- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработа урока по литературе Живой Есенин
Методическая разработа урока по литературе Живой Есенин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюх Е.В. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ открытого урока по
литературе, 7-в классе
Артюх Е.В.
Раздел 1. Вспоминаю детство
Рабочее название урока: «Стихи мои, спокойно расскажите вы про жизнь мою» (С.Есенин)
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания
I. Цель урока.
Цель урока: помочь ученикам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства С.Есенина; познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути поэта.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
II. Работа с текстом.
1. Формулирование темы урока.
2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.
3. Работа с текстом после чтения.
III. ИТОГ УРОКА
-
ОРГМОМЕНТ. Приветствие, выявление отсутствующих. 2 мин.
-
Просмотр видеороликов с декламацией стихотворений Есенина («Письмо деду», «Быть поэтом»). 6 мин.
-
Опрос. Определение темы урока. 3 мин.
- Как вы думаете, что объединяет все эти стихотворения? (автор)
- Что вы знаете об этом человеке?
- Встречались ли вы с его творчеством раннее?
Конечно, самое превое стихотворение в школьной жизни, написанное рукой этого поэта, - «Белая береза». Давайте вспомним его.
Просмотр видеоролика песни на стихотворение «Белая береза». 2 мин.
- Что мы будем делать сегодня на уроке?
Работа с эпиграфом. 2 мин.
«Стихи мои, спокойно расскажите вы про жизнь мою» (С.Есенин)
- Что именно станет объектом обсуждения для нас? (не только жизнь, но и творчество поэта)
- Какие ключевые слова урока вы можете назвать? (запись на доске: поэт, лирика, стихотворения, жизненный путь) 2 мин.
Выступление с сообщением о биографии автора Семеновой Виктории. 5 мин.
Интересная информация была нами услышана. Поэт жил в непростое для России и её народа время. Что вам запомнилось из выступления?
(ответы) 3 мин.
Работа со статьей учебника. 3мин.
- Прочитайте ещё раз биографию С.А. Есенина и выделите ключевые слова и фразы (с. 63-64).
Однако, дети, пожалуй, никто не может рассказать о себе лучше, чем сам автор.
Просмотр видео с чтением стихотворения самим автором. 4мин.
- Прочитайте фрагмент из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь», написанного в 1925 году. О каких «ощущениях детских лет» говорит в нём Есенин? Почему он считает, что сберечь эти ощущения «хорошо», и возвращается к ним спустя столько лет, в последний год своей жизни? Объясните значение строфы:
Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
- Можно ли сказать, что стихотворение «Мой путь» - это только воспоминание о детстве поэта?
- Как соотносится биография Есенина с этим стихотворением?
- Существует ли правда в литературном произведении? В чём она?
- Читаем и анализируем стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (с. 66).
- Прочитайте наизусть стихотворение. 2 мин.
- Попробуйте перечислить те чувства, которые испытывает герой.
- Объясните значение слова «исповедь». Можно ли назвать это стихотворение в определённой степени исповедью лирического героя?
- Покажите, что это лирическое стихотворение. Проследите, как в нём проявляется автобиографическое начало.
- Поэт назвал стихотворение «Письмо матери». Что для поэта и его лирического героя мать? Почему в минуты душевной «усталости» он пишет именно ей? Как вы думаете, что вызвало в душе поэта «тоску мятежную», «раннюю усталость»? Личные переживания, историческая эпоха, отрыв от родных корней, к которым он теперь стремится вернуться?
Несомненно самой главной женщиной для С.Есенина была его мама, много стихотворений он посвятил именно ей. Но в жизни поэта было много других близких для него женщин. Тема любви занимает большое место в творчестве писателя. Но кто же они - его музы? Об этом нам расскажет Мазур Лилия. Выступление ученицы. 5 мин.
Подводя итог сегодняшнему уроку, ребята, что вы узнали нового о поэте? (ответы обучающихся)
-Какие темы красной нитью проходят через творчество поэта?
Посмотрите на дату еще раз. Что вы можете дополнить о сегодняшнем уроке, в чем его значение для нас именно в этом году? (120 лет со дня рождения поэта)
Завершающий просмотр видеоролика о С.Есенине.
Оцените вашу работу на уроке.
IV. Домашнее задание.
Дома учащиеся читают статью о М. Горьком (учебник, с. 68-69) и главы I-IV из повести М. Горького «Детство».
© ООО «Баласс», 2014