Презентация по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие «По страницам народной летописи народных судеб…» М.А. Шолохов (по жизни и творчеству М.А.Шолохова).

Пелих Мария Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10 г. Сальска

Побоженская Венера Мирзоитовна

Санаторная школа-интернат № 18

г. Ростова-на-Дону

Пархоменко Елена Борисовна

МБОУ СОШ Новотроицкая ООШ

Сафонова Яна Георгиевна

Санаторная школа-интернат №28

Г. Ростов-на-Дону

Агуля Лидия Михайловна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Пролетарск.

Цели рока:

1. воспитание духовного самосознания личности, осознающей свою связь с историей малой родины и национальной культурой;

2. воспитание чувства патриотизма;

3. развитие речевой деятельности учащихся.

Задачи:

1.Знать:

по литературе:

  1. содержание романов М. А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», понимать его тематику и проблематику;

  2. авторскую позицию по отношению к описываемым событиям и способы ее выражения в романе;

по истории донского края:

  1. характерные черты быта населения Дона, хозяйственной жизни, социальных отношений, понимать причину их своеобразия;

  2. влияние региональных верований на формирование сознания, культуры и традиций донского казачества;

  3. наиболее распространенные обычаи и обряды на Дону.

2. Уметь:

1. анализировать и интерпретировать фрагменты произведения;

2. создавать и редактировать собственные тексты;

3. самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

4. сопоставлять информацию, находить общее и различное;

5. владеть основными видами публичных выступлений;

6. использовать компьютерные технологии для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.



Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами подводим итоги по творчеству М.Шолохова. А для того, чтобы нам с вами было интересней, предлагаю отправиться в путешествие по берегам Дона-батюшки. Путешествие пройдёт под руководством (фамилия имя ученика), учащегося 11 класса (учащийся факультативного курса «Экскурсионная речь»).

Учащийся - экскурсовод:

Мы будем останавливаться в таких местах, как станица Цимлянская, где поговорим об истории казачества, заглянем в дома казаков, притронемся к быту и традициям казаков. Затем, отправимся в хутор Гремячий Лог, казачью станицу, где, как вы помните, происходят действия романа «Поднятая целина». И, конечно же, побываем в хуторе Татарском станицы Вёшенской, где жили герои романа-эпопеи «Тихий Дон» и сам автор этих замечательных произведений М.Шолохов.

Мы с вами готовились к этому путешествию и разработали план маршрута. Так давайте же скорее сядем в наш виртуальный экипаж.

Итак, мы отправляемся!

Первая станция: «В краю степей необозримых…» (историко-географическая станция).

Группа учащихся, отвечающие за эту станцию выходят вперёд, чтобы рассказать о возникновении казачества.:

Казак» - «вольный человек». Впервые это слово было зафиксировано в I в. и отмечается на Кубани и в Приазовье до XIII в.После татаро-монгольского завоевания жители Приазовья подняли восстание, жестоко усмиренное Батыем, и «страна Касакия» из всех источников исчезает, на ее месте обосновалась Ногайская орда. Но, в это же время исчезает название русскоязычного населения Дона - «бродники», позже сменяясь на «казаки». Очевидно, разгромленные племена касогов распались, одни отступили в горы, а другие укрылись в азовских болотах, плавнях и зарослях Дона, смешались с местными жителями и передали им свое имя. Хотя напрямую производить казаков от древних касогов нельзя, они стали лишь одним из компонентов, из которых формировалось казачество. Известно, что население Дона говорило по-русски, исповедовало Православие. В 1380 г. казаки на стороне Дмитрия Донского участвовали в Куликовской битве. Но в 1395 г. по Дону прокатилась армия Тамерлана, после чего, по словам современника, здесь остались лишь «развалины многих городков».Часть уцелевших казаков ушла на Днепр, часть во владения рязанских, северских князей. Пристраивались на службе в Крымском ханстве и в Азове. В связи с распадом Золотой Орды и междоусобицами степь превратилась в «дикое поле», и заново заселение Дона началось с конца XV в. - от Азова, откуда казаков выгнали турки, и с Руси. Подчеркнем, к беглым крепостным и старообрядцам казаки никакого отношения не имели: ведь крепостного права в России еще не существовало, а церковный раскол случился 200 лет спустя.Жили казаки в экстремальных условиях, в постоянной опасности. Отсюда вырабатывались традиции самоорганизации, братства, дисциплины, высочайшего воинского мастерства, которому учились с детства. Русские цари начали привлекать казаков на службу с XVI в. Часто казаки действовали не по государевым и воеводским указам, а по собственному разумению (даже вступая из-за этого в конфликты с правительством). А утверждалось такое поведение осознанием самих себя «воинами Христовыми», защитниками «народа православного» от басурман». Это было духовной доминантой, помогало стойко переносить жертвы и лишения, объясняло образ жизни.Вопреки рассуждениям об «отдельной нации», казачество во все времена пополнялись извне. Хотя в казаки верстали далеко не всех желающих. Беглый крепостной мог обрести на Дону свободу, однако оставался крестьянином, получая лишь статус «бурлака» (позже - «иногороднего»). Поэтому слова ссыльного Штокмана в романе о происхождении казачества верны лишь отчасти».

Вот такие они были - казаки. Изучая материал о казачестве, мы сравнивали современные правила поведения, и, к сожалению, это сравнение не в нашу пользу. Изучая историю нашего края, подробно знакомясь с обычаями наших предков, мы можем сказать, что казачество - особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков. Самым главным была Христианская вера, дававшая силу духа, потому были казаки бесстрашными, не боялись смерти.

Творческая работа для учащихся (не более 5 минут).

  1. Даны различные предметы одежды. Участникам путешествия предлагается выбрать из этого перечня только обязательные атрибуты казачьей одежды (лампасы, погоны, серьги).

  2. Как вы думаете, почему казаки выбрали для своей жизни именно Донскую землю?

Экскурсовод:

Осторожно, экипаж отходит через несколько секунд! Спешим занять свои места! Следующая станция: «Истоки степи родимой под низким голубым небом…» (этнографическая станция).

Выходит группа учащихся, которая занималась поиском информации о быте, традициях и религии казаков:

Быт:

Казаки всегда отличались большой набожностью. Поэтому церковному строительству на Дону уделялось огромное внимание. Отправляясь в поход, донцы-молодцы брали с собой не только иконы, но и разборную деревянную церковь. Которую собирали в дороге на привале, чтобы помолиться богу.

Курени свои казаки ладили с выдумкой: стены покрывали древесной ошилевкой и красили их ультрамарином, реже охрой, дом окольцовывали балкончиком (балясником) - подвесным или на сваях, полы и ступени натирали желтым речным песком. Украшали фасады широкой полосой ажурной резьбой, которуюприбивали к карнизу под напуском крыши. Резные наличники, угловые пилястры, ставни красили в белый цвет, подчеркивая им яркость стен и рисунок резьбы. Курень получался нарядным, живописным.

Горница - парадная комната казачьего куреня. Здесь потчевали гостей, отмечали в кругу семьи нерядовые события: крестины, юбилеи, церковные праздники.

Обязательная принадлежность горницы - иконы, которые размещались в красном углу. Зажиточные казаки имели не одну, а целых три иконы.

В канун Рождества Христова, Пасхи, Троицы и других праздников в горнице у иконы зажигали лампаду.

Праздники.

Пасха один из самых светлых и красочных праздников - Пасха, центральное событие в духовной жизни каждого христианина. Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. Неделя перед Пасхой - страстная, посвящена воспоминаниям о страданиях Христа. На Дону казаки, как и все православные, праздновали Пасху. Семья богатого казака в праздник.

Обряды.

Свадебный обряд.

Традиционному донскому свадебному обряду присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы. Празднества обычно устраивали осенью или зимой. Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты. «Завтра же поеду сватать!- У вас - девка невеста, у нас - жених… Договаривались после сватанья о дне свадьбы.

Свадьба со всеми обрядами - одна из красочных картин мирной жизни донского казачества. Здесь много поэтичности, юмора, бесшабашного разгула. На этих страницах Шолохов особенно часто пользуется фольклорными средствами, чтобы обрисовать психологический облик казачества. Не только все традиции этого древнего обряда с удивительной точностью описывает Шолохов: «Кладка должна быть! Уней своего наряду сундуки, а ты мне-е-е уважь, ежли по сердцу она вам пришлась!..»

Опрос учащихся:

Учащиеся делятся на две команды: одной предлагается обыграть свадьбу по казачьим традициям, другой - обыграть посвящение в атамана.

Далее ставится слайд с видеороликом из «Тихого Дона»«Свадьба Натальи и Григория».

Экскурсовод:

Итак, мы в середине нашего путешествия, здесь очень интересно, но пора двигаться дальше! Итак, следующая станция: «Язык, который помогает сродниться со своей землёй…». Здесь лингвисты познакомят нас с языком казаков, их фразеологизмами и только их словами.

Выходит группа учащихся, отвечающие за лингвистическую сторону урока.

Фразеология - это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как и в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речепроизводства.

Богат и разнообразен язык художественной литературы. Любое произведение истинного писателя представляет собой сокровище не только для литературоведов, но и для лингвистов. Творчество М.А.Шолохова для нас «образец народности и реализма». Язык народа - это важнейшая часть общественной жизни. Речь донских казаков является одной из главных характеристик казачества.

Диалектная лексика соседствует с просторечием. Вот примеры - «майдан, баз, курень, зипун, жалмерка, шлях, займище, чекмень, ендова, чирик, черпало» и т. п.

Используются они не только для обозначения бытовых реалий («майдан», «баз», «курень», «жалмерка» и т.п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте («гутарили про него на хутору чудное …»).

Майдан - центральная площадь

Баз - двор; или огороженный загон для скота.
курень - казачье жилище, дом

Зипун -верхняя одежда у крестьян

Жалмерка - жена ушедшего на службу казака

займище - Полоса земли у реки, заливаемая весенним разливом ( пойменный луг).

чекмень - верхняя мужская одежда в переходной форме между между халатом и чекменем. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли - на левую полу. Чекмени были популярны у тюркских народах, а также являлись элементом одежды у казаков.

гутарить - Г оворить, разговаривать

надышний - Недавний, позавчерашний

Рыбалить - ловить рыбу

Односум - одногодок, сослуживец по армии

Повечерять - поужинать

Собственно - авторские фразеологизмы (индивидуальные).

Это необычные образные употребления слов того или иного автора, не ставшие общенародным или общелитературным достоянием.К собственно-авторским фразеологизмам относятся выражения типа: вязы скрутят, засосет в доску, протянули в игольную ушку, выбить ей бубну, омочить кулаком.

Вопросы учащимся:

Учащиеся делятся на 2 команды. Каждой из них даётся текст, который нужно перевести.

Ноне на Дону веселье. И Поезжан со всех сторон Дона. И были там Верховцы, Низовцы, а Голутва стояла около забора. И сели они вечерить да и пить стали Араку.

Слова для справки:

  • Ноне - сегодня.

  • Веселье - свадьба.

  • Поезжане - гости.

  • Верховцы - жители верхних станиц Дона.

  • Низовцы - жители нижних станиц Дона.

  • Голутва - бедняки.

  • Вечерить - есть.

Арака - крепкий спиртной напиток.

Летось собрался Войсковой круг на Майдане. И стали они дуванить. И не знали они что делать с Ясырью. Стали они балакать. Зараз они решили пустить Аманатов на все четыре стороны.

Слова для справки:

  • Летось - в прошлом году.

  • Войсковой круг - Высшее военное собрание казачества.

  • Майдан - площадь в хуторе.

  • Дуванить - распределять трофей.

  • Ясырь - военная добыча.

  • Балакать - разговаривать.

  • Зараз - тот час.

  • Аманат - пленник.

Экскурсовод:

А следующая станция нашего путешествия: «Книги, которые помогают людям стать лучше, стать чище душой, побуждают любовь к человеку» (станция литературоведов).

Необычные по силе звучания произведения А.М. Шолохова - это, прежде всего, книги о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали.

В необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью, что всегда волновало Шолохова больше всего, - внутреннее богатство сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Учащиеся этой группы сами задают остальным участникам путешествия вопросы по содержанию произведения:

Узнайте героя по портрету:

  1. «Когда она смотрела немного исподлобья, что-то трогательное, почти детско-беспомощное сквозило в ее взгляде, и сама она в этот момент была похожа скорее на девчонку-подростка, нежели на многоопытную в жизни женщину. А через минуту она вскидывала голову, смотрела уже с вызывающей насмешливостью, и тогда тускло мерцающие, недобрые глаза ее были откровенно циничны и всезнающи». (Лукашка).

  2. Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. (Григорий Мелехов.)

  3. Кому из героев принадлежат слова:«При Советской власти дураки, конечно, вымерли, но новые народились. И этих новых не сеют, не жнут, а они сами растут». (Щукарь)

  4. " У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всём белом свете! Первый и последний…" (Аксинья).

  5. Кто поражал Григория "какой-то чистой внутренней красотой". (Наталья.)

  6. Закончите высказывание: раньше этого героя звали уважительно по имени и фамилии, а после того как он получил должность главного надсмотрщика за курами, к нему прилипло прозвище…(Курощуп)

Экскурсовод:

Вот и подошло к концу наше путешествие, дорогие друзья! Наш многоуважаемый учитель хочет сказать вам напоследок пару слов.

Учитель:

Ребята, спасибо за это увлекательное путешествие по страницам истории и романов М.Шолохова!

Скажите, что нового вы сегодня узнали?

(Ответы учащихся).

Как вы думаете, какие традиции казачества актуальны в нашем современном обществе?

(Ответы учащихся).

Дома я вам предлагаю сделать социологический опрос с сопровождением видеоролика на тему: «С какими традициями казачества вы знакомы?».


Оценивание результатов:

Каждое задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 12. (творческие конкурсы оцениваются 2 баллами).







Используемая литература:

  1. Алейникова Т.В. Особенности проявления фольклорных и диалектных традиций в языке М.А.Шолохова: на материале фразеологических единиц в «Донских рассказах» //Фольклор: традиции и современность. Таганрог, 2003. Вып.2, с.71-75.

  2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX вв. Ростов н/Д., 2011, с.131 - 135.

  3. Васева-Кадынкова Ив. О художественном мастерстве М.Шолохова //Русский язык в школе, 1970, №2.

  4. Савельев Е.П. Взгляд историков на происхождение казаков //Савельев Е.П. Древняя история казачества. М., 2002.

© 2010-2022