- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку Уроки грамотной речи (10 класс)
Элективный курс по русскому языку Уроки грамотной речи (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ракова О.А. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 2
Элективный курс
«Уроки грамотной речи»
10 класс
2013-2014 учебный год
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Ракова Ольга Анатольевна
г.Радужный Владимирской области
Пояснительная записка
Курс «Уроки грамотной речи» по русскому языку разработан на основе программы Чижаевой Л.А. и предназначен для 10 - 11 классов средней школы. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.
В наши дни наблюдается серьёзное снижение уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативной речи. Грубое просторечие, жаргонизмы, немотивированные заимствования и просто неграмотная в стилевом и грамматическом отношении речь - всё это стало нормой для большинства сотрудников СМИ, политических деятелей и рядовых граждан. В результате речь популярных людей ученики непроизвольно воспринимают как образец, что служит основой возникновения языкового конфликта ученика и учителя, ученика и учебника. Перечисленные явления делают данный курс актуальным в системе развития языковой ( речевой ) личности учащихся.
Основная цель курса - расширение знаний учащихся о речевых нормах, помогающих выработать умение грамотно и целесообразно строить устное и письменное высказывания, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
- пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;
- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- редактировать написанное;
- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке ;
- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых ошибок в соответствии с их классификацией
Основными формами работы в рамках курса являются коллективное и самостоятельное наблюдение и анализ отдельных предложений, текстов, их редактирование, работа с лингвистическими словарями.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
1.
Классификация речевых ошибок.
1
Вводная лекция. Запись «Памятки» (условных обозначений речевых недочётов).
Лексические ошибки и их исправление.
10
2.
Синонимы и синонимичные конструкции
1
Работа со словарями синонимов.
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
3.
Паронимы.
1
Работа со словарём паронимов.
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
Многословие (речевая избыточность):
3
4.
Плеоназм.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
5-6.
Тавтология.
2
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
7.
Пустословие.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность):
2
8.
Пропущенные слова.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
9.
Алогизмы.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
10.
Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания.
1
Работа с фразеологическими словарями. Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
11.
Крылатые выражения, цитаты, прямая речь.
1
Работа с лингвострановедческим словарём. Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
12.
Обобщающая зачётная работа по теме «Лексические ошибки».
1
Практикум №1
13-14.
Логические ошибки и их исправление.
2
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
15.
Зачётная работа по теме «Логические ошибки»
1
Практикум №2
Стилистические ошибки и их исправление.
7
16.
Общее понятие о функциональных стилях речи.
1
Сообщения учащихся.
Нарушение стилистической целостности текста:
3
17-18.
Канцеляризмы, «наукообразная» речь.
2
Подбор уч-ся дидактического материала из СМИ.
19.
Просторечие, жаргонизмы.
1
Работа со словарём молодёжного сленга.
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
20.
Старославянизмы и «возвышенная» лексика.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
21.
Зачётная работа по теме «Стилистические ошибки».
1
Практикум №3
Грамматические ошибки (морфологические и синтаксические) и их исправление
10
22.
Употребление глагольных форм.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
23.
Употребление причастий и причастных оборотов.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
24.
Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.
1
Коллективное редактирование. Самостоятельное редактирование.
25.
Употребление местоимений.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
26.
Порядок слов в предложении.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
27.
Управление и согласование.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
28.
Употребление ОЧП и однородных конструкций в СП.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
29.
Построение СП.
1
Коллективное редактирование.
Самостоятельное редактирование.
30.
Зачётная работа по теме « Грамматические ошибки ».
1
Практическая работа №4
31-32.
Подготовка к итоговой работе.
Общий анализ ошибок в письменных работах.
2
Лабораторная работа.
33.
34.
Разноуровневая итоговая работа по курсу:
1)Редакция ученического изложения или сочинения (Для основной массы);
2)Защита научно-исследовательской работы « Речевые и грамматические ошибки в современной прессе»
(для сильных уч-ся).
1
1
Индивидуальная работа.
Итого
34
Литература
-
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.-М., 1994.
-
Воителева Т.М. Работа над синтаксическими синонимами на уроках русского языка//РЯШ.-2004.-№3.-с.12.
-
Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка.- СПб., 1994.
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2001.
-
Донская Т.К. Работа над логическими ошибками учащихся при обучении русскому языку//РЯШ.- 1983.-№2.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2002.
-
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М.: Дрофа, 2009.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактировантю.-.М., 1994.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.-М., 2001.
-
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.- М., 2001.
-
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки учащихся // РЯШ.-1991.-№ 2,4;- 1992.- № 1.
-
Шмелёва Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги// Речевое общение.= Красноярск, 2000.- Вып.3.