Работа с терминами на занятиях по русскому языку и литературе (учебно-методическая разработка. Мастер-класс)

Думаю, что нет преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, учебных семинарах, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемой терминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в определении тех или иных научных терминов, в понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности. Чтобы благополучно миновать рифы ЕГЭ или ГИА, сдающий экзамен точно также, если не больше, заинтересован в точном понимании того или и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дорошенко Е.Ф, учитель русского языка и литературы

Работа с терминами на занятиях по русскому языку и литературе

(Мастер-класс).

Думаю, что нет преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, учебных семинарах, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемой терминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в определении тех или иных научных терминов, в понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности. Чтобы благополучно миновать рифы ЕГЭ или ГИА, сдающий экзамен точно также, если не больше, заинтересован в точном понимании того или иного термина, иначе, например, поиски в тексте метафоры или эпитета, анафоры или эпифоры будут безрезультатными. На групповых и индивидуальных занятиях при подготовке к экзамену я не раз сталкивалась с этой проблемой. Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия, не зная значения слов-терминов. Путают ЭТИКУ с ЭСТЕТИКОЙ, БАЗУ с БАЗИСОМ, ПСИХИКУ с ПСИХОЛОГИЕЙ, КАНОН с КАНУНОМ. Чтобы восстановить в памяти учащихся языковую картину мира, приходилось снова и снова расшифровывать такие ключевые понятия, как «язык» и «речь», «фонема» и «фонетика», «слово» и «словосочетание», «морф», «морфема» и «морфемика», «лексика» и «фразеология», «синтаксис» и «пунктуация», «предложение» «фраза» «высказывание», «текст». Знать терминологию изучаемого предмета, уметь пользоваться ею, нуждаться в ней при объяснении простых и сложных вопросов - вот чему мы должны научить, прежде чем пускаться в его глубины.

Термины, или шире - терминология - идеальные типы языкового выражения. В них нуждается каждый, кто пытается овладеть научным знанием. Отсюда - нужда в овладении научным стилем речи. Любой учебник написан в научном или научно-публицистическом стиле. Термины - специальные слова или словосочетания, точно обозначающие понятия в той или иной области науки. При этом в разных отраслях науки - своя терминология. Чем больше мы употребляем слов-терминов, тем скорее убеждаемся в том, что в научном стиле общеупотребительные слова используются в их прямом значении.

Сразу оговорюсь: всё, о чём мы сейчас поговорим, касается не только занятий по русскому языку и литературе. Цель современного образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (в данном случае - коммуникативной и языковой). А разве в них не заинтересованы учителя математики, физики, химии и др.? Разве не с определения основных терминов мы начинаем раскрывать тему? Даже если урок (занятие групповое или индивидуальное) посвящён отработке практических навыков, то начинать сразу с практики нецелесообразно. Иначе ученик приспособится к чужому алгоритму, будет надеяться на так называемый, очень популярный в его среде «метод тыка» и на «авось попаду».

Конечно, времени на отработку терминологии у нас всегда не хватает. Но если я пренебрегу этим отрезком учебного времени, потом потеряю больше.

Итак, что бы я порекомендовала вам, уважаемые коллеги, на этапе отработки терминологии? Думаю, что обучать терминологии надо пошагово.

ШАГ 1. Прежде всего внимательно отнестись к терминам, которые понадобятся при изучении (или повторении) темы. У каждого термина, как и у каждого слова, есть форма и содержание, то есть оболочка и суть. Конечно, содержание важнее. Но что мы воспринимаем сначала? Форму. Например, слово длинное или короткое: «троп» (средство выразительности в художественном тексте) - «метафоризация» (способность художественного текста воздействовать на наше образное мышление при помощи переноса признака). «Число» - «дифференциальное исчисление» (математика). «Квант» - «квантовый генератор» (физика). «Ген» - «генетическая модификация» (биология) и т.д. Иногда привлекает внимание состав слова-термина : аббревиация, адъективация, сублимация, генотип, матанализ, эссе, синекдоха, парцелляция и т.д.

ШАГ 2. Переварив форму, пускаемся в глубины содержания термина. Чаще всего термины - это заимствованные слова, что объясняется их общемировым и общеязыковым значением. Простой пример. «ОРФОГРАФИЯ». Греческие корни ortho's - правильный и gra'pho - пишу обычно известны учащимся, поэтому они, легко складывая их, образуют слово-термин «правописание». По аналогии можно определить и значение терминов «ОРФОГРАММА» (где gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, «ОРФОЭПИЯ» (где e'pos - речь) - правильная речь, отсюда - «нормы произношения». Если обратиться к Словарю В.И. Даля, то можно узнать, что, например, термин ПРИЧАСТИЕ - «это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». А ДЕЕПРИЧАСТИЕ, имея сильную глагольность, обозначает добавочное действие, оно чрезвычайно «дееспособно». С этой «вивисекции» слова-термина часто просто необходимо начинать (или заканчивать) тему.

ШАГ 3. Уточнив значение и происхождение слова-термина, необходимо, на мой взгляд, усвоить его произношение и правописание. Так, надо предлагать учащимся только литературную норму. Например, не только выяснить смысл слова-термина, но и попросить произнести и записать (термин ИДЕНТИЧНОСТЬ (тождественность) -не «иНдентичность»). Или: трудный для произношения и написания термин АББРЕВИАТУРА (от итальянского abbreviatura - cокращение). Произносить и записывать полезно математические термины: АСИММЕТРИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ, даже такое распространённое слово, как УРАВНЕНИЕ и ЕДИНИЦА. То же относится и к физике, химии, биологии, информатике. Записывая термины на занятиях по русскому языку и литературе, я не раз убеждалась в том, что такие слова, как СУФФИКС, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС, ЭЛЛИПСИС ученики стараются или сокращать до неузнаваемости, или избегать в письменной речи. А термины биологические, общественно-политические, а неологизмы компьютерной эпохи! Проведите словарный терминологический диктант из 10-15 слов - и убедитесь сами.

ШАГ 4. Есть ещё один способ добиться точного понимания терминологии. Это переосмысление научных терминов в текстах разных стилей. Чаще всего помогает сочетание научного стиля и слов так называемой нейтральной лексики. Пример: ФИЛОЛОГИЯ - «любовь к слову», АДЪЕКТИВАЦИЯ - «переход слов других частей речи в прилагательные» (от причастий- «рубленый», «крашеный»), СУБСТАНТИВАЦИЯ - «переход других частей речи в разряд существительных» («столовая», «учащиеся», «пленный» «первое» и т.д.). Кроме того, очень часто термин иноязычного происхождения может быть заменён исконно русскими словами. МЕТАФОРА - уподобление («вся соль анекдота»), МЕТОНИМИЯ - перенос («читаю Пушкина»), АЛЛЕГОГРЯ - иносказание (« и волки сыты, и овцы целы»), ИРОНИЯ - переименование по прямой противоположности сказанному («Отколе, умная, бредёшь ты голова?»), ГИПЕРБОЛА - преувеличение («тысячу раз тебе говорил»), ЛИТОТА - преуменьшение (« мужичок с ноготок»), ПЕРИФРАЗА (или ПЕРИФРАЗ) - замена названия описанием («рыжая плутовка», автор «Героя нашего времени») и т.д. К счастью, в русском языке сохранились чисто «русские» термины: ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ, ГЛАГОЛ, ЛИЧНЫЕ и БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ и т.д. Математики переосмысливают русское слово ПРЯМАЯ, используют русский суффикс «дцать» = «десять» (ОДИННАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ и т.д.,) слова ДЮЖИНА, ОСЬ и т.д. Биологи, химики и физики переосмыслили слово КЛЕТКА; как русское, переосмыслено слово ПРИРОДА, словосочетание ВСЁ ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ, понятен ученикам термин НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ ВИДОВ, КРОВООБРАЩЕНИЕ и т.д.

Подводя итог сказанному, хочу ещё раз сформулировать цели и задачи изучения терминологии.

ЦЕЛЬ: овладение разными типами языкового выражения для более чёткого и ясного понимания научной терминологии, как общенаучной, так и специальной.

ЗАДАЧИ:

  1. Узнать значение термина. Разобраться в его форме и содержании.

  2. Уточнить произношение и правописание термина.

  3. Научиться переосмысливать термины в текстах разных стилей и учебных предметов.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ:

составить (по группам или индивидуально) так называемую ИНСТРУКТИВНУЮ КАРТУ ТЕРМИНОВ как один из эффективных способов работы с терминологией. (Идея Курышевой Л.П., учителя русского языка МОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 8», Вологодская обл.)

  1. Карта представления - опорная запись, дающая представление о термине как понятии и слове, история его введения, значение, происхождение и образование, анализ морфемной структуры, фиксация в словарях.

  2. Карта наблюдения - запись, требующая объяснения, наводящая на раздумье о новом термине со всеми его значениями.

  3. Карта- задание - материалы для освоения термина, норм произношения, употребления.

  4. Карта -образец - тексты с различными вариантами использования термина.

  5. Карта-проект - творческое групповое или индивидуальное задание, иллюстрирующее уровень освоения терминологии по изучаемой теме.

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ изучение терминологии имеет специфику, хотя общий подход сохраняется. Надо ли углубляться в литературоведческую терминологию? Надо. Конечно, в том объёме, который не перекрывает сам процесс изучения литературного произведения, не заслоняет наслаждение художественным словом. Я уверена, что овладение литературными (литературоведческими) терминами способствует не только изучению произведения, но и осознанию его как произведения искусства, умению интерпретировать, проникать в глубину сознания читателя. Более того, знание литературных терминов развивает и обогащает устную и письменную речь учащихся, воспитывает эстетический вкус, избавляет от поверхностного чтения.

В 5-6 классе, думаю, дети уже более осознанно изучают литературное произведение. Они знакомятся с такими терминами, как ФОЛЬКЛОР, СКАЗКА НАРОДНАЯ и СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, СКАЗ, ЛЕТОПИСЬ, РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ, они узнают, что есть удивительные СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ( эпитет, метафора, гипербола, сравнение, и др.). Они знакомятся с различными жанрами литературы (РАССКАЗ, ПОВЕСТЬ, ПЬЕСА), с такими понятиями, как РИТМ, РИФМА, СПОСОБЫ РИФМОВКИ, Они выделяют картины ПЕЙЗАЖА, начинают знакомиться с СЮЖЕТОМ, КОМПОЗИЦИЕЙ, ИДЕЕЙ произведения, с СИСТЕМОЙ ГЕРОЕВ и т.д. Невозможен диалог с учениками на уроке литературы без знания этих терминов!

Работая в старших классах, я постоянно опираюсь на термины, связанные с названиями литературных направлений (КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ и т.д.) Программа Бунеевых в 9 классе предполагает систематизацию литературного процесса от «Слова о полку Игореве» до подробного изучения эпохи расцвета русской литературы XIX -XX веков. Появляются термины ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП, ПРОТОТИП, углубляются понятия СЮЖЕТ, ФАБУЛА, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА, РОМАН-ЭПОПЕЯ, НОВЕЛЛА, получают более широкое освещение все средства художественной выразительности текста.

Как сделать изучение произведения глубоким, но не заумным, как приблизить читателей к сложному миру великих русских писателей, не разрушив впечатление от прочитанного, сопереживая героям, но при этом помнить, что это не просто чтение, а осмысление? Тут снова не обойтись без терминологии. Но как это осуществить?

Попробуем воспользоваться простыми способами.

Запишите на листочке одним-двумя словами - терминами ответы на мои простые вопросы:

- Как называются художественные образные определения, используемые в произведениях русского фольклора, например, в сказках? Например, «добр молодец» «красна девица», «тёмна ноченька»? (Постоянные эпитеты).

- Как называют стихотворение исторического содержания с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада).

- Цепь событий, о которых повествуется в сюжете, называется… (Фабула).

- Способ развёртывания фабулы, последовательность в изображении событий, ряд картин в произведении - это… (Сюжет).

Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма).

- Если в произведении главным является изображение чувств человека, то это… (Лирика).

- А если действия героев? Конфликт? (Драма).

- А события? (Эпос).

Вопрос можно усложнить:

- Как называется род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе, а его специфику составляет сюжетность, конфликтность и членение на эпизоды? Это… (Драма).

Можно пойти обратным путём и предложить учащимся оттолкнуться от термина, продолжив высказывание:

Рассказ - это…

Повесть - это…

Роман - это…

Лирический герой - это… и т.д.

Развивая творческое воображение, можно предложить нарисовать термин, составить его схему, кроссворд.

Можно воспользоваться методом цитирования. Изучая лирическое произведение и средства художественной выразительности, зачитываем поэтические строчки и просим учащихся назвать этот троп или фигуру речи. Вот строки поэта А. Майкова: «Уходи, зима седая…» (Эпитет). «Золото, золото падает с неба…» (Метафора). «Мы стояли, точно в клетке золотой…» (Сравнение).

А вот пример из стихов К. Симонова:

Жди, меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.

Жди, когда снега метут, жди, когда жара…

Это же золотая россыпь поэтических тропов и фигур речи!

Чтобы показать учащимся способы рифмовки и назвать их, можно предложить составить четверостишие по опорным словам:

………сияет ……….пушистый

……….селом ………..кружится

……….сверкает …………тихо

……….огоньком …………ложится

Ещё вариант. Предложите задания (в группе или индивидуально):

* Выписать из произведения известные средства выразительности и дать им название.

* Установить соответствие (произведение и его жанр).

* Составить клише для анализа стихотворного и эпического текста.

* Создать опорную схему анализа стихотворного или эпического текстов.

(Каждое задание предъявить в форме презентации).

Эти и подобные простые задания помогут учащемуся, постигая терминологию, самостоятельно разобраться в структуре произведения, его форме и содержании.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ПРИ РАБОТЕ С ТЕРМИНАМИ



Инструктивная карта - один из эффективных способов работы с терминологией. С одной стороны, учащиеся усваивают систему терминов по данному предмету, а с другой - знакомятся с общенаучными и специфическими терминами. При этом овладевают научным стилем, т.к. термины - идеальные типы языкового выражения. Данная КАРТА может быть составлена как индивидуально, так и в группе.

Предполагаемые результаты:

  1. Уточнение значения научных терминов, усвоение их формы и содержания.

  2. Правильное произношение и правописание слов-терминов.

  3. Понимание, переосмысление терминов в текстах разных стилей.

  4. Совершенствование научного стиля речи, сознательное его употребление.

ОПИСАНИЕ КАРТЫ:

КАРТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - опорная запись, дающая представление о термине как понятии и слове, история его введения, значение, образование, анализ морфемной структуры, фиксация в словарях.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ - запись, требующая объяснения, наводящая на раздумье о новом (старом) термине на основании имеющихся знаний. Как итог записи - вывод об области применения и функциях данного термина.

КАРТА - ЗАДАНИЕ - материалы для освоения термина, норм произношения, употребление в речи.

КАРТА - ОБРАЗЕЦ - тексты с различными вариантами использования термина.

КАРТА - ПРОЕКТ - творческий продукт самих учащихся, иллюстрирующий уровень освоения терминологии по изучаемой теме.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка.- М., 2001

  2. Даниленко В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. - М., 1972

  3. Курышева Л.П. Инструктивная карта как один из эффективных способов работы с терминологией на уроках русского языка. - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. openclass.ru/node194797

9


© 2010-2022