Метод проектов на уроках литературы в старших классах

А качестве одного из проектов по литературе в старших классах можно предложить тему: "Композиция как один из способов идейно-художественой организации произведения".
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа № 5

Метод проектов на уроках литературы.

Тема: композиция как один из способов идейно-художественной организации произведения.

Учебный проект-это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.

В 10-м классе в конце учебного года после завершения изучения романов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева учащимся предлагается тема «Роль композиции как художественного средства выражения авторской идеи».

Учащиеся разбиваются на 4 группы, выбирают произведение для анализа. На первом этапе ставятся задачи исследования, уточняется дефиниция понятия «композиция», далее анализируются с соответствующей позиции романы, выстраиваются схемы, подбираются примеры, используется графическое оформление.

. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. . При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.
2. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Лермонтов сознательно ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности. Такой принцип компоновки материала позволяет с наибольшей полнотой и объективностью раскрыть противоречивый образ Печорина. В каждой из повестей герой показывает себя с абсолютно разных сторон. Он помещен в разные жизненные ситуации, события, меняется его образ жизни. И в каждой из повестей он предстает перед нами абсолютно разным, но в то же время абсолютно одинаковым человеком.

3 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» ". Роман («поэма») обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него.
Экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "Мертвых душах" перенесена в ее конец. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. ". Построение "Мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. Они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. И завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. Такое построение глав давало возможность Гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков.

4. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Автор дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах.

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

Результаты представляются на обсуждение. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дают самооценку проекта.

Учитель оценивает активность работы учащихся, качество и объем использования источников, качество отчета, эстетичность выполнения продукта.


© 2010-2022