Наблюдение над стихотворением Глеба Горбовского Пустыня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наблюдение над стихотворением Глеба Горбовского «Пустыня».


Не то пустыня, что лежит в песках,

Где дружат ящерка и черепаха,

Где саксаул на скрюченных ногах

Танцует в пыльной буре праха.


Не то пустыня, что течёт водой

Земных морей и океанов,

Где чайки мечутся, где рыб косяк густой

И корабли связуют страны.


Не то пустыня, что сияньем

звёзд оповещает жителей Вселенной

о том, что в небе есть немало гнёзд,

а в них - крупицы вечности нетленной.


Пустыня то, где нет любви уже,

Где даже музыка молитв некстати:

Она - в твоей измученной душе,

Лишенной милости и Божьей благодати.


Когда читаешь стихотворение Глеба Горбовского «Пустыня», то не покидает ощущение обречённости, безысходности, на первый план выходит одиночество. Тема одиночества близка и понятна многим поэтам, т. к. часто при жизни они оказывались лишены простого общения - общения душ. Одиночество становится вторым «я», но это помогает создавать прекрасные и глубокие произведения.

Если мы обратимся к биографии Г. Горбовского, то поймём, почему тема одиночества близка поэту - это и трудное детство, и вечные поиски родной души. Всё это и отразилось в его произведениях.

Стихотворение «Пустыня» построено на использовании стилистической цитаты - взята форма стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Но сходство только внешнее, а «наполнение» разное. У Лермонтова природа смиряет тревогу души, даёт чувство любви и надежды, ощущение того, что Бог есть, и он не оставит в трудную минуту. У Горбовского же, напротив, душа лишена «божьей благодати». «Когда волнуется желтеющая нива» построено одним сложным предложением, которое рисует несколько картин. У нас же , в «Пустыне» чёткое синтаксическое разделение на четыре строфы.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пирихиями, хотя во 2-й строфе 3-го стиха и в 4-й строфе 4-го стиха появляется шестистопный ямб. Перекрёстная рифмовка помогает настроиться читателю на определённый лирический лад. Для усиления воздействия , для придания акцента тому, что именно не является пустыней, автор использует анафору: «Не то пустыня, что лежит...», «Не то пустыня, что течёт...», «Не то пустыня, что сиянием....». Появляется градация, от строфы к строфе усиливается нарастание ощущения опустошённости, обречённости. В основу композиции положено однородное синтаксическое построение предложений ( параллелизм).

Аллитерация ( звук р) в первой строфе придаёт динамику четверостишию , и мы уже видим танец саксаула (олицетворение), дружбу ящерки и черепахи, а это уже антитеза, т. к. невозможна дружба между существами, которые живут с разным ощущением времени. Вроде бы пустыня и населена, но в ней одиноко (символ «пустыня»). «Пустыня, что лежит в песках....» - песок - это время, которое утекает безвозвратно.

Существительное прах настраивает на обречённость. Да, саксаул танцует, но где? «В пыльной буре праха» (метафора), т. е.и он сам, и всё вокруг обернётся прахом, «ибо прах ты, и в прах возвратишься».

Ассонанс (звук а) во второй строфе придаёт напевность, мы чувствуе, как «течёт водой пустыня»(метафора).Здесь же антитеза пустыня - моря и океаны, но не спокойные, а бурные : «чайки мечутся». Символ «чайка» - свобода, но душа мечется, нет ей свободы.

В третьей строфе, благодаря «сиянью звёзд», мы видим, что «Вселенная оповещает» (олицетворение) ночью, а ночь - это мрак духовный, в котором живёт «всё сущее» - «Вселенная». Использование метафор «в небе есть немало гнёзд», «крупицы вечности» и эпитетов «сиянье звёзд», «нетленной вечности» настраивает на лад возвышенный, заставляет задуматься о душе. Сравнение крупицы и Вселенной показывает ничтожность человека в мире.

Противопоставление трёх строф четвёртой (композиционная антитеза), открытый вид рифмы в последней - всё работает на то, чтобы подвести читателя к осмыслению произведения. Эпитеты, выраженные причастиями ( «измученной», «лишённой»), не только описывают душу, но и придают дополнительное действие, ощущение обделённости, глубокой тоски. Мы понимаем, что в душе любви уже нет, но музыка звучит, кто-то любит, для кого-то она предназначена, но не для лирического героя, что ещё раз подчёркивает его одиночество, хотя рядом жизнь. Символ «жизнь» красной нитью связывает все 4 строфы, подводя нас к тому, что пустыня - это всё-таки не окружение человека, а его состояние души.

«Пустыню» Глеба Горбовского можно отнести к философской лирике. Духовные искания поэта особенно ярко проявляются в 4 и 3 строфах. Душа лишена милости и божьей благодати - это уже само по себе показывает отсутствие веры в Бога, ведь изначально благодать нам дана свыше, но лирический герой не смог её принять, он не получил Божью милость. Говорит ли это о гордыне героя?

В 3-й же строфе пред нами предстаёт Вселенная ( с заглавной буквы), которая «оповещает», т. е. Вселенная как высший разум, но здесь же - «вечность нетленна» - «вечная жизнь», которая дана всем как божья благодать. Герой противоречит сам себе и мечется в поисках истины.

Если мы сделаем акцент на существительном любовь в 4-й строфе, то придём к выводу, что для Г.Горбовского одиночество является синонимом отсутствия любви.

«Стихам Горбовского присущи приятная музыкальность и намеренно простой подбор слов и рифм, строки Глеба Горбовского обретают глубину благодаря широте обзора и необычности ассоциаций.» (Вольфганг Казак)



© 2010-2022