Конспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеКонспект урока по теме Основные способы образования слов в русском языкеМесто: ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск

Класс 6

Дата: 27.10.2014

Предмет русский язык

Тема урока Основные способы образования слов в русском языке.

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цель урока: ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке; научить определять способ образования слова; вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Личностные УУД: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.




Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность

Слово, ребята,- это живое существо,оно может смеяться, обижаться, радоваться, сердиться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Голова слова - это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу - корню лучше выразить значение слова.

Трудно корню без приставки, вот смотрите:

Шел, щла, шли. Куда , зачем - попробуй догадайся. А если добавить приставку, многое становится понятным. Пришел, пошел, сошел, вышли, перешли. Вот что значит слово с головой!

А суффикс - это руки! Да рабочие волшебные руки. Суффикс может все. Слово дом. Суффикс изменит его размер. Дом, домик, домище, домина, домишко.

Суффикс даже способен превратить здание в человека. Школа - школьник, город - горожанин, Омск - омич.

Маленький, да удаленький! Словом, слова, как и люди, стремятся принарядиться.

2.Давайте поиграем в игру «Наряди слово». Я вам буду называть слово, а вы его наряжать. (устно)

Лист

Сад

Играть

лететь

желтый

Так вот , наряжая слово , мы образуем новые слова.

Догадались ли вы , что за тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке ? (словообразовние.) (Слайд №1).

А при помощи чего мы образуем новые слова?

Открыли тетради записали тему урока.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться образовывать новые слова, познакомимся со способами образования слов, а так же научимся составлять словообразовательные цепочки.

Фронтальная ,коллективная. Индивидуальная.

Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха.









Диктует слова(2-3слова).

Организует игру, фиксирует затруднения.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм









Применяя ранее полученные знания,

в игровой форме образуют новые слова из данных слов, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись, делают вывод о том, как образуется слово и при помощи каких морфем.

Личностные УУД: Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о том, какие части (морфемы) входят в состав слова.

Какие части входят в состав слова, поможет вам вспомнить кроссворд.

(Слайд №2)

Давайте потренируемся разбирать слова по составу, чтобы хорошо вспомнить части слова, ведь они нам пригодятся для работы на уроке.

(Слайд №3)

Разбор слов по составу (морфемный разбор):

выход, стенной, опилки, наконечник, стеклотара, уборщица, застеклить, диван - кровать, ледокол, Ивангород, ванная комната, светлая столовая.

Фронтальная,

парная,

индивидуальная

Демонстрирует слайды и раздает карточки.



Работая по способу действия, записыва- ют слова и разбирают их по составу. Осуществляют самопроверку и взамопроверку , воспроизводя способ действий .

Познавательные УУД:

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия. Регулятивные УУД: Находить и исправлять ошибки

Коммуникативные УУД:

Оценивать осуществлять самопроверку и взаимопроверку

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

1. Подводящий диалог:

1.Как морфемный разбор слова связан с темой, которую мы будем изучать на уроке?

2. Какие слова вызвали у вас затруднения при разборе?

3.А сможете вы сразу назвать способы образования данных слов?

Назовите их.

4.Почему не смогли разобрать слово?

5.К кому или чему можем обратиться за помощью?

2. Анализ материала для наблюдений в учебнике.

6. Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Фронтальная, индивидуальная, парная

Создаёт условия для проблемной ситуации в техноло- гии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом.


.



Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Работают с учебником.

Отвечают на вопросы,




Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы

Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике.

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока

IV. Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи -ческую.

1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 . Страна 5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы

коллективная

Диктует слова

Встают. В соответ -ствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища

А

Е О

И

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи

1.Анализ материала для наблюдений и формулировки способов образования слов:

(Слайд №4)

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно - суффиксальный

4.Сложение

5.Переход одной части речи в другую.

При помощи кроссвордного диктанта давайте озвучим эти способы образования.

1.Значимая часть слова, которая состоит после корня и служит для образования новых слов.

2. Способ образования слов, при котором одновременно присоединяются приставка и суффикс.

3. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4. Способ образования слова, при котором участвуют два слова.

Еще один способ я не назвала, пожалуйста , помогите мне. Приведите пример.

5. Способ образования слов, при котором одна часть речи превращается в другую.

2.Сравнением с текстом учебника

3. Дополнение предложенных детьми слов.

Коллективная, парная

I. В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение и проводит кроссвордный диктант.


Организует пар -ную работу по ана- лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы- ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах, на какую тему эти слова.) Дополните своими примерами один из способов образования слов , которые он не назвал).

Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Отвечают на вопросы, применяя план действий согласно презентации.

Записывают слова.


формулируют правило, затем сравнивают с текстом учебника, читая его в технологии изучающего чтения.










Познавательные УУД, Регулятивные УУД:

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI Практическое закрепление полученных знаний.



.

Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы.

(Слайд №5)

Распределите слова по столбикам.



(Слайд №6)

Самостоятельное выполнение упражнения.

Упр.123

Коллективная, фронтальная




Групповая.




Организует работу со слайдом.







Записывают слова , распределяя слова по столбикам.

Познавательные УУД:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Владеть технологией и приёмами изучающего чтения

Регулятивные УУД:

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII Самостоятельная работа

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия

5. Работа со словообразовательными цепочками.

Ребята, но не всегда словообразовательный разбор способен определить как образовано слово. реальное происхождение слова может определить его этимологический анализ. Как я говорила в начале урока слова любят постоянно меняться . наряжаться. Это происходит по определенным законам (меркам , как при по шиве одежды).для этого нужно соблюдать последовательное образование слов друг от друга, т.е. создавать словообразовательную цепочку.

(Слайд №7).

Образуйте цепочки из слов: цветочный, книжоночка, переходник.

Групповая






парная

Раздает карточки с заданием, образовать словообразовательные цепочки.

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль




Раздает карточки, организует работу по составлению цепочек.

Выполняют задание, образуя цепочки

Познавательные УУД

Регулятивные УУД:

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу

X Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Заполните таблицу и вы увидите чему вы научились сегодня на уроке и удалось ли вам все. Оцените свою работу по 5 бальной системе.

коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?

Чему научились на уроке? Что следует доработать?

Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

XI Домашнее задание

§26 упр.128, 129.










Приложение.



Карточка №1 Таблица. Способы словообразования

Название способов словообразования

Как образуются новые слова



П р и м е р ы

Приставочный

с помощью приставки

нести унести;

большой небольшой

Суффиксальный

с помощью суффикса или суффикса и окончания

дружеский дружески

снег снежный

Приставочно-суффиксальный

с помощью приставки и суффикса или приставки, суффикса и окончания

жить вжиться

друг содружество

Сложение

сложение слов, или основ,

телефон, автомат

телефон-автомат;

лес, рубить лесоруб;


Переход слов из одной части речи в другую
мороженое (мясо)

(сливочное) мороженое







Карточка №2.

Цветочный, книжоночка , переходник.



Список использованных ресурсов

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

  2. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений. Информатика и образование, 2010.

  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

  5. Радулова Е.Н. Создание проблемной ситуации. Открытая школа, 2009

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  7. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР) school-collection.edu.ru/catalog/

  8. Сайт журнала «Завуч Инфо» zavuch.ru/

  9. Газета "1 сентября": электронная версия. Материалы для учителей. rus.1september.ru



© 2010-2022