Контрольно – измерительные материалы по русскому языку (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Контрольно - измерительные материалы по русскому языку



Завизион Т.И.

учитель русского языка и

литературы Григорьевского филиала

МБОУ Шпикуловской СОШ



















Что Вас ждет на экзамене?

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую

письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из

7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 9 заданий с кратким ответом

(В1-В9).

К каждому заданию с выбором ответа (А1-А7) даны четыре варианта

ответа, из которых только один верный. Ответы к заданиям В1-В9 Вы

должны сформулировать самостоятельно. Ответы на задания части 2 укажите

сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите

в бланк № 1.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали,

работая над заданиями части 2.

Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый

аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут

учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,

и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас

останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно

больше баллов.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2.

Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности,

прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а

что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других

людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят

ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как

правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,

благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для

себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в

поведении, и определяется, какими будут поступки человека -

нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда

выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить

нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая

проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та

единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение

человека.

(По А. Никонову)

135 слов


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1-A7; B1-B9; C2.

(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.
(2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул ее в окно.
- (4) Приведешь родителей, - сказал он, выдворяя меня из класса.
(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк.
(8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
(13) В школу Дед отправился на следующий день. (14) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх».
(15) В классе за мною числилось множество разных грехов. (16) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (18) Скрепя сердце я поплелся в кабинет.
(19) Но Дед не ругал меня. (20) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать. (21) Таким точно образом, как просят об уступке больному человеку.
- (22) Видишь ли, - говорил Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, - когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком. (23) Потому что не изобрели еще пишущих машинок. (24) И рукописи, и деловые бумаги, и письма просто нельзя было бы прочесть, будь они написаны каракулями. (25) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (26) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (27) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название - «перо». (28) Все люди пишут перьями стальными. (29) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрел «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (30) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (31) Но тогда же выдумают еще что-нибудь пишущее, и все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (32) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (33) Они от ваших штук и без того устали.
(34) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (35) И его классная руководительница мне сказала:
- Школьникам запрещается писать шариковыми ручками. (36) Шариковые ручки портят почерк. (37) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!

(Евгений Борисович Чуковский - внук Корнея Ивановича Чуковского).

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дед попросил внука не пользоваться авторучкой?»

1. «Вечное перо» портит почерк.

2. Нехорошо вызывать всеобщую зависть.

3. Не стоит раздражать усталых учителей.

4. Дед пообещал учителям, что сумеет повлиять за внука.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «вечные перья» (предложение 8).

  1. Эти ручки нельзя сломать.

  2. Эти ручки нельзя купить.

  3. Эти ручки не нужно макать в чернила.

  4. Эти ручки не нужно чинить.

А3. Укажите предложение, в котором нет фразеологического оборота.

1. Скрепя сердце я поплелся в кабинет.

2. И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания.

3. Они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк.

4. Все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит.

А4. Укажите правильное суждение.

  1. В слове ТЯЖКИМ два глухих согласных.

  2. В слове ВИДИШЬ все согласные мягкие.

  3. В слове НОЖ все согласные звонкие.

  4. В слове ПЕРЬЯМ три мягких согласных.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1. выхватил 2. обменять 3 предлагали 4 заправлялись

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1. расхаживая 2. обвиняли 3приведешь 4.поведении

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

1.обыкновенную 2.гусиным 3.запрещено 4.сломанных

В1. Замените разговорное слово «поплелся» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _____________________

В2. Замените словосочетание «стальными перьями», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 5. ____________________

В4.Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. _______________________________________

В5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

«Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. Но я добыл его себе сам,(1) изготовив из обломков трех или четырех сломанных. Правда,(2) иногда с пера соскакивали огромные кляксы,(3) но зато не надо было макать в чернильницу. И чернила в него заправлялись не фиолетовые,(4) а голубые._______________________

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

Ответ запишите цифрой. ______________________________

В7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. _____________________

И,(1) конечно,(2) кому-то надоело макать ручку в чернильницу,(3) и он изобрел «вечное перо»,(4) которое обвинили в тех же самых грехах,(5) в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером.

В8. Среди предложений 30-33 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения. __________________________________________

В9. Среди предложений 23-27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения. ___________________

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Французского писателя Н. Шамфора: «Автор идет от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности,

прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а

что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других

людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят

ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как

правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,

благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для

себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в

поведении, и определяется, какими будут поступки человека -

нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда

выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить

нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая

проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та

единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение

человека.

(По А. Никонову)

135 слов

Критерии оценивания задания С1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Нравственность - это система правил поведения личности,

в основе которой находятся значимые для человека

ценности

2

Нравственность - это всегда самостоятельный выбор

человека, и от этого выбора зависит, каким будет

поступок - нравственным или безнравственным

3

Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за

безнравственный поступок, - единственная сила,

обеспечивающая нравственное поведение человека

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 1)

Экзаменуемый точно передал основное содержание

прослушанного текста, отразив все важные для его

восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1

Экзаменуемый передал основное содержание

прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

Экзаменуемый передал основное содержание

прослушанного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы

2

1


0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия

текста, использовав их на протяжении всего текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия

текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия

текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0

3

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив-

ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

2


1


0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение

по критериям ИК1-ИК3

7

Часть 2

Проверка заданий А1-А7; В1-В9

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

(А1-А7; В1-В9) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За

неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать

экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий части 2

работы, - 16.

За выполнение каждого из заданий А1-А7 с выбором ответа

выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.

Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные

ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Часть 3

Критерии оценивания С2

Ответ на задание С2 (сочинение-рассуждение) оценивается по

следующим критериям.

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (С2)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный

вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием

тезиса, нет

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием тезиса

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок,

связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

2

1

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,

верно указав их роль в тексте.

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,

но не указал их роль в тексте,

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в

тексте одного из них,

или

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в

тексте

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не

указав его роль в тексте.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из

прочитанного текста

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из

прочитанного текста

3


2

1

0


0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуни-

кативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

2




1

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0

2

1

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1-С1К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем

критериям проверки (С1К1-С1К4; ГК1-ГК4, ФК1).

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в

задании С2 выполняемого варианта, по всем критериям проверки

оценивается нулём баллов.

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём

изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки

изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более

слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет

70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше

1 балла:

ГК1 - 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или

допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 - 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена

1 негрубая ошибка;

ГК3 - 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 - 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов,

то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или

изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4

осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по

таблице 7;

- если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не

ставится более 1 балла (см. выше);

- если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4

оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить

экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 42.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более

17 баллов (от 0 до 17) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее

18 и не более 27 баллов (от 18 до 27) за выполнение всех частей

экзаменационной работы;

отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее

28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

6 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

© 2010-2022