- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по литературе и ИЗО
Интегрированный урок по литературе и ИЗО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вараница Е.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
по литературе и ИЗО:
«Отражение культуры народа в сказке «Морозко» и былине «Добрыня и змей»»
Цели: 1) Ввести учащихся в поэтический мир устного народного творчества, мир героических былин, удивительных сказок, бережно хранимых в памяти русского народа, показать быт и костюмы Древней Руси.
2) Способствовать развитию навыков вдумчивого выразительного чтения по ролям и наизусть в инсценировке сказки.
3) приобретать учащихся к истокам русской культуры, вечным человеческим ценностям и воспитать чувство гордости за культурное наследие и богатство родной страны.
Наглядность: схемы, рисунки, иллюстрации, декорации к интерьеру, книги, костюмы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Восприятие опорных знаний.
Слово учителя литературы
Вопросы к классу:
-
Вспомнить известные вам сказки.
2) На какие три вида они делятся.
-
Каковы основные темы сказок.
-
Перечислить названия сказок и их героев.
-
Что называется былиной.
-
Какие былины вы знаете.
-
Перечислить главных героев былин.
-
Проверка домашнего задания (просмотр иллюстраций).
III. Объяснение материала
С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. Искусство народа или фольклор (народная мудрость) глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Что же мы относим к УНТ. Это сказки, и былины, и загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, колыбельные песни, плясовые. Беспредельная воля воображения дана в сказках. Они полны чудес, в особенности - волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть - самобранка, или в глухую ночь бьется со змеем о двенадцати головах Иван - крестьянский сын. Что ни сказка, то новое чудо. Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, рубили лес, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в себе, в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, не мириться со злом, бороться с ним.
Другой смысл у сказок о животных. Их герои - звери и птицы, но как они похожи на людей. Это сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Теремок» и другие. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных помогают верно понимать жизнь, людские нравы.
Большое отражение наша культура нашла в сказках и былинах. Это и нравы, и традиции, быт, костюмы. Очень ярко описывается русский быт в сказках: изба, печь, скатерть - самобранка, царские пиры. Очень четко царский пир описан в «Царевне лягушке». И в былинах они показаны очень богато и пышно. Считалось, что княжеский пир - это складчина, явление русское и древнее, это складочный пир, когда выбирался пирровой староста, и каждый, принимавший в нем участие вносил свою долю.
Примерно, это выглядела так: «Киев, пиры бесконечные и могучие, витязи, собравшиеся вокруг великого князя Владимира». «Много их сидит, на богатырской скамье; не по аристократическому праву породы занимают они это почетное место. На богатырской скамье сидит Ставр, богатый боярин, и Алеша, сын попа, и Иван, сын гостя (купца) и Илья Муромец, крестьянин. Всем им равный почет. Двор князя всегда открыт, на дворе его княжецком врыты дубовые столбы, в столбы ввернуты булатные кольца. Приезжает богатырь, привязывает ретивого коня к булатному кольцу, потом идет в светлую гридню, молится Спасову образу, кланется князю с княжною и на все четыре стороны». В былинах важную роль играет верный друг и помощник героя - конь. Описанию убранства коня уделяется особое место. Вот как показывается это в былине «Добрыня и змей».
Ученица читает отрывок
Эта былина напоминает собой сказку: «Добрыня не слушается матери, попадает в беду, бьется с чудовищем и освобождает из плена племянницу киевского князя».
Об отображении русского быта, красоте костюмов продолжает рассказ учитель ИЗО.
Учитель рассказывает о крестьянском жилище - избе, архитектурном решении дома
- конструкция дома - схема №1
Украшение фасада избы - резьба по дереву, ставни, ворота - схема №2
Интерьер избы - печь, деревянные палаты (на печи), лавки, стол - схема №3
Русская одежда (X - XVIвв)
Национальные традиции в одежде складывались под влиянием климатических экономических условий. Русский быт и одежда неразрывно связаны. Традиционная одежда крестьянина сохранилась до начала XX века.
Женский народный костюм
Комплекс с сарафаном Комплекс с поневой
рубаха пояс, сарафан, рубаха, понева, передник,
передник, душегрея, головной головной убор - «сорока»
убор: кокошник для женщин
(венец, лента для девушки)
Общее для женского костюма
-
Плавность формы, значительная длина.
-
Живописный характер ткани.
-
Головной убор - как органическое завершение комплекса, сильно акцентирующее лицо.
-
Многослойность и многосоставность комплекса женского костюма.
-
Интенсивность окраски, сочетание ярких, контрастных цветов в одном костюме.
-
Объемность одежды (объем костюма в 3 раза прибавляет объем тела).
-
Богатая отделка костюма - золотое шитье, серебряные пуговицы, жемчуг, бисер, вышивка - схема №6,7,8, репродукции
Общее для мужской костюм
Рубаха с косым воротом, просторная, длинная с кушаком - поясом, штаны, лапти или сапоги. Но мужчины на Руси были еще и воинами, защитниками родины, своих близких и поэтому в мужской костюм входит одежда русского воина. Хорошо это видно в описании былин. Воины в картине Васнецова.
Просмотр репродукции «Витязь на распятье» (шлем, кольчуга, поножи (латы)).
IV. Заключение
Слово учителя литературы. Некоторые костюмы мы постарались создать для представления сказки «Морозко». В инсценировании этой сказки мы постарались воссоздать быт, костюм, интерьер жилища - избы. Учащиеся показывают инсценировку сказки «Морозко». После просмотра учитель литературы делает вывод.
Смысл этой сказки в осуждении мира, где царят жадность, нажива, корысть. Веселый смех народа выставляет на показ человеческие пороки. Зло наказывается, а доброта, трудолюбие поощряется.
V. Итог
Учитель ИЗО дает учащимся творческое домашнее задание:
- девочкам - сшить русский костюм на куклу; мальчика - из спичек попробовать сконструировать избу.
Учитель литературы выставляет оценки.
Учитель ИЗО подводит общий итог: народный костюм, быт, традиции - все это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, наполненное могучей животворной силой.