Урок русского языка по теме Чередование гласных в корнях -лаг-, -лож, -раст-, -рос-, -ращ-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык Класс: 5 «Б»

Учитель: Удодова Анастасия Викторовна

Тема: Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Тип урока: изучение нового материала. Цель: Изучить правописание чередующихся гласных в корнях слов. Формировать умение правильного выбора в написании гласных а - о в корнях -лаг- - -лож-,-раст- (-ращ-) - -рос-; развивать умение находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении; умение учеников логически мыслить, грамотно отвечать на вопросы, действовать по алгоритму правила,; развивать зрительную, слуховую память, на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв. Воспитывать у учеников интерес к предмету; с помощью различных методов и средств воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, слайды, раздаточный материал,

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

7. Итог урока

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Станьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы - ученики.
Объяснение правил работы с оценочным листом.

Повторение ранее изученного. Фронтальный опрос.

  1. Какие слова называются синонимами?

  2. Какие слова называются омонимами?

  3. Какие слова называются антонимами?

Распределительный диктант.

1 вариант выписывает номера пар синонимов; 2 вариант - пар антонимов.

  1. Белый - черный,

  2. добрый - отзывчивый,

  3. ливень - гроза,

  4. верх - низ,

  5. день - ночь,

  6. ученик - школьник,

  7. зима - лето,

  8. добрый - злой,

  9. думать - размышлять,

  10. грустить - веселиться.

Взаимопроверка.

Заполнение оценочных листов.

1. Какие значимые части слова вы знаете?

2. Дайте определение понятию корень?

Работа по карточкам. Соотнеси понятие с определением.

Окончание - изменяемая значимая часть слова, оно образует формы слова.

Основа - часть слова без окончания.

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Взаимопроверка.

  1. Изучение нового материала. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

  2. - Ребята, я надеюсь, что все вы помните мультфильм «Простоквашино» и одного из его персонажей, почтальона Печкина? Так вот он прислал письмо для Дяди Федора, но так как в свое время получил неполное образование, то написал это письмо с ошибками. Давайте прочитаем его.

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Наша с вами задача - помочь Печкину, мы должны исправить его ошибки, иначе письмо не попадет к адресату. Но прежде чем мы с вами сможем помочь Печкину, мы должны изучить правописание чередующихся гласных в корнях слов. Как я вам и говорила, это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

- Посмотрите на доску, здесь записаны слова, прочитайте их внимательно. Какую особенность вы заметили?

1) Изложение, сложение, приложить.

2) Прилагательное, предлагать, излагать. - Какие выводы вы сделали?

В корне -лаг- (перед г) пишется А, в корне -лож- (перед ж) пишется О

Теперь еще раз посмотрите на доску и сравните написание слов.

1) Вырастить, растение, подрастают, выращенный.

2) Подросли, заросли, водоросли.

В корне -раст- пишется буква А только перед согласными -ст- и -щ-.

В корне -рос- перед -с- пишется буква О.

Физминутка.

Первичное закрепление. Упражнения 676 стр. 180, 683, стр. 182 (устно)

Индивидуальная работа по карточкам отдельных учащихся.

Работа у доски.

Работа в парах по карточкам. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки. Эти места удивляют богатой _______________. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту. Быстро ___________ на берегу палатки. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Исправление ошибок в письме почтальона Печкина. Запись исправленных слов на доске.

Слушая слова с чередованием гласных а-о в корнях -лаг-,-лож-,-раст- (-ращ-),-рос-,хлопать в ладоши если в корне пишется буква А. Если пишется О ничего не делать. Если кто ошибется в выборе буквы, рассказывает правило.

Предположение, возложить, располагать, растение, Ростислав, прилагать, растительность, росток, изложить, выращенный, прилагательное, ростовщик, положить, отрасль.

Домашнее задание: правило стр. 179 - 181, упражнение 685 стр. 182.

Рефлексия.

Итог урока.

Заполнение карточек

© 2010-2022