• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка. Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине Русский язык и литература для специальности СПО 22. 02. 06 Сварочное производство

Методическая разработка. Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине Русский язык и литература для специальности СПО 22. 02. 06 Сварочное производство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Отрадненский государственный техникум»









Комплект

контрольно-оценочных средств

для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение)

по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература

Специальность СПО:

22.02.06 Сварочное производство (технический профиль)


Подготовила: Иванова Джульетта Ванцетьевна,

преподаватель русского языка и литературы




Отрадный

2015

Разработчики:

ГБОУ СПО

«Отрадненский техникум" преподаватель Иванова Д.В.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература согласован и рекомендован к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ОГТ


Протокол заседания ПЦК № 4 от «19» ноября 2015 г.

Председатель ПЦК _______________Д.В.Иванова










I. Пояснительная записка


1.1. Нормативная база

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература разработан на основании следующих нормативных документов:

  • ФГОС среднего общего образования в пределах ОПОП СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1 312)

  • Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература

    • Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ ОГТ

1. 2. Общие положения

Экзамен по русскому языку в форме изложения проводится за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию.

Содержание экзаменационных материалов отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и зафиксированным в рабочей программе учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература для специальностей СПО ((письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Экзамен по русскому языку проводится с использованием экзаменационных материалов в виде текста (публицистического) для изложения с заданием творческого характера. Для проведения письменного экзамена по русскому языку готовится комплект экзаменационных материалов в виде текста (публицистического) для изложения с заданием творческого характера.

Комплект экзаменационных материалов содержит:

- образцы публицистического текста с творческим заданием.


II. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

2.1. Область применения

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования 22.02.06 Сварочное производство (технический профиль).

2.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки

Таблица 1


Результаты освоения учебных достижений

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результатов

Знать/понимать

з1

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

З2

смысл понятий: речевая ситуация, ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

иметь представление о структуре речевой ситуации, литературном языке, языковой нормы и культуре речи

З3

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

различать основные единицы языка, определять их признаки и устанавливать внутренние связи

З4

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

З5

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Уметь

У1

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

понимать текст, создавать собственное письменное высказывание на заданную тему; воспроизводить точно основные микротемы исходного текста.

У2

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;

У3

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

У4

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

У5

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

оформлять речевое высказывание с нормами современного русского литературного языка

2.3. Содержание и структура экзаменационной работы


Для проведения письменного экзамена по русскому языку подготовлен комплект экзаменационных материалов в виде публицистического текста для сжатого изложения.

Комплект экзаменационных материалов содержит:

- образцы публицистического текста.

Публицистический текст представляет собой фрагмент статьи, очерка, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой.

Тексты содержат материал о проблемах, волнующих подростков, об отношениях между людьми, о будущем человечества. Студентам предлагается форма сжатого изложения.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако обучающийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Примерный объем текста для изложения должен составлять 350-460 слов.

При составлении экзаменационной работы составлен перечень элементов содержания по русскому языку.

Предлагаемый перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)

Проверяемые элементы содержания

Таблица 2


Лексика и фразеология

Лексическое значение слова

Фразеологические обороты

Группы слов по происхождению и употреблению

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы)

Основные способы словообразования

Морфемный анализ слова

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание

Предложение. Грамматическая основа предложения

Осложнённое простое предложение

Сложное предложение

Сложное предложение с разными видами связи между частями

Орфография

Употребление гласных И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих

Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание словарных слов

Правописание служебных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Пунктуация

Знаки препинания в простом предложении при различных видах обособления

Знаки препинания в сложном предложении

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Анализ текста. Создание текста как собственное высказывание

Языковые нормы

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы (морфологические нормы)

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

2.4. Процедура проведения экзамена

На выполнение письменной экзаменационной работы отводится 4 астрономических часа (240 минут).

Для проведения экзамена по русскому языку с использованием экзаменационных материалов, который проводится в виде публицистического текста для сжатого изложения, обучающимся выдаются:

- листы для чистовика, которые подписываются под руководством преподавателя;

- листы для черновика;

- инструкция по выполнению экзаменационной работы.

Выполненную работу студент сдает для проверки вместе с черновиком.

Перед началом выполнения экзаменационной работы преподаватель русского языка знакомит всех обучающихся с экзаменационным материалом, кратко определяет тему изложения.

Подписывая работу, обучающийся должен указать вид изложения (сжатое изложение).

Предложенный для изложения текст читается трижды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий обучающимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе и третье прочтение должно быть медленным, позволяющим студенту зафиксировать главные смысловые особенности текста.

При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

На экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями.




III. Контрольно-оценочные материалы для проведения письменного экзамена в виде текста (публицистического) для сжатого изложения

3.1. Краткая инструкция по выполнению экзаменационной работы в виде текста для сжатого изложения.

1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится

4 астрономических часа (240 минут).

2. Работа выполняется на листах, в чистовик вносятся личные данные под руководством преподавателя. Сначала рекомендуется написать изложение и выполнить творческое задание на листах для черновика.

3. При написании сжатого изложения необходимо вычленить в тексте основные микротемы и обобщить содержание исходного текста, используя авторские ключевые слова и словосочетания.

4. Текст читается преподавателем трижды. Первое прочтение - в обычном темпе, второе и третье прочтение - в медленном темпе.

5. При первом прослушивании следует понять содержание, основную мысль; определить тему текста. Определить основной тип речи (повествование, описание, рассуждение). Запомнить последовательность микротем (смысловых частей текста).

6. После первого прослушивания необходимо сделать наброски на черновике в виде плана, записать наиболее выразительные слова (словосочетания).

7. Слушая второй раз текст, следует уточнить свой план. Не стремитесь записать как можно больше. Важно уловить своеобразие авторского стиля.

8. После написания изложения выполняется творческое задание.

9. На экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями.

10. После выполнения экзаменационная работа сдается для проверки вместе с черновиком.

Желаем удачи!

3. 2 Текст экзаменационной работы

Текст 1


Мы живем в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно происходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопонимания и уступчивости. Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания отдельных людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого человека, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим законом жизни является именно умение прощать.

Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдется место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на людей, обидевших нас?

Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьемся? Обострения противоречий - только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьезных противоречий: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.

Каждая обида - это своеобразное испытание человека на прочность. Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать это нелегкое испытание и показать свое моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.

Все мы на определенном этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждем прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь. (350 слов)

(По Т. Бикташеву)

Творческое задание

Ответьте на следующий вопрос:

1. Какая проблема особенно волнует автора текста?

Текст 2

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Не даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили» - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него: из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего понимании я проблемы могут возникнуть какие - то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ей и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)

Д. Гранин. Из очерка «О милосердии»

Творческое задание

Ответьте на следующий вопрос: 1. Какая проблема особенно волнует автора текста?


Текст 3

Пока тележурналисты тащат камеры на место происшествия, радиожурналисты дозваниваются главному герою, а репортеры бумажных изданий верстают материал, онлайн -газетчики успеют разместить пять отчетов о событии на своем сайте.

Интернет - самое динамично развивающееся СМИ. Число пользователей Всемирной Паутины в мире уже достигло 300 млн. человек, а каждые четыре секунды к Сети подключается 11 новых организаций. В 2002 году количество индивидуальных пользователей Сети в России достигло 4,5 млн. человек.

У Интернет - журналистики есть множество преимуществ. Явным плюсом является живучесть онлайн - статей. В эти заметки не заворачивают протухшую рыбу, а отправляют в архив, где они продолжают жить своей жизнью. Ведь читателю проще найти нашумевшую статью в Интернете, чем рыскать по библиотекам в поисках подшивки. Во-вторых, в Сети можно запустить практически любую «утку» абсолютно анонимно. Влиятельные онлайн-издания такой материал не поместят, но ведь есть и любительские. А поскольку четкий закон об Интернет - СМИ никак не появится, то именно в виртуале и рождается добрая половина сенсаций. Одно из самых главных преимуществ онлайн -газет - возможность вступать с читателем в переписку, получать отклики и комментарии аудитории, составлять рейтинги публикаций. Такое общение очень помогает газете в формировании редакционной политики, а журналистам дает дополнительный стимул «быть самыми лучшими и читаемыми».

…Но есть у Всемирной Паутины и минусы. Во-первых, длинные публикации в Интернете, если они не являются чем - то исключительным, заранее обречены на провал. Редкий герой, особенно если он пользуется домашним Интернетом, будет читать статью на десяти страницах. И глаза устают, и деньги тратятся. Поэтому в Интернете обычно пишут материалы компактные, с четко разделением на подразделы, подчеркиванием и другими визуальными помощниками. Неудобно и то, что взять с собой Интернет - газету до недавнего времени было невозможно. Сейчас появились карманные портативные компьютеры, но все равно процент их владельцев ничтожно мал.

Аудитория бумажных и сетевых СМИ в России сильно различается. Далеко не каждая семья, особенно в маленьких городах, имеет доступ к Паутине. Аудитория онлайн - изданий состоит из людей образованных, со средним достатком и базируется в основном в крупных городах. Многие специалисты предрекают интернет - журналистике большое будущее. Говорят, что скоро каждый читатель сможет создавать собственную газету из понравившихся материалов.

…Многие мои друзья говорят: «Мы прочитаем твою статью в настоящей газете, Интернет - это все-таки не то». Действительно, когда держишь свою публикацию в руках и видишь на мониторе, ощущения абсолютно разные. Зато благодаря Интернету статью могут прочитать и в Новой Зеландии, и на Кубе. (373 слова)

(Е. Крулевич)

Творческое задание

Ответьте на следующий вопрос:

2. Какое место в вашей жизни занимает Интернет?


3.3. Критерии оценки экзаменационной работы в виде в виде текста для сжатого изложения с творческим заданием

За изложение с творческим заданием выставляются две отметки:

первая - за изложение и выполнение творческого задания,

вторая - за орфографическую и пунктуационную грамотность.

Отметка выставляется по действующим Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Критерии оценки изложения

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускаются: 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка


«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения. Беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.

В целом в работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок








3.4 Экзаменационная ведомость.









© 2010-2022