированного подхода при обучении литературе, может стать внедрение игровых технологий. Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями - это игра. Особую роль приобретают игры в профессиональной и учебной деятельности. Тема нашего доклада «Ролево - деловая игра на уроках литературы». Избранная тема представляется актуальной по следующим соображениям:

- во-первых, одной из главных проблем современного литературного образования является возвращение интереса учащихся к нашему предмету, что стало особенно актуально в свете внедрения профильного обучения. (кроме классов гуманитарного профиля). Возвратить интерес к литературе можно с помощью уроков проведенных в форме деловой игры;

- во-вторых, как мы покажем ниже, существует достаточное количество методических источников, в которых предлагаются конкретные примеры учебных игр, однако теоретические основы игры исследованы недостаточно;

- кроме того, среди разнообразных видов литературных игр мы встретили только одно весьма лаконичное описание игры «Редакция».

Методической основой работы являются монографии М.А. Рыбниковой[8,с.58], М.Г. Качурина[3,с.28], М.Я. Мишлимович[6, с.64], в которых значительное внимание уделяется типам игр, условиям их подготовки и проведения, приемам организации учебно-игровых взаимодействий, пропагандируется опыт игрового подхода, накопленный в различных звеньях народного образования. М.Я. Мишлимович отмечает, что «литературные игры заключают в себе большие воспитательные возможности: проигрывая различные ситуации, «вживаясь» в образы литературных героев, дети учатся различать добро и зло, вставать на позицию действенного гуманизма, постигают азы отдельных профессий»[6, с.64].

Основную цель доклада мы определили как попытку теоретического осмысления и проверку на практике одного из видов литературной игры - ролево - деловой. Попутно решались следующие задачи:

- изучить методические источники в аспекте избранной проблемы;

- разработать модели ролево - деловых игр и экспериментально проверить их.

Цель и задачи нашего доклада предопределили его структуру.

Первая глава посвящена методическим основам игры. Во второй главе содержится аналитическое описание экспериментальных уроков, экспериментальная работа проводилась в МОУ«НСОПШ№1 им. И.С.Гаврильева».







1. Методические основы учебной игры

Обращение учителя к миру детских игр, внимание к игровой деятельности не только дошкольника и ученика начальных классов, но подростка знаменательно для современной школы, которая ведет активные поиски наиболее результативных методов, путей и приемов, помогающих научить ребенка работать на уроке с интересом, учиться с увлечением. Многолетний опыт учителей показывает, что дидактические игры могут сделать процесс обучения увлекательным и радостным.

Методические основы литературной игры закладывались еще известным педагогом - методистом Марией Александровной Рыбниковой[9, с.110]. Она считала, что реформирование школы должно начаться с внеклассной работы, где имеется меньше вредных традиций с тем, чтобы в дальнейшем постепенно можно было перенести методические достижения внеклассных занятий в классное преподавание. Монографии М.А. Рыбниковой в яркой и острой форме отражали трудности, противоречия. Искания многих передовых преподавателей - словесников той поры.

Среди новых методов воспитательной работы особое место в Малаховской опытно - показательной школе занимали постановки драматических произведений, наряду с пьесами русского классического репертуара (Гоголь, Островский, Чехов), М.А. Рыбникова уделяла большое внимание инсценировкам фольклорных текстов. Сценическое воплощение народнопоэтического творчества проводилось ею как большая работа, включающая выбор текста, совместное продумывание плана постановки, подготовку музыкального сопровождения, декораций, костюмов, реквизита.

В связи с распределением ролей обсуждался характер каждого персонажа, его место в развитии сюжета, идея произведения. Наряду с основными исполнителями активно готовился к постановке хор. Так подготовка спектакля превращалась в работу большой образовательной и воспитательной значимости. Существенно отметить, что работа над организацией детского спектакля была большой литературной школой. Позднее методические рекомендации М.А. Рыбниковой нашли продолжение в исследованиях Т.С. Зепаловой: «Первейшим условием успешного изучения драмы в ее художественном своеобразии является предварительная подготовка школьников, способствующая уяснению или структуры драмы. Эффективным приемом, помогающим решить эту задачу, является самостоятельное инсценированная сказок, басен, небольших рассказов или законченных отрывков из этических произведений» [2, c.38].

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту. В нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся, активно содействуют развитию письменной речи. В настоящее время существует специализированные школы, в которых созданы театральные классы с углубленным изучением литературы. Мы считаем это правильным, ведь игру многое роднит с искусством, особенно словесным.

Давно известно, что любимые человеческие игры - ролевые, в которых образы создаются с помощью слова. Для школы важно, что игра - источник художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л.Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил с дальнейшей литературной деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Аргентинский писатель Хулио Кортасар, один из крупнейших современных художников слова, сказал, что считает детский взгляд на мир необходимым для творчества, и назвал искусство «большой игрой», в которой «невозможно без непосредственности, первичности восприятия мира, без убежденности, четкости, азарта» [5, c.202-203].

Казалось бы, игра должна занимать большое место и в школьном преподавании литературы. На самом деле, как утверждают, исследователи это далеко не так. Литературная игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно викторины). На уроках же она - «редчайшая гостья» [3, c.28] и встречаются, добавим, только «у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело» [4, c.30].

Нежелание или неумение играть на уроках, где стихия игры в принципе естественна и желанна, методисты объясняют тем, что слишком долго господствовало и поныне еще не исчезло представление о школьной литературе как об источнике полезных сведений, наставлений и только.

«Трудно, медленно пробивает себе дорогу убеждение в том, что литературное образование нереально без художественной деятельности, без художественного развития, что без этого познавательное, нравственное и всякое иное значение изученных произведений для школьника просто не существует. Отсюда и та скука, которая часто убивает уроки литературы. Не будем, впрочем, утверждать что причина скуки - именно невнимание к игре: есть и другие причины. Но несомненно, что игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею - и захочешь поискать живые начало во всем преподавании». [3, c.30].

По мнению М.Г. Качурина[3, с.145], свойства игры, отчетливо проявляющиеся в дошкольном детстве, может быть положены в основу «игровой методики» преподавания. Конечно, между дошкольником и школьником расстояние огромное, не если некоторые особенности детства человек может сохранить на протяжении всей жизни, соединив их с опытом и научным знанием, то тем более реально сохранить их в школьные годы.

Отсюда следует, что игра на практике может быть господствующей технологией. Проблемное обучение, построенное с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся, вносит существенный вклад в развитие теории игры, становится дидактико-методический основой игрового подхода. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что развивающие, воспитывающие, обучающие функции дидактических игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению оправдывается лишь практическим эффектом, а не завершенными дидактическими методологическими обоснованиями.

Все известные на сегодняшний день в практике и методической науке литературные игры условно делятся на 5 групп (классификация М.Я. Мишлимович):

- «Читательские игры» (термин М.Г. Качурина) - задачи для внимательных читателей ребусы, кроссворды, шарады;

- Исполнительские - пантомимы, «живые картины», инсценировки, этюды, импровизации;

- Соревновательные - конкурсы, викторины, КВН, литературные турниры и бои;

- Игры - путешествия;

- Учебно - ролевые и учебно - деловые (грань между ними весьма условна), уроки - суды, уроки - вече, уроки - пресс - конференции, уроки - заседания (редакции журнала, труппы, Художественного совета театра, киностудии).

Мы согласны с тем, что «даже такая условная классификация необходима учителю, особенно начинающему, чтобы использовать все многообразие… литературных игр» [6, c.57].

При проведении ролевой игры за учениками закрепляются ролевые функции, идея которых заимствуются из литературного произведения, спектакля, поэтому роли носят схематичный характер. Роль определенного персонажа поручаем одному, а чаще - группе учеников, которая в вступает от его лица, перед «актерами» ставится задача: по поступкам, речи, авторской оценке выявить логику характера, внутренние состояние героя, авторское отношение к нему, определить свою оценку, свое отношение. Создаваемая при этом ситуация переноса поведения героев в новые ситуации открывает большие возможности для развития мышления и воображения школьников. Чтобы сохранить элемент неожиданности, импровизации, плодотворнее всего, проводить ролевую игру на сдвоенных уроках, распределив по группам, учитель предлагает за пятнадцать - двадцать минут подготовиться к выступлению группы от лица героя [6, c.58].

Учебно - деловые игры тоже построены на проигрывание ролей, но не художественных, а профессиональных. «Деловая игра - это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которых имитируют возможную обстановку из будущей трудовой деятельности школьников» [10, c.34]. В этих играх воспроизводятся (с неизбежным в школе коэффициентом адаптации) условия профессиональной деятельности. Развивая эту мысль, отметим, что деловая игра - «групповое упражнение» не только для усвоения программной темы, но и для осмысления прочитанной доме книги, хотя круг профессий, условия деятельности которых можно смоделировать в школе, весьма ограничен. Пример проведения экспериментально проверенной деловой игры «Издательство», будет приведен ниже.

Обучение в форме деловой игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. «Новое знание в деловой игре получается не столько за счет игровых ее аспектов и возможностей, хотя бывает и такие случаи, сколько за счет общения и рефлексии, которые всегда присутствуют в деловой игре. В деловой игре происходят диалог, столкновение разных мнений и позиций, взаимная критика гипотез и предложений, их обоснование и укрепление и т.д.» [7, c.67].

Мы полностью согласны с тем, что при проведении любой учебной игры крайне важно соблюдать следующие условия:

Во-первых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность (в противном случае по времени и вложенным усилиям затраты учителя бессмысленны).

Во-вторых, уроку - игре всегда предшествует более или менее длительная подготовка - групповая или индивидуальная, сильные ученики всегда добровольно участвуют в подготовке «сценария» игры, даже если за основу взята готовая методическая разработка, они предлагают свои коррективы и дополнения.

В-третьих, подготовка не означает специальных репетиций (кроме исполнительских игр), игра должна сохранять элементы неожиданности, импровизации, неопределенности развязки, результатов, заключать в себе элементы интриги, максимально активно в игре на уроке участвуют все ученики, независимо от степени участия в подготовительной работе.

В-четвертых, и в процессе подготовки, и в во время урока учащиеся должны четко представлять общие цели игры и свои конкретные задачи. По окончанию игры в рамках урока или сразу же после него необходим коллективный разбор - оценка игровой деятельности класса в целом и отдельных учеников.

В-пятых, характер игры следует всегда соотносить с изучаемым материалом, возрастом, интересами детей, личностными художественными пристрастиями и возможностями учителя.

Важно отметить, что игровые технологии предусматривают технологические этапы. Приведем схему проведения учебной игры педагога, словесника М.Г. Качурина [3, c.145]. Она может быть использована на уроке без предварительной подготовки и является, на наш взгляд, несколько упрощенной:

1 этап - исследование, работа над словом;

2 этап - идея сопоставления имен, прозвищ, кличек животных, наблюдение психологического характера;

3 этап - выбор из произведения ключевых сцен для постановки.

Одним из важным моментов в учебной игре является то, что действие должно быть направлено к классу и вовлекать в него весь класс. Участники игры должны обращаться к классу, говорить громко, внятно, чтобы слышали все. Самый важный этап (по мнению многих исследователей) - вывод из игры, совместное обсуждение результатов: оценка и самооценка, рефлексия, выводы и обобщения. Опираясь на вышесказанное, можно сделать обобщение в виде следующей схемы, которая составит основу в подготовке и проведении любой учебной игры (см. Приложение 1).

«Литературные игры заключают в себе большие воспитательные возможности: проигрывая различные ситуации, «вживаясь» в образы литературных героев, дети учатся различать добро и зло, вставать на позицию действенного гуманизма, постигают азы отдельных профессий» [6, c.64].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • Все пять групп литературных игр (читательские, исполнительские, соревновательные, игры-путешествия, учебно-ролевые и учебно-деловые) должны использоваться в обучении, начиная с пятого класса;

  • В основе ролево - деловых игр должна быть групповая учебная деятельность;

  • При проведении ролево - деловой игры крайне важно соблюдать следующие условия:

Во-первых, игровой деятельности должна предшествовать подготовительная работа;

Во-вторых, в игре должен сохраняться элемент импровизации;

В-третьих, необходимо чтобы каждый учащийся четко и ясно понимал общую цель урока-игры и свои конкретные задачи;

В-четвертых, заключительным этапом игры должен быть этап рефлексии.

Тем не менее необходимо прислушаться к мнению методиста Качурина М.Г., который предостерегает от чрезмерного увлечения играми на уроках: «Легкие ступеньки должны, как и в жизни, чередоваться с трудными и крутыми подъемами…». Поэтому в работе с детьми очень важно представлять себе специфику проведения учебно-деловых игр. Важно учитывать то, что деловые игры могут стать ступенью к будущей профессиональной ориентации учащихся.









3. Структура ролево-деловой игры «Издательство» (на примере урока изучения сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.

Совершенствование изучения произведений в родовой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости. Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности ученика, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, - эта концепция чрезвычайно актуально для решения задач литературного образования в средней школе. «Аккумулируя достижения научно- эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки» [1, c.136].

При любом подходе к анализу произведения «целостность и проблемность» являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблемы анализа произведений М.А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения…Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознании выраженной в ней морали» [8, c.58].

В связи с этим и выбрана тема первого урока: «Сказка или повесть?». Урок начинается с краткой беседы (дома учащиеся прочитали произведение): какие сказки Салтыкова- Щедрина вы уже читали? (Ребята вспомнили сказки «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» и др.) Обратите внимание на жанр произведения: «Повесть…» была включена в сборник «Сказки», почему? И что же это - повесть или сказка? Ответы учащихся систематизируем и записываем в виде таблицы.

Признаки сказки.

- начинается с зачина, характерного для сказки (Жили да были…);

- используется словесные формулы, характерные для сказок («Долго ли коротком», мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало»);

- два плана: реальный и фантастический;

- как и для сказки, характерна разговорная речь;

- происходят чудеса (мужик в пригоршне суп варит, на острове они оказались по волшебству, «по щучьему веленью»);

- герои - люди, которые противопоставлены по социальным критериям (мужик и генералы);

- используется художественные приемы, характерные для сказки (социально-бытовой): эзопов язык, иносказания, сатира, юмор.

Признаки повести.

- в «Повести» есть слова, которые в сказке использоваться не могут: «примите уверение», «упраздним», «школа военных кантонистов»;

- в сказке все происходит в некотором государстве (ситуация безвременья), в нашей повести, хотя события и происходит на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут там «на Подъяческой улице»;

- о времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о рангах введена Петром I).

- исходная ситуация (генерала на необитаемом острове) сама по себе реальна. Вспомним «Робинзона Крузо», который основан на действительных событиях.

Приходим к выводу: несмотря на использование словесных формул, характерных для сказки, нельзя утверждать, что по форме это сказка, т.к. эти словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например «мед - пиво пил» в сказке концовке не оказывающая влияние на сюжет. В «Повести ….» эта фраза смыслообразующая, т.к. указывает на то, что мужику на Подьячей ничего не перепало») В «Повести…» есть элементы сказки.

Далее, даются домашние задания на следующий урок, что является и этапом подготовки игры. Класс делим на четыре группы по пять человек, разделение по желанию учеников. В основном они составили группы по гендерному принципу. В одной - только мальчики, в другой - девочки, а в остальных - и те и другие. В каждой группе ребята распределили роли и получили задания.

1. Индивидуальные:

- «художникам» - создание иллюстраций к любому понравившимся эпизоду сказки.

- «биографам» - написать об интересных фактах биографии Салтыкова - Щедрина (по учебнику и др.источникам).

- «критикам» - написать критическую статью о «Повести» опираясь на следующие вопросы: охарактеризуйте генералов, какие они? Каким изображен мужик? Сравните генералов и мужика: как вы думаете, какие же пороки (самые главные) скрываются под их личиной?

- «исследователям»: найти объяснение терминов - гротеск, гипербола, фантастика; привести примеры из текста к каждому термину.

2. фронтальное - подумать и ответить над вопросом «Повесть…» - это сатирическое или юмористическое произведение?

Второй урок ролево - деловая игра «Издательство»

Урок начинается с представления игровой ситуации, этапа ввода в игру (до начало урока готовим рабочие места для 4-х групп, выставляем на каждый стол таблички с названиями «издательств», которые ребята сами для себя выбрали. Для этого они заранее узнали какие есть издательства в России, выбрали себе название, договорились с учеником, чтобы он напечатал им их).

- Сегодня, вы не ученики, а работники разных издательств. Их всего 4, давайте познакомимся с ними (ребята встают и называют издательство).

- Мы присутствуем на презентации книг, которые скоро должны быть изданы. Заранее был подготовлен план презентации, по которому вы должны выступить, собрав воедино ваш материал. Он находится у вас на рабочих столах. План следующий:

- «книжку» представляет «составитель», то есть знакомит с содержанием, - каждый «служащий» рассказывает свою часть работы;

- «художник» - комментирует свои иллюстрации: что нарисовано и к какому эпизоду относится.

- «биограф» - знакомит с отдельными моментами из жизни Салтыкова - Щедрина.

- «критик» - выступает со своей статьей о «Повести» опираясь на следующие вопросы: охарактеризуйте генералов, какие они? Каким изображен мужик? Сравните генералов и мужика: как вы думаете, какие же пороки (самые главные) скрываются под их личиной?

- «исследователь» - дает определение терминам - гротеск, гипербола, фантастика; и приводит, по возможности, примеры из текста к каждому термину.

Всей группе - подумать и ответить над вопросом «Повесть…» - это сатирическое или юмористическое произведение?

- Мы все будем внимательно слушать, обсуждать, если есть необходимость, дополнять ваши выступления. На подготовку дается 5 минут.

В ходе подготовительной работы, учитель отвечает на вопросы учеников, помогает, подсказывает.

Этап проведения игры - презентация «книжек».

- Первыми представят свою «книжку» издательство «Дрофа», затем «Детская литература», «Художественная литература» и «Просвещение».

Группы выходят к доске и каждый участник представляет свою работу.

Презентация издательства «Дрофа». «Составитель» говорит о том, что книжка предназначено любому читателю, знакомит с содержанием «книжки», которая состоит: из рисунка «Генералы привязали мужика к дереву» статьи «критика», и определений терминов: гипербола, гротеск, фантастика. Затем «критик» читает свою статью, которая оказалась по сути не исследованием, а пересказом текста: « Один генерал был умный, а другой глупый. Они не могли прокормить себя. И умный сказал: « Давай нас будет кормить мужик, а где его найти?» И они пошли его искать. Два генерала нашли его и стали на него кричать. Мужик хотел их побить, но они были генералы, поэтому не стал их бить. Он их кормил. И так прошло время, генералы подумали о том, что их пенсия накопилась и захотели домой. Мужик сделал им лодку и поплыли они все вместе домой. Они получили свою пенсию, и мужику дали водки».

«Исследователь» дала определения терминов, но примеров из текста не привела: «Гротеск - причудливый ( от 'grotto' - грот).Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Гипербола - чрезмерное преувеличение свойства изображаемого предмета. Водится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии, романтизма и жанра сатиры. Фантастика - ( с греч. способность выражать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира».

«Биограф»рассказал о жизни писателя: «В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых - село Спац - Угол. Здесь 1926 году родился Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н.Щедрин (такой псевдоним взял себе М.Е. Салтыков). Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к дворянскому старинному. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Учеба началась очень рано. Первые познания в французском языке он приобрел еще в четырехлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению, которое стало неиссякаемым источником его быстрорастущих знаний. Затем Салтыкова поступил в третий класс московского дворянского института. В лицее началась его литературная деятельность. После выхода из лицея, весною 1845 года, начинается его служба в канцелярии военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести «Запутанное дело». Власти усмотрели «вредное направление», и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгие восемь лет. Вятская ссылка дала Салтыкову ясное представление о жизни широких слоях простого народа. В своих последующих произведениях - повестях, сказках - Салтыков-Щедрин остается верным обездоленному народу. Сказки Щедрина - произведения иносказательные. Сам писатель свою манеру писать называл «Эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа. В 1889 году Салтыков умер. «В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого защитника правды и свободы, борца против зла, которое он свом сильным умом и словом разил в самом корне…»- писали тифлисские рабочие в год его смерти».

Презентация издательства «Детская литература»

Отличительной особенностью их книжки стало использования высказывания Чернышевского Н.Г. в качестве эпиграфа на обложке: «В каждом порядочном человеке русской земли, Щедрин имеет глубокого почитателя». Далее «биограф» знакомит с некоторыми фактами из жизни писателя: «В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых - село Спас - Угол. Здесь 1926 году родился Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н.Щедрин (такой псевдоним взял себе М.Е. Салтыков). Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к дворянскому старинному. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Учеба началась очень рано. Первые познания в французском языке он приобрел еще в четырехлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел».

«Критик» опять вместо анализа очень подробно пересказал содержание сказки: «Эта повесть гласит о том как жили были два генерала. Они служили всю жизнь в регистратуре, там родились и воспитались. Только вдруг очутились они необитаемом острове. Проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Что же мы будем делать? - спросил один генерал другого. Другой отвечал, давайте пойдем в разные стороны, вы на восток, а я на запад. Один генерал ходил и видел сколько много еды. Он сильно хотел есть: на поляне зайцы бегают, птицы летают, в воде рыба плавает. Стали генералы думать какого бы мужика найти, чтобы он им все делал. Долго они бродили по острову на вдруг запах мякинного хлеба навел их на мужичину. Он лежал под деревом и спал. Они сказали ему, чтобы он накормил их. Полез сперва он на дерево сорвал им яблок спелых, а себе взял кислое. Потом покопался земле и добыл оттуда картофелину, потом взял два куска дерева потерь их и извлек огонь потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наелись генералы и сказали, чтобы он сделал веревку, а они взяли и связали, чтобы никуда не сбежал. Прошли дни и генералы захотели к себе домой Петербург. И построил мужик им корабль. Набрал он пуху лебединого и услал им дно лодки. Повес он их домой. Во время пути он их селедками кормил. Приехали наконец генералы Петербург. Поехали они в казначейства и столько денег там нагребли! И о мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра - веселись мужичина!».

Хорошо поработал «исследователь», как он сам выразился «провел терминологическое исследование»: «Гротеск - причудливый, - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Примеры гротеска: мужик «громаднейший мужичина», а дает себя связать, да еще веревкой, которую сам сделал; в осетре, которого поймали в реке Упе, был опознан частный пристав Б.; мужик может сварить суп в пригоршне, из собственных волос сделать силок и поймать рябчика. Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Водится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии, романтизма и жанра сатиры. Пример гиперболы: «пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит, и кишит. В лесу рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают», «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности», « И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан - море переплыть вплоть до самой Подьяческой». «Художник» нарисовал иллюстрацию «Генералы едят, а мужик работает».

Издательство «Художественная литература»

« Критик» написал в своей статье следующее: «Главные герои этой сказки не только генералы, но и мужик. По-моему мнению, генералы очень глупые и ленивые. Они привыкли, что за них все делают мужики - крестьяне, и поэтому ничего не умеют делать. Они даже не знают, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». Они думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». А мужика жалко, потому что хоть он и «громаднейший мужичина» все умеет делать, все равно тоже очень глупый «Сила есть - ума не надо». Он же мог запросто сбежать от генералов и даже побить их. Он не сбежал, и даже дал им себя привязать к дереву, добывал им пищу, кормил их, значит он глупый, покорный и безвольный. Он покорился воле генералов». По- нашему мнению, мальчик справился с заданием и показал, что умеет обобщать.

«Исследователь» выписал из словаря определения терминов и подобрал примеры из текста, но не указал к какому термину он относится: «Гротеск - причудливый, - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Водится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии, романтизма и жанра сатиры. Фантастика - ( с греч. способность выражать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира». Примеры из текста: «пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит, и кишит. В лесу рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают», «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности», « И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан - море переплыть вплоть до самой Подьяческой». «Художник» нарисовал эпизод «Вдруг очнулись они на острове». Так как «биограф» отсутствовал на уроке, «критик» взял на себя его функцию, и попытался без записей рассказать о Щедрине. Получилось интересно.

Группа Издательства «Просвещение» (самая слабая) не была готова к уроку, не выполнила задания. Половина отсутствовала. Они успели сделать только обложку «книжки».

Следующий этап - этап анализа, обобщения, рефлексии. После выступления всех групп, начинается вывод из игры, учитель говорит, что все хорошо поработали, но время заканчивается и надо подводить итоги. Ученики обсуждают то, как они подготовились, как выступили на уроке, анализируют свою работу и работу одноклассников. В итоге голосования лучшей признали презентацию «книжки» третьей группы «Издательство «Художественная литература». «Работники» этой группы основательнее подготовились к игре, когда выступали, не читали, а рассказывали. Почти всем ученикам понравилась наша игра, и многие изъявили желание и в будущем проводить такие занятия.

Следует отметить и недочеты: однообразие форм презентаций, следовало продумать задания для каждой группы отдельно, так как получилось, что ученики 4 раза выслушивали близкие по содержанию ответы; лучше было бы не делить класс на разные «издательства», а весь класс представить как одно «издательство», распределить по группам: художников, критиков, биографов, исследователей, и дать дифференцированные задания каждой группе. Не очень удачно прошла работа с терминами (многие ребята не справились с заданием подобрать примеры из текста, потому что заранее не была проведена словарная работа); надо было четче определить объем презентаций, так как времени на обобщение почти не хватило. Но в целом, ребятам понравилось такая форма урока, они были заинтересованы, работали все.






4. Ролево-деловая игра «Издательства» как элемент урока (на примере урока изучения отрывка «Княгиня Трубецкая» из поэмы «Русские женщины» Н.А.Некрасова)

В отличие от предыдущего урока - игры, этот только включает в себя элементы игры и строится на импровизации. Ученики не были заранее предупреждены, что на уроке будет игра. Было задано прочитать отрывок «Княгиня Трубецкая» поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Урок с элементами игры «Издательство». Тема урока: «Героизм русских женщин». Урок начинается со вступительного слова учителя об истории создания поэмы:

- «Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей - «Княгиня Трубецкая»(1872г.) и «Княгиня М.Н. Волконская» (1873). Как вы уже знаете, в первой части автор воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей- сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями,- в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю, к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину.

Трубецкая убеждена, что она должна быть с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту.

Работая над поэмой «Русские женщины», Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери Марии Николаевны Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала М.С. Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» - бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал как ребенок». «Записки М.Н.Волконской» и легли в основу второй части поэмы. Однако Некрасов не просто переложил в стихи основные события, о которых говорилось в «Записках». Многие эпизоды поэт опустил, отдельные факты высветил, углубил и раскрыл. Главное внимание поэт уделил рассказу о том, как под влиянием происшедших событий изменился характер Волконской, как из женщины, в сущности, очень далекой от общественно-политической жизни, она стала сознательной гражданкой, убежденной в правоте дела, которому посвятил себя ее муж-декабрист.»

Далее после вступительного слова переходим непосредственно к работе по первой части.

Представление игровой ситуации - этап ввода в игру: «У меня в руках сборник произведений Н.А.Некрасова , в котором есть поэма «Русские женщины».Но потомки княгини Трубецкой и самого Некрасова хотели бы, чтобы вышло отдельное издание посвященное поэме. Давайте попытаемся выполнить их пожелание. Для этого мы должны представить себе, что мы работники издательства, надо разделиться на четыре группы, чтобы распределить задания. Первая группа - это группа составителей, вторая - это группа художников - иллюстраторов, третья - литературных критиков, четвертая - биографов. Каждая группа получит свое задание, чтобы в результате нашей совместной работы получилась «книжка». Давайте придумаем название издательству.

- У нас здесь присутствуют четыре творческие группы, работающие над изданием книги, в результате вашей работы у нас должна получиться «книжка»,которую мы напечатаем и издадим небольшим тиражом, она послужит дополнительным материалом при изучении данной темы для других учеников. На отдельных листах каждой группе дается задание, вы сами должны распределиться - кто и что будет выполнять.

Задание:

- «художникам» нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду, сделать обложку к книжке ;

- «составителям» придумать название, написать аннотацию к книге;

- «биографам» написать статью о Некрасове;

- «литературные критики» составляет статью к поэме. Какой вы представляете себе княгиню? Каким был губернатор? Кто оказался настойчивей?

Дается время на выполнение. В ходе работы, учитель подходит к группам, объясняет, оказывает индивидуальную помощь.

Следующий этап проведения - презентация работ. Представители из каждой группы защищают свои работы.

Презентация первой группы. «Составители» сообщили нам, что издательство называется «Шанс». «Книжка состоит из трех разделов : биографии писателя, статьи критика и иллюстраций художников - иллюстраторов. Эта книга будет полезна всем тем, кто интересуется Н.А.Некрасовым, его творчеством, и особенно учащимся изучающим поэму «Русские женщины на уроке литературы. Она написана детьми, и для детей доступным, понятным языком».

Презентация второй группы - «Художники». Первый художник нарисовал особняк губернатора, окруженный дремучим лесом, тем самым, показав, что путь княгини был не легок. Второй - иллюстрацию к диалогу между княгиней Трубецкой и иркутским губернатором. Третий - придумал какой должна быть обложка книги: на переднем плане - сам поэт, на заднем - героини поэмы.

Презентация третьей группы - «Биографы». Каждый из биографов рассказал отдельный эпизод из жизни поэта: Алеша - «Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое именье Грещнево. Здесь прошло детство - среди яблонь обширного сада, в близи Волги, которую Некрасов назвал своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимирской, о которой вспоминал «…Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами». Некрасов впитал стихию народной лирической поэзии с ее демократизмом и простатой. И даже - былинную стихию. В последствии уже не народная песня диктовало Некрасову, а Некрасов создавал песни, которые подхватывал и пел народ». Алена «Некрасов первым в печати прославил декабристов в поэме «Дедушка», самоотверженных жен декабристов в поэме «Русские женщины». Над своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо» поэт работал целых 14 лет. История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как Пушкин частью народного познания, вошедшего в кровь и плоть отечественной культуры». Кристина - « Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Его стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» поразило всех. Оно показало - Россия приобретает великого поэта. И родилась по свету слава Некрасова, а люди разных взглядов приобщались к его огню, воспламеняющему душу. На одиннадцатом году - Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе…Тетрадь лирики и рукописи - это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил в университет. Отец лишил его средств. В начале 40-х годов Некрасов сближается с Белинским. Как издатель журнала «Современник», Некрасов привлекает к сотрудничеству Тургенева и Герцена, Л.Н. Толстого, а позднее - М.Е. Салтыкова-Щедрина. В 1856году вышла книга Некрасова «Стихотворения», куда вошли «Влас», «Тройка», «Забытая деревня» и «Незжатая полоса», поэма «Саша». История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как Пушкин частью народного познания, вошедшего в кровь и плоть отечественной культуры».

Презентация четвертой группы - «Литературные критики». Первый критик был весьма лаконичен: «Княгиня имела тонкие черты лица, она была предана мужу, никогда не предавала его. Она очень любила его. Когда ее мужа Сергея Петровича Трубецкого, он был декабристом, после восстания декабристов сослали, она поехала за ним. Такая она была преданная». Статья второго критика: «Характер княгини Трубецкой был настойчивый и немножко упрямый. Она хотела ехать к своему далекому мужу, чтобы быть рядом с ним. Губернатор настаивал на том, чтобы она не ехала туда. Он говорил, что там одни убийцы и воры и ее могут убить, она будет плохо жить и сама помрет от тоски. Настойчивей в диалоге оказывается княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Она очень хотела ехать к сосланному мужу - декабристу Сергею Петровичу Трубецкому. Она так сильно хотела ехать к нему, что ей ничто не помешало и она на все готова».

Далее идет этап анализа, обобщения, рефлексии. После выступления всех групп, начинается вывод из игры, учитель говорит, что все хорошо поработали, но время заканчивается и надо подводить итоги. Ученики обсуждают то, как они подготовились, как выступили на уроке, анализируют свою работу и работу одноклассников. Почти всем ученикам понравилась наша игра, и многие изъявили желание и в будущем проводить такие занятия.

Анализ урока. Следует отметить недочеты, во- первых, мы на практике убедились в необходимости подготовки урока-деловой игры или урока с элементами игры заранее, так как много времени уходит на организационные моменты (деление на группы, распределение ролей); во - вторых, уроки должны быть сдвоенными, потому что мы не успели подвести итоги, пришлось на следующем уроке снова возвращаться к этой теме. В-третьих, следовало бы заранее продумать задания, чтобы они не были однотипными. Но в основном ребят очень вдохновляет такая форма урока, как показала практика, они охотнее занимаются, ближе воспринимают материал, появляется интерес к изучаемому, задействуются все ученики.


Заключение

Какое место должна занимать игра в обучении? Можно говорить об игре на уроке как приеме педагогической техники и даже как об основе самостоятельной педагогической технологии. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что собственно игровое взаимодействие учащихся создает условия мнимых искусственных ситуаций, вызывая соревнование и эмоциональное возбуждение, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания и концентрацию интеллектуальных творческих усилий. Мобилизуя умственные способности учащихся, их воображение, внимание, память, дидактические игры связаны с чувством удовольствия и, следовательно, с условиями непроизвольного усвоения и запоминания учебного материала.

Ролево-деловую игру на уроке литературы целесообразно применять в исключительных случаях, когда привычные, традиционные формы работы не ведут к желаемому результату. Например, не только для усвоения программной темы, но и для осмысления прочитанной дома книги, при изучении теории и истории литературы. Игра может быть использована: как самостоятельная технология, как элемент технологии; как урок, как часть урока; во внеклассной работе.

Структура ролево - деловой игры «Издательства» включает в себя три основных этапа: подготовительный (введение в игру), проведения игры, рефлексии и анализа. Как показала практика, каждый этап имеет особое значение при проведении урока. Самый важный этап в игре - совместное обсуждение ее результатов. Зная, что предстоит игра, каждый ученик будет ответственнее готовиться к урокам, внимательнее прочитывать текст. Использование игры на уроке становится событием неординарным, запоминающимся. Успех игры на ее основном этапе предопределяется качеством подготовительной работы на этапе доигровом. Ни в коем случае не следует проводить ролево - деловую игру, если она подготовлена не достаточно хорошо, иначе не реализуется ни одна из богатых потенциальных возможностей игры. В самих уроках, конечно, были недочеты: в первом, однообразие заданий, нецелесообразное деление групп на отдельные «издательства», вместо того, чтобы всех объединить в одно. Но в целом уроки прошли успешно, ученики были очень заинтересованы самим процессом игры, и, может быть, даже не были нацелены на результат, что немаловажно. Игра помогает созданию эмоциональной атмосферы на уроке. Следует отметить и некоторые трудности с которыми мы столкнулись: оказалось, что ученики не умеют пользоваться библиотекой, работать с терминами, что обусловлено, вероятно, самой значимой проблемой в школе - сокращением часов литературы.

Урок в форме ролево-деловой игры способствует решению следующих задач:

  • во-первых, обеспечивает более высокую обучающую,
    развивающую, и воспитательную результативность, по
    сравнению с обычными формами урока;

  • во-вторых, игра сохраняет элементы неожиданности,
    импровизации, неопределенности развязки, заключает в себе
    элементы интриги;

  • в-третьих, в процессе игры учащиеся оказывают друг другу
    помощь, их действия приобретают социально значимую
    ценность, они учатся вставать на позиции другого человека,
    видеть мир его глазами.

Следует помнить о том, что игра остается лишь средством обучения, развития, воспитания, способным активизировать и интенсифицировать образовательный процесс, недопустимо превращать ее в самоцель, использовать необоснованно.

Идея игровой организации обучения рождается из анализа практических неудач, к которым неизбежно приводит стремление в лоб решить проблему игрового обучения путем простого перенесения игр из бытовой сферы в сферу обучения. Естественно, что повседневная жизнь не может состоять из большого количества праздников, чем, по сути, оказывается проведение игры. Связь с содержанием школьного обучения достигается в игре не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путем специального проектирования содержания учебной игры.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что развивающие, обучающие и воспитывающие функции дидактических игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению зачастую больше оправдывается практическим эффектом, а не завершенными дидактическими методологическими обоснованиями. Безусловно, в этом направлении у исследователей (филологов, психологов, педагогов и других) впереди широкое поле деятельности.




Список литературы


  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 2000. 400 с.

  2. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 1982. 176 с.

  3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещения, 1988. 173 с.

  4. Качурин М.Г. Ученик - исследователь на уроках литератур. М.: Просвещение, 2001. 230 с.

  5. Кортасар Х.Я. Я верю в слово // Вопросы литературы. 1981. №1. С. 56-57.

  6. Мишлимович М. Я. Пробуждая чувства добрые: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1984. 94 с.

  7. Розин В.М. Методический анализ деловой игры как новой области научно-теоретической деятельности и знания // Вопросы философии.1986. №6. С.112-132.

  8. Рыбникова М.А.Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985. 578 с.

  9. Рыбникова М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рожд.

М.: Педагогика, 1985. 248 с.

  1. Щербань П.Н. Учебно - педагогические игры их роль в подготовке будущих учителей // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988, №6. С.34.

  2. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 358 с.


© 2010-2022