Музыка на уроках по творчеству А. С. Пушкина

Показывая связь между произведениями литературы и другими видами искусства, можно сделать более эффективным изучение литературы в школе. Многие литературные произведения положены на музыку или стали основой музыкальных творений, и нужно искать пути,  раскрывающие ученикам тесную взаимосвязь этих видов искусства, привлекать музыку при изучении школьной программы. Это поможет углубить интерес к урокам, затронуть эмоциональную сферу учащихся, повысить воспитательное воздействие занятий. Ограниченно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка на уроках по лирике А.С.Пушкина.

Урок по роману «Евгений Онегин» с привлечением оперы П.И. Чайковского.

Показывая связь между произведениями литературы и другими видами искусства, можно сделать более эффективным изучение литературы в школе. Многие литературные произведения положены на музыку или стали основой музыкальных творений, и нужно искать пути, раскрывающие ученикам тесную взаимосвязь этих видов искусства, привлекать музыку при изучении школьной программы. Это поможет углубить интерес к урокам, затронуть эмоциональную сферу учащихся, повысить воспитательное воздействие занятий.

Ограниченность учебного времени позволяет на уроках лишь в общих чертах знакомить школьников с музыкальными произведениями, созданными на сюжеты литературных, давать более полное представление только о некоторых из них, прослушать отдельные фрагменты. Но и это будет более эстетически обогащать учеников, развивать их вкус, пробуждать интерес к другим видам искусства литературы, как работать с учащимися средних и старших классов? Эти и другие вопросы требуют специального исследования и могут быть решены в коллективном опыте учителей и методистов. В своей статье я хочу рассказать об одном уроке по роману «Евгений Онегин»с привлечением оперы Чайковского.

Очень многие произведения Пушкина положены на музыку, на слова его стихотворений написаны романсы.(1) Поэмы и роман «Евгений Онегин» вдохновили композиторов на создание опер и балетов.

Рассказывая ученикам о жизни и творческом пути Пушкина, я упоминаю и о музыкальных произведениях, связанных с его творениями. Так, говоря о жизни поэта в Михайловском и о созданной там трагедии «Борис Годунов», коротко рассказываю об одноименной опере Мусоргского и даю возможность прослушать монолог Бориса «Скорбит душа», в котором царственное величие сочетается с трагической обреченностью, или народную сцену из 3 картины 4 действия - хор «расходилась, разгулялась сила удаль молодецкая», полный стихийной, неукротимой энергии.

Когда речь идет о творчестве Пушкина в 30-е годы, ив частности о поэме «Медный всадник», знакомлю школьников с музыкой балета Р.Глиэра «Медный всадник».Слушаем в классе пролог и эпилог балета - «Гимн великому городу», передающий могущество, грандиозность преобразовательной деятельности Петра 1.

Рассказывая о работе Пушкина над «Пиковой дамой», несколько слов говорю об опере Чайковского и даю ученикам прослушать ариозо Германна «Я имени ее не знаю…»

Уроки, на которых должна звучать музыка, я стараюсь детально продумывать. Остановлюсь на том, как проходил обобщающий урок по роману Пушкина «Евгений Онегин» с привлечением фрагментов из оперы Чайковского. На этом уроке мне хотелось не только углубить представление девятиклассников о героях романа, о его значении в истории русской литературы, но и вызвать эмоциональный отклик на музыку, пробудить творческое воображение подростков.

Заранее готовлю учащихся к этому уроку и стремлюсь заинтересовать их предстоящим прослушиваем музыки. В начале занятия подводим итог тому, что узнали ученики о героях романа, говорим о том, как он был воспринят современниками, какое живое внимание проявляли к нему и последующие поколения. Затем рассказываю ,что известный русский композитор Чайковский преклонялся перед Пушкиным и написал оперу на сюжет романа «Евгений Онегин». Из пушкинского романа композитор выделил личные судьбы героев и назвал свое произведение «лирическими сценами». Герои романа, их чувства и переживания глубоко волновали Чайковского. Татьяна для него - идеал русской женщины. В ней он видит мечтательную, поэтическую, цельную натуру, способную любить до самозабвения. Это понимание Татьяны композитор выразил в музыке.

С особой симпатией показан в опере Ленский, в котором с помощью музыкальной характеристики подчеркнуты искренность, романтическая страстность и вдохновенность. Чайковский писал: «Разве не глубоко романтична и трогательна смерть богато одаренного юноши из-за светского взгляда на честь? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от скуки, от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого он, в сущности, любит! Все это , если хотите, очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключает ни поэзии, ни драмы».(2)

Чайковский вдохновенно создавал оперу «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателей будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, - то я буду очень доволен и большего мне не нужно»,где звучит апофеоз любви.

Учащиеся слушают «Письмо Татьяны к Онегину» из 2-й картины 1действия. После небольшой паузы (нужно, чтобы улеглись впечатления) спрашиваю, понравилась ли эта сцена, чем именно. «Мне эпизод понравился,- сказал один ученик, - потому что Татьяна предстает поэтичной, мягкой, её душевные переживания, передаваемые музыкой, очень трогают».

Ученики отвечают, что в этой сцене главный герой роману холоден, рассудителен, но честен. Дополняю высказывания девятиклассников, и мы слушаем арию Онегина из 3 -картины 1 действия.

Можно перед прослушиванием охарактеризовать музыку этой арии, но лучше сделать это после прослушивания вместе с ребятами. Когда ария прозвучала, я заметила, что ученики как будто разочарованы. Выяснилось, что музыка их не взволновала, показалась однообразной. Пришлось пояснить, что мелодия, действительно, звучит сдержанно, сухо, может быть, несколько однообразно, и это не случайно. Композитор стремится показать рассудочность Онегина в противоположность страстной и поэтичной натуре Татьяны. Для Чайковского Онегин - холодный денди, до мозга костей проникнутый «светскойбонтонностью».

Затем в краткой беседе вспоминаем, какими предстают перед нами Онегин и Татьяна в финале романа, и слушаем дуэт Татьяны Онегина из последнего действия оперы, чтобы представить себе, как воплощена эта сцена в музыке, передающий нежность героини и страстную взволнованность Онегина.

В заключительном слове стремлюсь помочь ученикам понять непреходящую ценность искусства слова и музыки, их тесную связь. Предлагаю им подумать над вопросом, почему и сегодня волнует читателей роман Пушкина и слушателей - опера Чайковского. Мы вместе приходим к мысли, что в героях Пушкина и Чайковского много таких общечеловеческих черт, которые привлекают и нас. Особенно привлекательна Татьяна как идеал русской женщины определенной эпохи, идеал, и сегодня восхищающий читателей и слушателей.

Нет сомнения, что такие уроки эстетически обогащают учеников, вводят их в мир музыки, побуждают более глубоко постигать литературное произведение.

Список использованной литературы:

1.Пушкин в музыке. Справочник. Сост. Винокур Н.Г., Каган Р.А.

2.Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах.

Музыка на уроках по лирике А.С.Пушкина.

Литература, музыка и другие виды искусства - могучее средство эстетического воспитания учащихся, формирования личности. Музыка на уроках литературы помогает школьникам глубже понять литературное произведение, расширяет их кругозор, обогащает эстетически.

Особенно необходимо, на мой взгляд, привлекать музыкальные произведения при изучении лирики Пушкина. Его поэзия занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки(1) - писал композитор Серов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняются тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха. Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал о том, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе , в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка»(2).

Романсы на пушкинские тексты создавали многие композиторы - Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Рубинштейн, Римский - Корсаков, Рахманинов, С. Прокофьев, Д.Шостакович, Ю.Шапорин, В.Шебалин, Г.Свиридов и другие.

На уроках изучения лирики поэта я знакомлю учащихся с некоторыми самыми популярными музыкальными произведениями.

Композиторов интересовала разнообразная тематика пушкинских стихотворений, и в том числе любовная лирика. В ней они находили чувства, полные гуманности и благородства, выраженные прекрасным музыкальным стихом. Поэтому не случайно были переложены на музыку такие пушкинские шедевры, как «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил: Любовь ещё быть может… «На холмах Грузии…», «Не пой, красавица, при мне».

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»,обращенное к А.П. Керн и написанное в период Михайловской ссылки,- одна из вершин пушкинской лирики. Ученик, получивший опережающее задание, рассказывает об истории его создания.

Затем звучит выразительное чтение стихотворения наизусть. Стихи эти нравятся учащимся. О чем они? Что привлекает в них?

Девятиклассники говорят, что это стихотворение о любви, искренней и чистой. Обращаем внимание на его поразительную стройность. Три равные части стихотворения имеют свой тон, своё глубокое содержание, но все они тесно связаны между собой. В первых двух строфах рассказывается о первой встрече, о коротком и «чудном мгновении», осветившем собой «тревоги шумной суеты». Поэт вспоминает «голос нежный», «милые черты», и весь женский облик представляется ему как что-то прекрасное и возвышенное, «как гений чистой красоты». В средней части светлый образ исчезает, стирается:

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В четвертой строфе говорится о ссылке поэта: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…» Третья часть - новая встреча: «Душе настало пробужденье…», здесь повторяются слова, уже сказанные о первом свидании:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И это «мимолетное виденье» вернуло поэта к жизни, заставило «сердце биться в упоенье».

Стихотворение, обращённое к А.П.Керн, воспринимается как гимн Женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Среди них следует назвать Глинку, чей романс «Я помню чудное мгновенье» мы слушаем на уроке в исполнении И.С.Козловского. Глинка написал его в 1840 году и посвятил дочери А.П.Керн - Екатерине Ермолаевне, которую любил. Всё высказанное Пушкиным в этом стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой.

По выражению композитора Серова, Глинка в романсе «следит за каждой мыслью поэта». Но не только за мыслью, а за тончайшей игрой ритма, звучания, за всем, что в подлинно поэтическом произведении неотделимо от мысли.Это одно из тех творений, в которых, по словам Белинского, «нет границы между идеей и формой, но и та и другая являются целым и единым органическим созданием».

Прослушав романс, я спрашиваю у учащихся, как характер музыки отражает все этапы движения мысли и чувств стихотворения. Учащиеся отмечают плавно льющуюся мелодию первой части, музыка передаёт все оттенки поэтического образа. На словах «как мимолетное виденье» мелодия становится совсем легкой и воздушной. В партии фортепьяно слышенарфообразныйаккопанемент.

Музыка второй части («Шли годы…») контрастна первой. Резко меняется характер вокальной партии, переходя в декламацию, а партия фортепьяно звучит взволнованно. Со слов «В глуши, во мраке заточенья…» мелодия снова становится другой, медленной, темп её соответствует содержанию стиха («Тянулись тихо дни мои…»). В партии фортепьяно идет меленныйподъём к кульминации, которая приходится на слова «Без слёз, без жизни, без любви».

В третьей части звучит живая радость настоящего. Она передаётся не только содержанием стиха, но и его интонацией. Музыка заключительных слов радостная, оживленная. «Поэмой любви» назвал этот романс Серов.

Из многочисленных романсов Глинки, написанных на пушкинские тексты (их 10), желательно прослушать в классе «Не пой, красавица, при мне»,предварительно прочитав стихотворение и рассказав об истории создания поэтического и музыкального произведений.

«Не пой, красавица, при мне» - первое стихотворение Пушкина, к которому обратился Глинка в 1828 году, использовавгрузинскую мелодию, привезенную с Кавказа Грибоедовым. Пушкин в июне 1828 года услышал, как Глинка играл в обществе грузинскую мелодию, и на замечание о том, что ей не достает слов, создал стихотворение. Оно обращено к Олениной, бравшей уроки пения у Глинки. Поэт вспоминает здесь о пребывании летом 1820 года на Кавказе с семьёй Раевских. Глинка несколько видоизменил народную мелодию, приспособив её к стихам Пушкина, использовавиз них лишь две строфы.

После прослушивания романса спрашиваю учащихся, как музыка передаёт элегическое содержание стихотворения. Мелодия романса проста, отличается необычайной чистотой и прозрачностью. Следуя поэтическому тексту, музыка Глинки звучит грустно, но в ней нет взволнованности, которой проникнуты пушкинские строки. Романс окрашен лирически-мечтательным настроением. (Можно сравнить романс Глинки с «Грузинской песней» Балакирева).

Стихотворение «Я вас любил» тоже связано с личными переживаниями поэта. Оно многократно (около 70 раз) было положено на музыку.

Звучит выразительное чтение стихотворения. Прослушаем романс Даргомыжского. Побеседуем о том, как композитор передал своеобразие поэтического замысла. Он предал романсу черты сходства с элегией. Можно прослушать романс Шереметева «Я вас любил» (исполняет Б.Штоколов) и спросить, чем он отличается от романса Даргомыжского.

Стихотворение «На холмах Грузии…» говорит о любви, вспыхнувшей с новой силой в связи с нахлынувшими воспоминаниями. Это стихотворение привлекло внимание многих композиторов. Пожалуй, лучшее музыкальное произведение - романс Римского - Корсакова. Прослушав его, объясняю девятиклассникам, как в музыке выражены чувства и настроения, как подчеркнута «пейзажность» стихотворения и отражено место действия. Мелодия романса льётся неторопливо, композитор внес в нее мотивы восточного характера. В аккомпанементе словно слышится шум реки. Вокальная партия носит характер распевной декламации, более энергичной на словах «И сердце вновь горит и любит…». Весь романс окрашен в элегические тона.

Русских композитор привлекала и гражданская, вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворения «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Пророк» нашли в музыке многократное воплощение. Римский - Корсаков написал ариозо для баса на стихи «Анчара». Его можно прослушать при изучении этого стихотворения (исполняет И.Петров). Музыкальные образы ариозо очень лаконичны. Две темы ярко намечаются в музыке : первая - образ «древа смерти», мрачного и величавого, вторая - «тема пустыни», нё движение ассоциируется с медленным шагом каравана. Музыка сурова. Характер мелодии изменяется, она становится более мягкой, когда говорится о том, как раб «послушно в путь потек». Самовластье несет людям гибель - таков смысл поэтического и музыкального произведений.

В 1826 году, вскоре после трагической расправы над декабристами, был написан «Пророк». В стихотворении описано рождение поэта, обретение им поэтического дара, превращение во всеведущего пророка. Римский - Корсаков написал романс на этот текст, посвятив его В.Стасову - глашатаю идей «могучей кучки». Как композитор музыкальными средствами рисует картину пустыни? Как меняется характер музыки, когда рассказывается о «шестикрылом серафиме»? Где кульминация стихотворения и романса?

Музыка «Пророка» следует за текстом стихотворения. Вначале мелодия льётся неторопливо, воссоздавая картину пустыни и появления серафима, затем она становится трепетной и энергичной, когда звучат слова о деяниях серафима и превращении человека в поэта - пророка, и достигает в конце кульминации.

«В пушкинских стихах С. Прокофьева покоряла ясность мысли и строгая сдержанность чувства, которая была сродни и его собственной художественной натуре»(3), и в 1936 году он написал три романса на стихи поэта: «Сосны» («Вновь я посетил…», «В свою светлицу» и «Румяной зарею» («Вишня»).

Г.Свиридов в 1935 году создает вокальный цикл из шести произведений на слова Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры»), отличающиеся тонкостью восприятия пушкинской лирики.

Уроки с привлечением музыки всегда вызывают живой интерес у школьников. Развивая их вкус, они учат слушать музыку, глубже вникать в литературное произведение, обогащают их нравственно и эстетически.

Список использованной литературы:

  1. Пушкин в музыке. Сост. Е. Соколова

  2. П.И.Чайковский о России и русской культуре

  3. НестьевИ.Прокофьев











© 2010-2022