Разработка урока русского языка в 6 классе Обстоятельства

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Обстоятельства».

Автор: Нытник Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Урожайновская школа», Симферопольский район, село Урожайное Республика Крым

Тема урока. Обстоятельства.

Цели: поупражнять учащихся в определении значений обстоятельств и способ выражения их; учить правильно пользоваться обстоятельствами для повышения выразительности своей речи; обеспечить правильность написания наиболее трудных орфограмм.

Ход урока

Учитель. Тема сегодняшнего урока- обстоятельства. (Тема записывается на доске и в тетрадях).

Вопросы к классу:

1. Что называется обстоятельством?

2.К какому члену предложения чаще всего относятся обстоятельства?

3.Какими они бывают по значению?

-Прочтите предложение, записанное на доске.

Налим с похолоданием воды выходит из своих летних убежищ и начинает бродить в поисках добычи в более мелких местах.

- Прочтите и перепишите этот текст в свои тетради. Обратите внимание на написание слов: налим, начинает, добычи.

- Найдите в этом предложении обстоятельства с поясняющими их словами.

Ответ: Здесь есть обстоятельства времени: с похолоданием воды (когда?), обстоятельство места: из своих летних убежищ (откуда?), обстоятельство цели: в поисках добычи (с какой целью?), обстоятельство места: в более мелких местах (где?).

Учитель. Опустим все обстоятельства и прочтем, что останется?

-Налим выходит и начинает бродить.

Мы видим, что без обстоятельства непонятно когда, откуда выходит налим и с какой целью, и где начинает бродить. Для чего же нужны обстоятельства? Обстоятельства нужны для точного выражения мысли. Благодаря обстоятельствам мы точно определяем действие- когда, где, как, с какой целью и по какой причине оно совершается.

Но не всегда нам нужны все эти обстоятельства. В данном случае достаточно было указать, когда, откуда, с какой целью вышел налим и где он бродил.

Точность речи нам нужна всегда: в разговоре, в научной речи, в художественной речи.

Приведите примеры из научной речи, где требовались бы обстоятельства для точной передачи ее содержания. (Учащиеся приводят примеры из географии, биологии и т.д.).

В примерах учащиеся выделяют обстоятельства, определяют их значение и указывают, чем они выражены.

Учитель. Теперь рассмотрим, какую роль, кроме точности передачи мысли, играют обстоятельства в художественной речи.

-Всему классу раздаются листочки с текстом.

«Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и смотрел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега.

Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее себе за пазуху и пустился большими шагами домой.

Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати… Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно…

Она еще не умела пить из чашки… Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь.

Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг».

Учитель.

1.Из какого произведения этот текст?- Отрывок из «Муму»

Тургенева.

2.Назовите слова, на правописание которых надо обратить внимание и укажите, как их проверить.- Слова: показалось, барахтается, несчастную, каморку, спасённого, пригнул, захлебываясь.

3. В первом предложении найдите обстоятельство, определите его значение, укажите, чем оно выражено.

Ответ. В этом предложении есть обстоятельство времени: к вечеру (когда было дело?), обозначает, что день ещё не кончился. Выражено существительным с предлогом. Можно заменить наречием -вечером. Тогда смысл предложения измениться- Дело было вечером, значит начало темнеть. А дело было к вечеру, значит было ещё светло.

4. Прочтите второе предложение и найдите в нем обстоятельство.

Ответ. Есть обстоятельство образа действия: тихо (как шёл Герасим?)- Тихо. Определяет способ движения Герасима. Он шёл медленно, не спеша. Выражено наречием- тихо и относиться к сказуемому шёл.

5. Самостоятельно найдите в оставшихся предложениях обстоятельства и укажите, чем они выражены.(Работа в тетрадях).

Учитель. Подведем итог. На какие вопросы отвечают обстоятельства и чем выражаются?

Ответ. Обстоятельства выражаются: наречием, существительным с предлогом, творительным падежом существительного без предлога и деепричастием. Иногда имеют при себе пояснительные слова.

-Работа у доски.

Запишите предложение: Герасим из жалости к щенку принес молока напоить его.

- Найдите сказуемое и слова, которые поясняют его, и поставьте к ним вопросы.

Ответ. Сказуемое: принёс. Почему принёс?- из жалости. Зачем принес? напоить. На вопросы Почему? Отчего? - отвечают наречия причины, а на вопросы Зачем? Для чего?- отвечают наречия цели.

Запомните: члены предложения, отвечающие на вопросы наречий цели - обстоятельства цели; наречия причины- обстоятельства причины.

Обстоятельство напоить выражено неопределённой формой глагола.

Вывод. Обстоятельства могут быть выражены разными словами, разными частями речи.

Учитель. Прочтите ещё раз предпоследнее предложение. Сколько в нём обстоятельств?

Ответ. Пять обстоятельств: вдруг, с жадностью, фыркая, трясясь, захлёбываясь.

-Что с помощью этих обстоятельств помогает нам увидеть Тургенев?

Ответ. Он помогает нам увидеть, что щенок был очень голоден, что он пил молоко жадно, с наслаждением.

Вывод. У писателей мы можем научиться , как следует пользоваться обстоятельствами, чтобы не только точно передавать обстановку или способ и все обстоятельства действия, но и характеризовать героев рассказа. Учат, как пользоваться словами, чтобы делать свою речь яркой и картинной.

Домашнее задание: опишите действие или состояние какого-нибудь хорошо известного вам живого существа, так чтобы обстоятельства в вашем тексте живо и точно отразили бы описываемое и сделали бы образ ярким, картинным.

© 2010-2022