Подготовка к ГИА по рускому языку

Справочные и дидактические материалы. 9 класс   Справочные материалы к заданию В1. Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Например: везде - всюду, двенадцать - дюжина, смелый - храбрый, бескрайний - безграничный, бранить - ругать, возле – около - подле, по-иному - по-другому,  дрянной - скверный,  здесь - тут, торопиться - спешить. В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной,... Разговорная лексика Стилистически нейтральная лексика Книжная лексика брести идти шествовать уйма много множество мордашка лицо лик гляделки глаза очи кусок (фильма) отрывок (фильма) фрагмент (фильма)   отменить упразднить, аннулировать                 Закрепленность лексики за стилями речи Важно знать, что та или иная лексика закреплена за определенным стилем речи. 1.                                               2.                                             Дидактический материал.   1. Назовите синонимы к данным словам: близко, вдруг, неразбериха, проследовать, носиться, насилу,  всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше. Составьте словосочетания с этими синонимами.   2.Сгруппируйте  приведенные слова по типу стилевой окраски (книжные, нейтральные, разговорные). Рукоплескать – хлопать, беспорядок – каша, эрудит – учёный (в значении существительного), хочется – охота, хороший – славный, холодный – студёный, мальчик – парнишка, знамя – стяг, создатель – творец.   3.Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию. 1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует. (Л.Толстой) 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф.Достоевский) 3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. (И.Тургенев)  4) Было трудно понять:... 4.Выясните по толковому словарю, какие слова в каждом синонимическом ряду имеют нейтральный, книжный или разговорный характер. Придумайте с ними предложения. Скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист; жалованье — зарплата; глаза - очи - гляделки - зенки – буркалы; голый – нагой; любовный – амурный; действительный – реальный; спать – почивать; есть – жрать;  холодно – студено; сей – этот; чем – нежели; как – ровно; чтобы – дабы; работать – корпеть.   5.В предложении замените устаревшее слово ЗАИМОДАВЕЦ словом делового стиля. Отец его скончался. Перед Онегиным собрался Заимодавцев жадный полк. 6.Выпишите из данных предложений слова, составляющие синонимический ряд. 1. Эти две силы – косности и движения, консерватизма и прогресса – суть основные силы всего существующего. 2. Прежняя сонная инерция еще сильно держит нас на одном месте, несмотря на все наши толки о прогрессе. 3. Он совался туда, сюда – но он не был серьезно приготовлен наукой и практикой к какой-нибудь государственной, общественной или частной деятельности, потому что на всех этих сферах еще лежало обломовщина, тихое мон... 7.Замените в предложении слово МЕБЛИРОВКА стилистически нейтральным синонимом. Сначала он обозревал семирублевые номера, но остался недоволен их меблировкой. 8.Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы. Замените  авторское диалектное слово ПЛЕШИНЫ из предложения  синонимичным общеупотребительным словом или словосочетанием. Напишите этот синоним.     Справочные материалы к заданию В2. I. Слова с безударной гласной в корне слова делятся на три группы: 1)    гласная, проверяемая ударением (разлиновать – линия) 2)    чередующиеся гласные в корне слова (гласная проверяется правилом) 3)    гласные, не проверяемые ударением. Такие слова необходимо запомнить (хореография). Внимание: Необходимо различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных... Лаг-лож Прилагать - изложение Кас-кос Касаться - коснуться Раст-ращ-рос Расти – росли - выращенный Скак-скоч Скакать - выскочить Гар-гор
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План подготовки к ГИА-2012 по русскому языку

учащихся 9 класса

Тема

Кол часов

Дата проведения

План

Факт

1

Содержание ГИА по русскому языку.

1

27.09


2

Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы

1

04.10


3

Сжатое изложение. Умения, необходимые для его написания.

1

11.10


4

Приемы компрессии текста

1

18.10.



Повторение орфографии и пунктуации. Обучающий диктант


25.10


5

Памятка
Как писать сжатое изложение

1

31.10


6

Упражнения на понимание содержания текста и его структуры

1

15.11


7

Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей

1

22.11


8

Упражнения на освоение приемов сжатия текста

1

29.11


9

Тренировочная работа по написанию изложения

2

06.12


10

Сочинения на лингвистическую тему. Анализ задания. Образцы

1

13.12


11

Написание сочинения на лингвистическую тему.

1

20.12


12

Анализ сочинений на лингвистическую тему. Рекомендации

1

27.12


13

Сочинения на морально-этическую тему. Анализ задания. Образцы

1

17.01


14

Написание сочинения на морально-этическую тему.

2

24.01


15

Анализ сочинений на морально-этическую тему. Рекомендации

1

31.01


16

Пробный экзамен

4

07.02


17

Анализ пробного экзамена. Работа над ошибками

1

14.02


18

Правописание корней слов

1

21.02


19

Правописание суффиксов

1

28.02


20

Правописание окончаний

1

06.03


21

Слитные, раздельные, дефисные написания слов

1

13.03


22

Тренировочное занятие по распознаванию средств речевой выразительности

1

20.03


23

Пробный экзамен

4

28.03


24

Анализ работ в соответствии с критериями оценивания

1

03.04


25

Средства речевой выразительности

1

10.04


26

Выполнение заданий А 1- А3

2

17.04


27

Выполнение заданий А 4- А7




28

Выполнение заданий В1-В2

1

24.04


29

Выполнение заданий В3 -В4

2

01.05


30

Выполнение заданий В5-В7

1

08.05


30

Выполнение заданий В8-В9

4

15.05


31-35

Индивидуальные тренировочные работы

1

22.05-31.05


© 2010-2022