- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проектная деятельностьв детском саду на тему м: Волшебные нити
Проектная деятельностьв детском саду на тему м: Волшебные нити
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сухинина И.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Исследовательский проект «Волшебные нити» (для детей 5-6 лет)
«Ум ребенка - на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Введение.
Вид проекта: исследовательски- творческий
Актуальность проекта:
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития, является развитие его руки, что составляет фундамент умственного развития. Дополнительное образование в форме исследовательской деятельности позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка.
С помощью поисково - исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Если использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково - исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.
Виды проектов:
По характеру содержания - ребенок - взрослый.
По характеру контактов - разновозрастной.
По количеству участников - групповой.
По продолжительности - среднесрочный (1 месяц)
Цель: Развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.
Задачи:
-Расширение представлений детей о нитках, его качествах и свойствах.
-Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.
-Расширять представления детей о разнообразии изделий из ниток, их назначении.
-Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.).
-Развивать умение делать выводы.
Методы исследования: Подбор материала по теме; проведение опытов с нитками; чтение художественной литературы; изготовление поделок; составление кластера;
Работа над проектом предполагает интеграцию образовательных областей- «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Участниками проекта стали дети старшей группы, их родители и воспитатель группы
Основная часть
План реализации:
Предварительная работа.
Однажды утром девочка принесла в детский сад вязанный носочек. Это был носок её куклы. Заигравшись с ним, она потянула за ниточку и носочек распустился. Девочка хотела выкинула нитку, а воспитатель её остановил: «Не выбрасывай её, она тебе ещё пригодится». Хозяйка нитки удивилась: «Что в ней толку?». Тогда и возникло решение поближе познакомить детей со значением ниток.
1.Теоретическое знакомство с материалом
1.Познавательное занятие на тему «Откуда взялись нитки?». Давным -дывно первобытные люди жили без жилья и одежды. Главная их цель - это добывание пищи. Они мастерили себе орудие из палки. К концу палки привязывали камень с помощью тонкого гибкого стебля. Убежище делали из веток и тоже скрепляли его гибким стеблем. Возможно растения и были первыми нитками на земле. Но человеку не хотелось мёрзнуть и он начал прикрывать себя шкурами убитых животных. Не сразу наш далекий предок догадался, как и чем скреплять свою одежду, чтобы в ней было тепло и удобно. Первая игла была изготовлена из рыбьей кости, а нитки из жил животных и стеблей растений. Но время не стоит на месте. На следующем этапе, нитки делали из шерсти животных с помощью прялки. Сейчас нитки также изготавливают из шерсти животных на специальном оборудовании, и из растения -хлопок. Оно похоже на вату.
- Рассмотрение иллюстрации (первобытные люди в шкурах, прялка, хлопок)
-загадывание загадок. «Маленькое, кругленькое, легкое, а за хвостик не поднять» (клубочек). « Я длинная и тонкая и смотана в клубок, Сбежала от котенка я в укромный уголок.(нитки)
-Объяснение пословиц «С миру по нитке, голому рубаха», «Длинная нитка- ленивая шея», «Этот сарафан давно по ниткам разобран»
-беседы на тему «За что человек так ценит нитки», «Какой ценный материал получают из ниток и каким способом»
2.Практическая часть «Опытно-экспериментальная»
Опыт№1
Воспитатель предлагает самостоятельно сделать нитку из кусочка ваты.(Приложение 1)
Опыт№ 2
Рассмотрение образцов нитки (швейная, шелковая, хозяйственная; шерстяная,). Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальчиков раскрутить конец нитки и увидите, что самая тонкая нить состоит из нескольких более тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивают дополнительное трение друг с другом. Состоит из множество ниток.
Опыт № 3
Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.(Приложение 1)
Опыт №4
На нитки разной толщины подвесить груз с одинаковым весом. Толстые нитки порвутся быстрее. (Эксперимент с шелковыми и шерстяными нитками). Вывод: Шелковые нитки прочнее , так как их плотность больше.
Опыт №5.
Нитка линейка. С помощью нитки можно измерить любой предмет.
Опыт№6.
Нитка циркуль. Один конец нитки держать пальцем левой руки, прижать к бумаге, другой конец нитки закрепить на карандаше и правой рукой вести карандаш по окружности.
Опыт №7.
Музыкальная нить. На досточке набить гвозди друг на против друга. Натянуть нитку. Пальцем руки дотрагиваясь до неё, можно услышать звуки разной продолжительности и громкости. (как на гитаре)
Опыт№8
Нить пружинка. Пальцами левой руки держать один конец нити. Другой конец закручивать на палец правой. Когда нить закончится, отпустите пальцы левой руки. Нить приобретёт необычный зигзаг. Можно сделать любую фигуру(куклу) Вывод: нить эластична, легко придает форму, не мнется.
Опыт №9
В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие.
Опыт №10
Острая нить. Предложить разрезать пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Первой ниткой разрезать проще, так как она тоньше. Вывод: шелковая нить острая.
3. Рефлексивный этап
Обобщение и систематизация полученных знаний;
Вопросы к детям: Что вы узнали о нитках? (Бывают разные- толстые, тонкие, шерстяные, шелковые, швейные; легкие, не тонут; шелковые-прочные , ими можно порезаться; шерстяные состоят из более мелких нитей; легко меняют форму, не мнутся, издают звук при натягивании) В состав чего входят нитки? (Ткани, веревки, вязанные вещи,) Что можно сделать из ниток? (Украшения, заколки, игрушки, картины, поделки), Зачем воздушному змею длинный веревочный хвост? Какая нить теплее? Какая нить сохнет быстрее? (Шерстяная или шелковая) Как сегодня используются нитки в быту?
Рассказ воспитателя.
В древней Греции жила царица Ариадна. Она помогла выйти своему возлюбленному Тесею из лабиринта с помощью клубка ниток. Один конец привязал к входу в пещеру, и по нитке, которая сопровождала его все время нашел путь обратно.
Нитки и сейчас помогают спасти жизнь ученых скалолазов, которые исследуют пещеры лабиринты. Страховочный канат есть и в цирке. Он оберегает жизнь артистов, которые работают под куполом. Держась за прочный канат, легко перейти по мосту. Веревки держат качели и белье в доме.
Составление кластера «Что можно сделать из ниток»( Приложение 2)
Заключение
4.Творческая часть
Изготовление поделок из ниток, рисунков (куклы,коллажи,ниткопись, ниткография)
«Сколько ниток разноцветных: Красных, синих, желтых, светлых…
Мы из ниток этих разных
Кукол сделаем прекрасных! Пригласим их всех на бал,
На веселый карнавал.
Все поют и пляшут дружно,
Ведь и куклам праздник нужен!»
Цветные нитки можно использовать и в самопознании. В конце дня каждый ребенок анализирует свое поведение (какие хорошие или плохие поступки он совершил), и привязывает к ветке дерева нитку соответствующего цвета (красную или синюю)
Выводы:
Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности - нитка учит, забавляет и рукодельничает.
(Грамотный и интересный рассказ воспитателя о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям)).
Использованная литература
1.Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.
Педагогический вестник.1997. №1,с.6
2.Дыбина.О.В.,Рахманова.Н.П.,Щетинова.В.В.«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Издательство: Сфера Год: 2002
3 .Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
5. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
КГКП ясли-сада №41 «Гульдер»
Исследовательский проект «Волшебные нити»
(Для детей 5-6 лет)
Подготовила:
Воспитатель гр. «Раушан»
Ахметова И.Н.
Караганда-2013г.
Приложение 1 Опыт №1
Опыт №3
Опыт №8
Приложение 2
Кластер «Что можно сделать из ниток»
Театр клубочных фигур