Методическая разработа урока по литературе Живой Есенин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ открытого урока по

литературе, 7-в классе

Артюх Е.В.

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: «Стихи мои, спокойно расскажите вы про жизнь мою» (С.Есенин)

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

Цель урока: помочь ученикам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства С.Есенина; познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути поэта.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.
















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.








3. Работа с текстом после чтения.


III. ИТОГ УРОКА



  1. ОРГМОМЕНТ. Приветствие, выявление отсутствующих. 2 мин.

  2. Просмотр видеороликов с декламацией стихотворений Есенина («Письмо деду», «Быть поэтом»). 6 мин.

  3. Опрос. Определение темы урока. 3 мин.

- Как вы думаете, что объединяет все эти стихотворения? (автор)

- Что вы знаете об этом человеке?

- Встречались ли вы с его творчеством раннее?

Конечно, самое превое стихотворение в школьной жизни, написанное рукой этого поэта, - «Белая береза». Давайте вспомним его.

Просмотр видеоролика песни на стихотворение «Белая береза». 2 мин.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

Работа с эпиграфом. 2 мин.

«Стихи мои, спокойно расскажите вы про жизнь мою» (С.Есенин)

- Что именно станет объектом обсуждения для нас? (не только жизнь, но и творчество поэта)

- Какие ключевые слова урока вы можете назвать? (запись на доске: поэт, лирика, стихотворения, жизненный путь) 2 мин.

Выступление с сообщением о биографии автора Семеновой Виктории. 5 мин.

Интересная информация была нами услышана. Поэт жил в непростое для России и её народа время. Что вам запомнилось из выступления?

(ответы) 3 мин.

Работа со статьей учебника. 3мин.

- Прочитайте ещё раз биографию С.А. Есенина и выделите ключевые слова и фразы (с. 63-64).

Однако, дети, пожалуй, никто не может рассказать о себе лучше, чем сам автор.

Просмотр видео с чтением стихотворения самим автором. 4мин.

- Прочитайте фрагмент из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь», написанного в 1925 году. О каких «ощущениях детских лет» говорит в нём Есенин? Почему он считает, что сберечь эти ощущения «хорошо», и возвращается к ним спустя столько лет, в последний год своей жизни? Объясните значение строфы:

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

- Можно ли сказать, что стихотворение «Мой путь» - это только воспоминание о детстве поэта?

- Как соотносится биография Есенина с этим стихотворением?

- Существует ли правда в литературном произведении? В чём она?

- Читаем и анализируем стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (с. 66).

- Прочитайте наизусть стихотворение. 2 мин.

- Попробуйте перечислить те чувства, которые испытывает герой.

- Объясните значение слова «исповедь». Можно ли назвать это стихотворение в определённой степени исповедью лирического героя?

- Покажите, что это лирическое стихотворение. Проследите, как в нём проявляется автобиографическое начало.

- Поэт назвал стихотворение «Письмо матери». Что для поэта и его лирического героя мать? Почему в минуты душевной «усталости» он пишет именно ей? Как вы думаете, что вызвало в душе поэта «тоску мятежную», «раннюю усталость»? Личные переживания, историческая эпоха, отрыв от родных корней, к которым он теперь стремится вернуться?

Несомненно самой главной женщиной для С.Есенина была его мама, много стихотворений он посвятил именно ей. Но в жизни поэта было много других близких для него женщин. Тема любви занимает большое место в творчестве писателя. Но кто же они - его музы? Об этом нам расскажет Мазур Лилия. Выступление ученицы. 5 мин.

Подводя итог сегодняшнему уроку, ребята, что вы узнали нового о поэте? (ответы обучающихся)

-Какие темы красной нитью проходят через творчество поэта?

Посмотрите на дату еще раз. Что вы можете дополнить о сегодняшнем уроке, в чем его значение для нас именно в этом году? (120 лет со дня рождения поэта)

Завершающий просмотр видеоролика о С.Есенине.

Оцените вашу работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают статью о М. Горьком (учебник, с. 68-69) и главы I-IV из повести М. Горького «Детство».

© ООО «Баласс», 2014



© 2010-2022