Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока в 9 классе

Урок-практикум.

«Методы компрессионного сжатия текста»

Учитель русского языка и литературы: Черняк Евдокия Николаевна

Цели урока:

Образовательные:

в рамках подготовки к ГИА организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;

содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.

Развивающие:

содействовать развитию мышления, внимания, памяти; создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,

создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока:

практикум

План урока:


  1. Организация начала урока

  2. Целеполагание

  3. Работа с текстами разных типов

  4. Работа с текстом С. Львова

  5. Самостоятельная творческая работа в парах, группах сменного состава

  6. Подведение итогов творческой самостоятельной работы

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание

Ход урока:


  1. Организация начала урока.

  2. Целеполагание

Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ГИА.

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться правильно говорить, писать, а также понимать текст.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.


  1. Работа над текстами разных типов.

Беседа:

  • Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.


  • Что надо знать, чтобы правильно сократить текст по содержанию?

1. Отбор важной информации.

2.Формулирование основных идей автора.

3.Сохранение авторской последовательности событий.

4.передача характера действующих лиц и обстановки без искажений
5.Выделение основных микротем
6.Обобщение содержания исходного текста

4. Работа в группах.

Задание:

Произвести компрессию текста по содержанию.

1 группа:

Ведущий тип речи - повествование.

Мы стояли на берегу моря, которое казалось уснувшим и неподвижным. Небо все ниже и ниже склонялось над ним, словно хотело понять, о чем шепчут неугомонные волны.

- Стас, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время к нам подошел мой одноклассник - Мишка Козин. Он только недавно пришел к нам в класс, поэтому его мало кто знал. Наружность его была замечательна. Он был огненно, немыслимо ярко рыж и необыкновенно конопат. Мишка был весь усеян веснушками разных видов и мастей. За этой пестрядью не было видно черт его лица.

Увидев Козина, все стали переговариваться, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, весело засмеялись. Он бросил свой старый дерматиновый портфель на мокрый песок и вдруг увидел у меня в руках книгу. Мишка замер и благоговейно, словно святыню, взял у меня ее из рук.

- Стас, дай мне, пожалуйста, книгу. Я так давно мечтал прочитать е

2 группа:

Ведущий тип речи - описание.

Книга - одно из величайших созданий человечества.

У современной книги было немало прообразов в древности. Первые книги были рукописные: глиняные, деревянные, папирусные, пергаментные, восковые.

Вот, например, как выглядела восковая книга: несколько табличек - дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли желтым или черным воском. Первая и последняя страницы воском не покрывались.

Позже, когда появилось книгопечатание, появились бумажные книги.

3 группа:

Ведущий тип речи - рассуждение.

Попав в библиотеку, я был поражен огромным количеством книг. Нестерпимо захотелось прочитать многие из них. Но как же выбрать интересную мне?

- А знаете ли вы, что выбор книги - дело чрезвычайно важное?- спросила меня Ольга Ивановна.

Она справедливо отметила, что каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как правильно это сделать.

Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните имя ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, это поможет лучше понять произведение, авторскую позицию.

Во-вторых, ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге.

Итак, вы выбрали книгу и готовы к чтению. В добрый путь!

5. Само- и взаимопроверка. Учащиеся должны произвести компрессию текста по содержанию с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

Цель: дать возможность учащимся про­верить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контроли­ровать свою работу - одно из проявлений самостоятельности и условие, повышаю­щее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.

6. Анализ текста С. Львова

А теперь мы проанализируем текст С. Львова и сделаем его компрессию.

Вспомним памятку «Как писать сжатое изложение».

- Выделите в тексте важные мысли ( микротемы)

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Составьте план, озаглавив каждую микротему.

-Подумайте, что можно исключить в каждой части

- Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Обдумайте средства связи между частями.

- Запишите изложение грамотно.


  1. Работа с текстом. (См. приложение)

Чтение текста.

Беседа:

Какова тема текста? (домашнее чтение)

Какова основная мысль текста? (домашнее чтение объединяет членов семьи)

Определяем речевую ситуацию.

Каков стиль текста? (публицистический)

Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (Роль домашнего чтения в сближении членов семьи; есть любимые книги, потому что прочитаны вместе и вслух;

проблема преимущественного права книги перед другими средствами информации)

Какова позиция автора? (призывает, уговаривает к совместному чтению для сближения семьи, развитию их чувств)

Определяем количество абзацев и микротем:


  1. Домашнее чтение вслух сближает.

  2. Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читаем вместе вслух.

  3. Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения.

  4. Попробуйте читать вместе вслух.

  5. Все переживания при совместимости чтения вслух усиливаются, возникает радость общения.

  6. Попробуйте читать вместе вслух - не пожалеете.

Сегодня мы попытаемся отработать несколько методов, а именно замену СПП ПП, ОЧ обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.

Вместе с вами мы сделаем компрессию двух абзацев, а дальше вы будете работать самостоятельно.

1 абзац:

1 предложение - оставить

2 предложение - СПП - ПП

3 предложение - СПП - ПП

2 абзац:

1 предложение - СПП - ПП

2,3 предложение - СПП - ПП - слияние предложений

8. Творческое задание

Мы с вами сделали компрессию двух абзацев, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия.

1 ряд - 3 абзац 2 ряд - 4 абзац 3 ряд - 5, 6 абзацы

Подведение итогов работы в парах, группах сменного состава


  • Чтение текстов

  • Какие приемы компрессии текста вы использовали?

9. Рефлексия:

А теперь я хочу задать вопрос: вам понравился урок?

Всё ли, чем мы занимались сегодня на уроке, вам понятно? Как вы думаете, эти знания и навыки вам помогут при сдаче экзамена?

10.Домашнее задание: закончить компрессию текста.

© 2010-2022