- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черняк Е.Н. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока в 9 классе
Урок-практикум.
«Методы компрессионного сжатия текста»
Учитель русского языка и литературы: Черняк Евдокия Николаевна
Цели урока:
Образовательные:
в рамках подготовки к ГИА организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;
содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
Развивающие:
содействовать развитию мышления, внимания, памяти; создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,
создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока:
практикум
План урока:
-
Организация начала урока
-
Целеполагание
-
Работа с текстами разных типов
-
Работа с текстом С. Львова
-
Самостоятельная творческая работа в парах, группах сменного состава
-
Подведение итогов творческой самостоятельной работы
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
Ход урока:
-
Организация начала урока.
-
Целеполагание
Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ГИА.
Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться правильно говорить, писать, а также понимать текст.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.
-
Работа над текстами разных типов.
Беседа:
-
Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?
1. Исключение подробностей и деталей.
2. Обобщение конкретных, единичных явлений.
3. Упрощение синтаксических структур.
-
Что надо знать, чтобы правильно сократить текст по содержанию?
1. Отбор важной информации.
2.Формулирование основных идей автора.
3.Сохранение авторской последовательности событий.
4.передача характера действующих лиц и обстановки без искажений
5.Выделение основных микротем
6.Обобщение содержания исходного текста
4. Работа в группах.
Задание:
Произвести компрессию текста по содержанию.
1 группа:
Ведущий тип речи - повествование.
Мы стояли на берегу моря, которое казалось уснувшим и неподвижным. Небо все ниже и ниже склонялось над ним, словно хотело понять, о чем шепчут неугомонные волны.
- Стас, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время к нам подошел мой одноклассник - Мишка Козин. Он только недавно пришел к нам в класс, поэтому его мало кто знал. Наружность его была замечательна. Он был огненно, немыслимо ярко рыж и необыкновенно конопат. Мишка был весь усеян веснушками разных видов и мастей. За этой пестрядью не было видно черт его лица.
Увидев Козина, все стали переговариваться, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, весело засмеялись. Он бросил свой старый дерматиновый портфель на мокрый песок и вдруг увидел у меня в руках книгу. Мишка замер и благоговейно, словно святыню, взял у меня ее из рук.
- Стас, дай мне, пожалуйста, книгу. Я так давно мечтал прочитать е
2 группа:
Ведущий тип речи - описание.
Книга - одно из величайших созданий человечества.
У современной книги было немало прообразов в древности. Первые книги были рукописные: глиняные, деревянные, папирусные, пергаментные, восковые.
Вот, например, как выглядела восковая книга: несколько табличек - дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли желтым или черным воском. Первая и последняя страницы воском не покрывались.
Позже, когда появилось книгопечатание, появились бумажные книги.
3 группа:
Ведущий тип речи - рассуждение.
Попав в библиотеку, я был поражен огромным количеством книг. Нестерпимо захотелось прочитать многие из них. Но как же выбрать интересную мне?
- А знаете ли вы, что выбор книги - дело чрезвычайно важное?- спросила меня Ольга Ивановна.
Она справедливо отметила, что каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как правильно это сделать.
Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните имя ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, это поможет лучше понять произведение, авторскую позицию.
Во-вторых, ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге.
Итак, вы выбрали книгу и готовы к чтению. В добрый путь!
5. Само- и взаимопроверка. Учащиеся должны произвести компрессию текста по содержанию с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.
Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.
Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.
6. Анализ текста С. Львова
А теперь мы проанализируем текст С. Львова и сделаем его компрессию.
Вспомним памятку «Как писать сжатое изложение».
- Выделите в тексте важные мысли ( микротемы)
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Составьте план, озаглавив каждую микротему.
-Подумайте, что можно исключить в каждой части
- Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Запишите изложение грамотно.
-
Работа с текстом. (См. приложение)
Чтение текста.
Беседа:
Какова тема текста? (домашнее чтение)
Какова основная мысль текста? (домашнее чтение объединяет членов семьи)
Определяем речевую ситуацию.
Каков стиль текста? (публицистический)
Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (Роль домашнего чтения в сближении членов семьи; есть любимые книги, потому что прочитаны вместе и вслух;
проблема преимущественного права книги перед другими средствами информации)
Какова позиция автора? (призывает, уговаривает к совместному чтению для сближения семьи, развитию их чувств)
Определяем количество абзацев и микротем:
-
Домашнее чтение вслух сближает.
-
Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читаем вместе вслух.
-
Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения.
-
Попробуйте читать вместе вслух.
-
Все переживания при совместимости чтения вслух усиливаются, возникает радость общения.
-
Попробуйте читать вместе вслух - не пожалеете.
Сегодня мы попытаемся отработать несколько методов, а именно замену СПП ПП, ОЧ обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.
Вместе с вами мы сделаем компрессию двух абзацев, а дальше вы будете работать самостоятельно.
1 абзац:
1 предложение - оставить
2 предложение - СПП - ПП
3 предложение - СПП - ПП
2 абзац:
1 предложение - СПП - ПП
2,3 предложение - СПП - ПП - слияние предложений
8. Творческое задание
Мы с вами сделали компрессию двух абзацев, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия.
1 ряд - 3 абзац 2 ряд - 4 абзац 3 ряд - 5, 6 абзацы
Подведение итогов работы в парах, группах сменного состава
-
Чтение текстов
-
Какие приемы компрессии текста вы использовали?
9. Рефлексия:
А теперь я хочу задать вопрос: вам понравился урок?
Всё ли, чем мы занимались сегодня на уроке, вам понятно? Как вы думаете, эти знания и навыки вам помогут при сдаче экзамена?
10.Домашнее задание: закончить компрессию текста.