Элективный курс по русскому языку Уроки грамотной речи (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 2





Элективный курс

«Уроки грамотной речи»

10 класс

2013-2014 учебный год



Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Ракова Ольга Анатольевна











г.Радужный Владимирской области

Пояснительная записка

Курс «Уроки грамотной речи» по русскому языку разработан на основе программы Чижаевой Л.А. и предназначен для 10 - 11 классов средней школы. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.

В наши дни наблюдается серьёзное снижение уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативной речи. Грубое просторечие, жаргонизмы, немотивированные заимствования и просто неграмотная в стилевом и грамматическом отношении речь - всё это стало нормой для большинства сотрудников СМИ, политических деятелей и рядовых граждан. В результате речь популярных людей ученики непроизвольно воспринимают как образец, что служит основой возникновения языкового конфликта ученика и учителя, ученика и учебника. Перечисленные явления делают данный курс актуальным в системе развития языковой ( речевой ) личности учащихся.

Основная цель курса - расширение знаний учащихся о речевых нормах, помогающих выработать умение грамотно и целесообразно строить устное и письменное высказывания, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

- пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;

- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;

- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;

- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

- редактировать написанное;

- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке ;

- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых ошибок в соответствии с их классификацией

Основными формами работы в рамках курса являются коллективное и самостоятельное наблюдение и анализ отдельных предложений, текстов, их редактирование, работа с лингвистическими словарями.

Тематическое планирование

п/п



Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Классификация речевых ошибок.

1


Вводная лекция. Запись «Памятки» (условных обозначений речевых недочётов).


Лексические ошибки и их исправление.

10


2.

Синонимы и синонимичные конструкции

1

Работа со словарями синонимов.

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

3.

Паронимы.

1

Работа со словарём паронимов.

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.


Многословие (речевая избыточность):



3

4.

Плеоназм.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

5-6.

Тавтология.

2

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

7.

Пустословие.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.


Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность):




2

8.

Пропущенные слова.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

9.

Алогизмы.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

10.

Фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания.



1

Работа с фразеологическими словарями. Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

11.

Крылатые выражения, цитаты, прямая речь.

1


Работа с лингвострановедческим словарём. Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

12.

Обобщающая зачётная работа по теме «Лексические ошибки».



1

Практикум №1

13-14.

Логические ошибки и их исправление.

2

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

15.

Зачётная работа по теме «Логические ошибки»



1

Практикум №2


Стилистические ошибки и их исправление.

7

16.

Общее понятие о функциональных стилях речи.



1

Сообщения учащихся.


Нарушение стилистической целостности текста:



3

17-18.

Канцеляризмы, «наукообразная» речь.



2

Подбор уч-ся дидактического материала из СМИ.

19.

Просторечие, жаргонизмы.

1

Работа со словарём молодёжного сленга.

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

20.

Старославянизмы и «возвышенная» лексика.



1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

21.

Зачётная работа по теме «Стилистические ошибки».



1

Практикум №3


Грамматические ошибки (морфологические и синтаксические) и их исправление

10

22.

Употребление глагольных форм.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

23.

Употребление причастий и причастных оборотов.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

24.

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.

1

Коллективное редактирование. Самостоятельное редактирование.

25.

Употребление местоимений.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

26.

Порядок слов в предложении.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

27.

Управление и согласование.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

28.

Употребление ОЧП и однородных конструкций в СП.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

29.

Построение СП.

1

Коллективное редактирование.

Самостоятельное редактирование.

30.

Зачётная работа по теме « Грамматические ошибки ».

1

Практическая работа №4

31-32.

Подготовка к итоговой работе.

Общий анализ ошибок в письменных работах.

2

Лабораторная работа.




33.



34.


Разноуровневая итоговая работа по курсу:

1)Редакция ученического изложения или сочинения (Для основной массы);

2)Защита научно-исследовательской работы « Речевые и грамматические ошибки в современной прессе»

(для сильных уч-ся).

1





1

Индивидуальная работа.

Итого

34


Литература


  1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.-М., 1994.

  2. Воителева Т.М. Работа над синтаксическими синонимами на уроках русского языка//РЯШ.-2004.-№3.-с.12.

  3. Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка.- СПб., 1994.

  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2001.

  5. Донская Т.К. Работа над логическими ошибками учащихся при обучении русскому языку//РЯШ.- 1983.-№2.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2002.

  7. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М.: Дрофа, 2009.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактировантю.-.М., 1994.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.-М., 2001.

  10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.- М., 2001.

  11. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки учащихся // РЯШ.-1991.-№ 2,4;- 1992.- № 1.

  12. Шмелёва Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги// Речевое общение.= Красноярск, 2000.- Вып.3.

Элективный курс по русскому языку Уроки грамотной речи (10 класс)

© 2010-2022