Из опыта работы Необычное в обычном. Новые формы подачи учебного материала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Необычное в обычном

(новые формы подачи учебного материала)

Шабалина Е.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ № 43

В условиях реформирования образования, которое происходит в контексте демократических изменений в обществе и применения новых образовательных технологий, возрастает требование к профессиональному уровню учителя, его методической компетентности.

Сегодня школа формирует у обучающихся некую «картину мира», но не учит, как изучать и понимать этот мир и как действовать в этом мире. В основе новых стандартов лежит деятельностная образовательная парадигма. Учитель должен создать для учеников ситуацию успешности, включить их в ту деятельность, где они смогут проявить себя, поверить в себя. Для этого используется психологический фон радости и одобрения:

  • Внесение мотива - «нам это так нужно…»

  • Авансирование - «при твоих-то способностях…»

  • Индивидуальная исключительность - «только ты и смог бы…»

  • Снятие страха - «не получится, и не надо…»

  • Мобилизация активности - «приступай, начинай, пробуй…»

На первый план ФГОС второго поколения выводят и потребности социальной адаптации и самореализации личности. Следовательно, в соответствии Концепцией развития образования в РФ, фундаментальное образование - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Отсюда можно сделать вывод, что основные изменения в стандарте образования можно выразить следующими словами: формируются не общеучебные навыки, а универсальные учебные действия. Следовательно, нужно не просто давать знания, а учить добывать их.

Лев Толстой писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». В выгодных условиях душевные силы ученика будут при следующих условиях:

Ученик

  • Будет находиться в ситуации успешности

  • Будет понимать практическую значимость материала

  • Будет вовлечён в поисковую деятельность

  • Материал будет значим для обучающегося

Учитель

  • Организует ситуацию успеха для каждого обучающегося

  • Отбирает материал с учётом психолого-педагогических особенностей возраста

  • Формирует навыки поисковой деятельности

  • Организует проектную деятельность на уроке

Я хочу представить опыт работы в данном направлении на примере отдельных уроков. Ведь с введением новых стандартов, меняющих парадигму деятельности с «дать знания» на «научить добывать знания», должно, на мой взгляд, поменяться и отношение преподавателя не только к своему предмету, но и к форме подачи материала. И главным в этом направлении деятельности должно стать социализирование тех знаний, умений и навыков, которые получает ребёнок, сидя за партой.

Литература 5-6 класс. Устное народное творчество. Интересный разноплановый материал, но совершенно оторванный от жизни. Да, мы говорим о том, что в сказках отражались мечты и чаяния народа (отсюда появление самодвижущейся печи, ковров-самолётов, сапог-скороходов), говорим о воспитательной роли народных произведений (воспитание любви к родине, уважительного отношения к старшим, роли дружбы и товарищества). Но это опять назидания, выведенные кем-то. А ребёнок лучше воспринимает то, до чего дошёл сам, сам «открыл», сам догадался. И вот новый вариант изучения малых жанров фольклора: малые жанры фольклора как учебник жизни для детей.

Народ на протяжении веков вырабатывал красивый и полезный свод правил - педагогических, бытовых, медицинских. При этом никогда не говорили о специальной воспитательной работе родителей, а просто следовали традициям, которые сохранил для нас с тех далёких времён фольклор. А традициями становилось то, что прошло жёсткий отбор временем.

Эмоциональное общение - одна из ведущих сторон развития маленького ребенка, начиная с первых дней его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом… Все это формировало представление ребёнка об окружающем мире и его месте в нём.

Через фольклорные произведения ребёнок получал разноплановую информацию: знакомился с миром; учился совершать какие-либо движения; учился понимать слово, оттенки голоса, разнообразие звуков; развивал представление о социальной значимости того или иного действия; приобретал трудовые навыки.

В этих произведениях нет никаких назиданий, наставлений, нравоучений, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких детей средством народной педагогики, обогащающей их духовно, нравственно и развивающей физически.

Зная это, дети с большим интересом знакомятся с произведениями устного народного творчества, собирают фактический материал, беседуя с бабушками, мамами. Сами пытаются придумать новые фольклорные тексты.

Вот, например, пестушки (от пестовать - заботиться о ком-либо, заботливо воспитывать) - небольшое по размеру произведение фольклорного жанра, чаще всего стихотворной ритмической формы, при помощи которого ребёнок совершает какие-либо действия с помощью взрослого. Пестушки включают игровое взаимодействие взрослого с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками. Всем известны «потягунюшки, потолстунюшки». А ведь это ни что иное, как массаж, разглаживание мышц ребёнка после сна. И вот уже новые детские варианты:

Ручка, ручка, потянись.

Дитя, солнцу улыбнись.

А ты, ноженька, согнись.

Дитя, маме улыбнись.

Затем в детскую жизнь входят потешки. Потешка - небольшое по размеру произведение фольклора стихотворной ритмической формы, при помощи которого ребёнок самостоятельно включается в деятельность. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. Помните: «Ладушки, ладушки…»? Потешка учит малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, развивает логику, учит соотносить действие со словом. И снова поиск фактического материала и самостоятельное творчество:

Топ, топ, ножка.

Хлоп, хлоп, ладошка.

Ну-ка к солнцу потянись.

Ну-ка с мамой обнимись.

Новый этап в развитии ребёнка вносит и новые требования, появляется и новый фольклорный жанр. Прибаутка - небольшое по размеру произведение фольклора стихотворной ритмической формы, при помощи которого взрослый сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет или сюжетно-ролевая игра. Эти произведения предназначены для малышей, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Прибаутки помогают ребёнку познать мир через звучащее слово. В них как бы представлены картинки реального мира:

Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухаpи толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.

А вот детская работа:

Мы муку с тобой просеем,

Молочка туда нальём,

Быстро ложкой размешаем

И блины мы печь начнём.

Или

Давай помоем глазки, чтоб они смотрели.

Давай почистим зубки, чтоб они блестели.

Личико сполоснём

И завтракать пойдём.

Ребёнок начал говорить. Сначала его лепет умиляет всех. Но вот он подрастает, и выясняется, что малыш не все звуки произносит правильно. И вот тогда на помощь и приходит очередной жанр фольклора - скороговорка. Это самая настоящая народная логопедия. Скороговорки учат говорить чисто и красиво, ведь не случайно их называли чистоговорками. Помимо отработки правильного произношения звуков, скороговорки помогали в работе по формированию правильного дыхания, а также несли в себе информацию об окружающем мире. С удовольствием ребята работают со скороговорками и даже сочиняют свои чистоговорки:

Грека реку переехал,

Рака Грека не поймал.

Грека рака не заметил,

Рак от Греки убежал.

Развитию мышления ребёнка способствует особый жанр - прибаутки - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Вот одна из них:

Была репа важная, дивилась бабушка каждая:
Одним днем не обойдешь кругом.
Всей деревней ели целую неделю.

А вот детская работа:

Сто гусей со всех волостей

Сидели на ели, песенку пели.

Сто петухов со всех округов

«Му-у-у» кричали, зарю встречали.

Загадки начинают загадывать малышам тогда, когда они имеют достаточное представление об окружающем мире. Этот жанр фольклора играет большую роль в развитии мышления ребёнка, ведь он учит сравнивать, сопоставлять. И вновь мы развиваем детское творчество, а вместе с ним работаем и над образностью языка, ведь загадки - это те же самые метафоры:

Ящик в комнате стоит, о погоде говорит (соотнесение по форме и действию).

Чёрный квадрат. В доме каждый ему рад (соотнесение по форме и цвету).

Mikrosoft его хозяин. Для меня же он как друг. С его помощью узнаю я про всё и всех вокруг (соотнесение по назначению и принадлежности).

Теперь его нужно научить общаться со своими сверстниками. И в этом нам опять помогают произведения фольклора - народные игры. Самая известная детская игра «Гуси-гуси». Но и сегодня можно придумать новые игры с новыми героями:

- Здравствуй, Кузя, как дела?

- У меня болит нога. Как же мне попасть домой?

- Нужно прыгать на одной.

В игре ребёнок учится общаться, работать в группе, подчиняться правилам, прислушиваться к мнению других. Вот здесь на помощь и приходят считалки, при помощи которых можно решить спорный вопрос первенства (голения) или выбора. И опять простор для детского творчества. Как бы посчитались герои вашего любимого мультфильма?

Пчелёнок, Лунтик, Кузя, Мила

Собралися за малиной.

Кто малину будет рвать?

Это нужно посчитать.

1,2,3,4,5 -

Знать, тебе голить опять.

К считалкам можно отнести и так называемые «мирилки». Они создаются для игры, для мирения и не являются чем-то застывшим. Вот как звучит сегодня хорошо известная мирилка:

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись.

Если будешь драться, обращусь в Организацию Объединённых Наций.

А работа с колыбельными песнями помогает нам научить ребёнка уже в 5-6 классе проводить анализ текста на разных уровнях. Ведь в этих песнях и забота матери о своём дитяти (отношение автора к герою), и информация об окружающем мире (предметный мир в произведении), и обилие ласкательных слов (оценочная лексика текста), так необходимых для формирования психики ребёнка.

Баю-баюшки-баю.

Тебе песенку спою.

Повернися на бочок.

Спят Лиса и Пятачок.

Лунтик спит, и Кузя спит.

А луна нам говорит:

-Закрывай скорее глазки,

Расскажу я ночью сказки.

Ночью сказки расскажу

Да тебя посторожу.

Такая работа даёт положительные результаты:

  • ребёнок учится самостоятельно находить тексты,

  • развивается творческое воображение,

  • повышается мотивация на изучение предмета,

  • ученик видит социальную значимость теоретического материала.

Для обучения анализу текста можно брать и тексты иркутских писателей, которые мы используем в своей работе. Читая на уроке литературы Восточной Сибири сказку В.П.Стародумова «Бедовый орешек» мы показываем обучающимся, как много нового, нужного и полезного можно найти даже в небольшом по объёму произведении.

Прежде всего это лексическая работа - объяснение названия сказки, с чего и должен начинаться литературоведческий анализ («бедовый» от слова «беда»). Второй шаг - выяснение отношение автора к герою ещё до чтения произведения (использование уменьшительно-ласкательного суффикса). Третий шаг - обогащение словаря юного читателя через использование гиперссылок в тексте (выделение незнакомых или неточно определяемых детьми слов и пояснение их при помощи гиперссылки в тексте). Работают на уроке все виды памяти, частая смена деятельности позволяет глубже войти в текст, осмыслить его содержание. На первый взгляд покажется, что вставки-помощники отвлекают внимание от основного содержания, но это не так. Анализ данных уроков показал, что дети лучше запоминают текст, дольше помнят содержание произведения и его главных героев.

Но значимость таких занятий, которые я условно назвала «уроки текста», заключаются в том, что при обобщении и систематизации полученных на уроке знаний обучающиеся включаются в социально-значимую деятельность: учатся находить решения тех проблем, которые выдвигаются в произведении. На первых уроках - продолжают предложение, предложенное учителем, а далее учатся сами находить проблемы в тексте и искать пути их решения. А развитие этого умения - большое подспорье к выполнению части С ЕГЭ.

Новые государственные стандарты требуют от нас уже не личностно-ориентированного, а личностно-деятельностного обучения, при котором ученик должен быть включён в деятельность по добыванию знаний и осмыслению их практической значимости. И я хочу показать это на примере изучения темы «Лексика» в 6 классе.

Огромный теоретический материал, разнообразные задания в учебнике способствуют повышению интереса обучающихся к данной теме, но осмысления практических знаний, кроме как использования с определённой целью в произведениях художественной литературы, не дают. И я предлагаю детям изучение русского языка на улицах нашего города. Это учебный проект, который называется «Парадоксы уличной рекламы». Обучающиеся работают со словами-названиями. Темы подпроектов таковы:

  • Слова-названия, соответствующие лексической наполняемости

  • Слова-названия, несоответствующие лексической наполняемости

  • Заимствованные слова-названия

  • Метонимия в названиях

  • Названия - описания функций

  • История России в словах-названиях

  • Давайте почитаем (слова-названия с использованием имён литературных героев и названий произведений)

  • Использование переносного значения слова в словах-названиях

  • Неологизмы на улицах города

Много нового и интересного узнали школьники, работая над данным проектом. Обогатился их словарный запас, так как много времени работали обучающиеся со словарями и справочной литературой. Ребята стали внимательнее относиться к слову, подбирать соответствующие обстоятельствам словесные формы. А главное - они смогли на практике применить те знания, которые были получены ими на уроках русского языка.

Главное для учителя на новом этапе - всегда помнить о том, что «учение - искусство содействовать открытию» (Марк Ван Дорен).

Список литературы


  1. koshki-mishki.ru

  2. ladushki.ru

  3. malysham.info

  4. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987

  5. Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. - М., Просвещение, 1983

  6. Библиотека русского фольклора. М., 1989

  7. Вартаньян Э. Путешествие в слово. - М., Просвещение, 1982

  8. Википедия

  9. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1988

  10. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М., 1990

  11. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 3 томах. М., 1993

  12. Делу время, потехе час. М., 1988

  13. Дивная щука. Русские народные песни. М., 1989

  14. Загвоздкин В.К. О стандартах второго поколения. - Народное образование, 2009, №7

  15. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978

  16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. - Образовательное право, 2011, №7

  17. Павлова Л. Пра-бабушкино слово. «Мама и Малыш», №1

  18. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. М., 1998

  19. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990

  20. Русский народ. М., 1989

  21. Учителю словесности. Методические рекомендации. Автор-составитель Н.В.Прокофьева- Иркутск, 2011

  22. Шамес Р.А. Забавные приключения в стране слов. - Волгоград, Учитель, 2005

  23. Яловицкая Н.И. Профессиональная компетентность и культура педагога. О школьных стандартах второго поколения (В чём особенности и развивающий потенциал стандартов второго поколения?) - Учителю словесности. Методические рекомендации. Автор-составитель Н.В.Прокофьева- Иркутск, 2011


© 2010-2022