Конспект урока по теме Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Нечай Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 п.Яблоновский

Тахтамукайского района Республики Адыгея


Комплексный анализ текста

Цель урока:

  1. обобщить и закрепить знания по изученным темам (орфография, лексика, словообразование, морфология, пунктуация);

  2. повторить все виды разбора;

  3. закрепить умения лингвистической работы с текстом:

А) определять стиль и тип речи;
Б) находить изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
В) определять способы связи слов в предложениях;

Оборудование: иллюстрации к тексту, музыкальное сопровождение, таблица, схемы предложений.

Эпиграф:

Язык наш сладок,

чист, и пышен, и богат.

А.П. Сумароков

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодняшний урок позволит еще раз вспомнить и закрепить те знания по орфографии, пунктуации и работе с текстом, которые мы получили в 5 и 6 классах.

  2. Прочитайте эпиграф к уроку. Поработав с текстом, мы убедимся в справедливости слов Сумарокова. Но сначала послушаем романс в исполнении вашей одноклассницы Волошко Елены (гитара). Затем поделитесь своим впечатлениями об услышанном, расскажите, какие картины рисовались в вашем воображении (слушаем ответы уч-ся). А теперь прочитаем текст и посмотрим внимательно на иллюстрацию, выполненную вашей одноклассницей Баклановой Марией.

-Насколько точно она смогла отразить тему текста?

3) Лингвистический анализ текста.

Мы живем в огромном пр..красном мире. В пр…роде (не) обходимо всё что её нас…ляет каждая птица каждый зверь каждое нас..комое. Сейчас пр..рода просит у человека пом..щи и мы все обязаны ей помоч… Если отец остановит…ся с сыном у дерева что (бы) подв…зать сломан…ую ветку если помож…т сделать к…рмушку для птиц это будет урок д…броты и мил…сердия. Тогда его сын (не) станет ломать зеленые нас…ждения (не) будет стр…лять из р…гатки в воробьев а голубей не будет заман…вать в селки. А выр…стет - (не) станет брак…ньером.
Человек мож…ет сея…ть или варить сталь учить детей или запускать в космос корабли но он не может (не) долж…н остават…ся равно…душным к пр..роде ибо любовь к ней это часть нашей любви к (матери) Родин…



Выполните следующее задание:

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Можно ли прочитанное назвать текстом? Почему? (Можно, потому что все предложения в тексте объединены общей темой и идеей, связаны между собой по смыслу и грамматически).

  3. Определить тему и идею текста. (В природе необходимо все, что ее населяет (тема). «Человек не должен оставаться равнодушным к природе, ибо любовь к ней - это часть нашей любви к матери-Родине»).

  4. Озаглавьте текст («Уроки доброты и милосердия»)

  5. Определите стиль текста (публицистический. Перед нами отрывок из статьи, посвященной гуманному отношению к природе. Цель данной статьи - привлечь внимание к неравнодушному обращению с природой. Мы видим основные приметы данного стиля: по жанру - это статья, направленная на формирование общественного мнения;

Сочетание устойчивых общественно-политических оборотов речи: просит у человека помощи, обязаны ей помочь, урок доброты и милосердия, не должен оставаться равнодушным)

  1. Определите тип речи текста. (Рассуждение. Тезис: «мы обязаны помочь природе.» Аргументы: уроки доброты и милосердия. Вывод: «мы недолжны оставаться равнодушными к природе».

  2. Какие изобразительно - выразительные средства использует автор для раскрытия основной мысли? (Олицетворение: природа просит помощи; метафора: урок доброты и милосердия)

  3. Подберите синонимы к словам:

Прекрасный - чудесный, восхитительный; кормушка для птиц - скворечник; зеленые насаждения - деревья, кусты; равнодушный - безразличный.

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы (работа с сигнальными карточками)

  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Найдите в тексте предложения, соответствующие схемам, которые вы видите на доске.

  3. Выполните указанные виды разбора.

  4. Найдите в тексте причастие (сломанную). Объясните написание НН (есть приставка С) Переделайте это слово так, чтобы писалась Н (Ломаная)

  5. Вспомним и закрепим написание Н - НН в различных частях речи. Для этого поиграем в игру «Четвертое лишнее».

А) разрушенный, кошеный, выученный, замеченный

Б) кожаный, вязаный, песчаный, полотняный

В) желанный, негаданный, неожиданный, ветреный.



  1. Вставьте в указанные слова буквы. Если правильно вставите, получите слово. Какое? Рю - зак, девч - нка, плавлен - ый, горяч?, Ра - чертить, леч - щий. (Коса)

  2. Работа с таблицей. Вписать указанные слова в нужные графы таблицы.

ё

о

е

Конспект урока по теме Комплексный анализ текста

Конспект урока по теме Комплексный анализ текста

Конспект урока по теме Комплексный анализ текста



Найдите слова, состав которых соответствует схемам:

Конспект урока по теме Комплексный анализ текста

3. Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, мы завершили комплексный анализ текста. Анализируя языковые средства, мы убедились, что русский язык, действительно пышен и богат. Цели, намеченные в начале урока, выполнены. Спасибо за активную работу.





© 2010-2022