Русский язык 6 класс (программа С. И. Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) Праздничная карусель

Тема: «Праздничная карусель» Цель: Развитие навыков чтения, аудирования, письма и говорения (составляющих коммуникативной компетенции) и мышления учащихся. Задачи: 1. Повторить и обобщить сведения учащихся об основных требованиях к содержанию текста, его композиции и речевому оформлению; учить редактировать текст, в котором эти требования не соблюдаются. 2. Отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей. 3. Разви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 6 класс (программа С.И.Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) Праздничная карусельРусский язык 6 класс (программа С.И.Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) Праздничная карусельРусский язык 6 класс (программа С.И.Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) Праздничная карусельРусский язык 6 класс (программа С.И.Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) Праздничная карусельРусский язык 6 класс (программа С.И.Львовой) Работа с текстом (одно из заключительных занятий) "Праздничная карусель"

Тема: «Праздничная карусель»

Цель: Развитие навыков чтения, аудирования, письма и говорения ( составляющих коммуникативной компетенции) и мышления учащихся.

Задачи: 1. Повторить и обобщить сведения учащихся об основных требованиях к содержанию текста, его композиции и речевому оформлению; учить редактировать текст, в котором эти требования не соблюдаются.

2. Отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.

3. Развивать связную речь учащихся, их логическое мышление, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: организация рабочих мест для работы в группах по 4-5 учащихся, текст «Подготовка к Новому году» (по Г. Скребницкому), заметка «Покалечили елку», музыка к песням К. Меладзе «Ночь накануне Рождества» и Л. Бекмана «В лесу родилась елочка», творческие работы учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока

- Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите? Как вы думаете от какого слова образовалось слово копилка?

  • Словарная работа

Копилка копить ?

- Чтобы ответить на вопрос, откройте Этимологические словари Н.М. Шанского и др., лежащие на ваших партах, на стр. 160. Найдите словарную статью о слове копить.

- Что интересного для себя вы прочитали? (ответы детей)

- Можем ли мы сейчас восстановить словообразовательную цепочку?

Копилка копить копа, где копа - общеславянское «мера» (число в 60 вещей), «куча сена»(диал.).

- С помощью толкового словаря объясните лексическое значение слова копилка

( 1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.

  1. Собрание чего-нибудь занимательного, ценного)

- Подберите синонимы к слову копить (собирать, хранить)

- Сегодня на уроке мы тоже с вами заведем «копилки», которые должны будем наполнить. Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)

- То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», как сказал поэт Е. Винокуров.

3. Проверка домашнего задания (групповые творческие проекты)

- Когда вы уходили на каникулы, я попросила вас подготовить творческий отчет о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили.

  • Презентации творческих работ:

1 группа: «Волшебная сказка природы»

2 группа: «Великий Устюг - родина Деда Мороза»

3 группа: «Новый год - семейный праздник»

4 группа: « Весело, весело нынче ребятне!»

- Выступление каждой группы я прошу начать без названия работы. Во время выступления попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.

  • Обсуждение заголовков в группах (1-2 мин.)

  • Варианты заглавий (от группы - 1 выступающий)

(После заглавий творческих работ слушателями, исполнители говорят свое название.)

- Как вы думаете, кто удачнее подобрал заголовок к творческим работам? Обоснуйте свое мнение.

4. Работа с текстом (текст № 1 прилагается)

  • Прослушивание

Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»)

- Какая музыка звучала? Как вы думаете, почему я поставила ее при чтении этого текста?

  • Анализ текста

- Каким настроением проникнут текст?

- Какова его тема? (предвкушение праздника)

- Какие художественно- изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?

- Какие слова, выражения в тексте привлекли ваше внимание? (Канитель)

- Кто, пользуясь толковым словарем, пояснит лексическое значение этого слова? (работа с толковым словариком)

  • Определение темы урока.

- Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?

- Кто сможет прокомментировать тему нашего урока «Праздничная карусель»?

5. Интеллектуальная игра по группам

( звучит музыка к песни «В лесу родилась елочка» Л. Бекмана)

- Назовите героиню знаменитой песени. Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «елкой» или Новогодней елкой.

- Запишите на середине строки слово «елка», а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом «елка». Во второй - слова , рождающиеся по ассоциации со словом «елка».(индивидуальная работа (1-2 минуты))

- Обменяйтесь мнениями внутри вашей группы. Сейчас мы устроим соревнования: «Мастера рифмы», «Мастера ассоциаций» (выступление от группы 1 участника), (определение победителей).

- Надеюсь, что музыку, ставшую символом новогодних праздников, узнали все. Кто помнит слова этой песни? Кто назовет авторов? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)

- Мы продолжаем нашу интеллектуальную игру. Сейчас мы определим «Мастеров перевоплощений».

- У К.Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки: «…Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросло диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки»

- Попробуйте передать словами, словосочетаниями ощущение человека «внутри зажженной елки», работаем в течение 1 мин.в группах, обмениваемся мнением. (по окончанию времени выступление по одному человеку от группы, подведение итогов).

6. Редактирование текста.

- Сейчас мы слушали текст, принадлежащий перу великого мастера. Кто запомнил автора отрывка, только что прочитанного мной?

- Сейчас мы прочитаем текст, созданный учеником. (тексты на партах, читает ученик)

- Понравилось вам сочинение? Какие ошибки допустил автор этой работы? Возьмите листочки (один на пару), работая в паре, проанализируйте недочеты сочинения.

- Отредактируйте текст. Посоветовавшись с друзьями в группе, запишите сочинение ученика в исправленном виде в свою тетрадь.

7. Анализ текста - заметки в газете.

- Но наша жизнь - это не сплошной праздник! Есть в ней и другие по настроению минуты. Года два назад я обратила внимание на маленькую заметку в газете, которая называлась «Покалечили елку». Давайте прочитаем ее. (чтение)

- О чем пишет автор? Что так взволновало его? Определите стиль текста, его тему и основную мысль. (Публицистический. Покалеченное существо. Необходимо сохранять, беречь все живое, память священна.)

- Что может произойти с елкой? (засохнет, погибнет)

8. Творческая работая

- Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» елкой. Посмотрите на мир и людей ее глазами, выразите свои чувства в небольшом сочинении - миниатюре. (индивидуальная работа 5 мин.)

- Обменяйтесь мнением в группе, выберите наиболее удачную работу, чтобы прочитать ее всему классу.

9. Рефлексия

- Прослушаем сочинения-миниатюры по одной от каждой группы. (чтение)

- Как вы думаете, удалось ребятам передать чувства елки?

- Как вы думаете, почему, говоря о волшебном празднике Нового года, я затронула эту тему? (Иногда в праздничной карусели мы не замечаем горя и жестокости вокруг себя)

10. Домашнее задание

- Написать сочинение-миниатюру от лица подарков под новогодней елкой.

11. Итог урока

- Ребята, как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли высоких вершин мастерства? Нам больше нечему учиться? (ответы)

- Вы правы. Нам есть еще чему учиться. Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.

Приложение № 1 (текст по Г. Скребницкому)

Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда с жаром доставали из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп.

Стиралась с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особенный мир - мир праздников.

Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усеянные блестками звезды.

Приложение № 2 (сочинение ученика)

Перед Новым годом мы украшаем наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские венки.

На доске висят плакаты «Дед Мороз» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда. Она весело мигает разноцветными лампочками. На столе учителя стоит елка.

Приложение № 3 (заметка )

Покалечили елку.

В ночь с 30 на 31 декабря в сквере, расположенном в центре поселка, двое мужчин бомжеватого вида пытались срубить трехметровую голубую ель. Дерево рубили не под корень - отрезали лишь верхушку! Возню в сквере заметили сотрудники патрульно-постовой службы, проезжавшие мимо. Милиционерам мужчины объяснили, что проходили рядом, увидели елку и решили срубить ее для украшения жилища и поднятия настроения - Новый год все-таки! То, что ель высажена рядом с памятником «Родина - мать!» неизвестному солдату, мужчин нисколько не смутило…

© 2010-2022