Конспект урока на тему: Обучающее изложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №5 им. П.Д. Киселева







ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ


ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО

УПРАЖНЕНИЮ УЧЕБНИКА







Учитель русского языка

и литературы Гиясова Н.А.





г. Каменка


Тема урока

Изложение(обучающее):

Цель урока: показать роль плана

в раскрытии темы высказывания

и подготовить детей к подробному

изложению.

План урока

I Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по тексту, данному в учебнике. Это очень серьёзная и интересная работа, которая потребует от вас ответственного и вдумчивого отношения к делу.

- Скажите, что значит написать изложение?

(Подробно передать содержание текста.)

Ваша задача пересказать текст точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор, сохраняя языковые особенности текста.

II Работа над планом, который написан на доске.

- Прочитайте план вначале про себя, а затем вслух. Скажите, можно ли догадаться по этому плану, о чем идет речь в изложении, которое мы будем писать?

( О каком-то случае, который произошел на охоте.)

- Кто действующие лица этой истории?

(охотник, заяц, гончие.)

-Как окончилась эта история для зайца?

(Счастливо, об этом говорит четвертый пункт плана.)

Промежуточный итог.

Удачно составленный план отражает основное содержание теста, последовательность событий, по хорошему плану всегда можно судить, о чем пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

К сегодняшнему изложению уже дан готовый план, в будущем вам придется самим его составлять.

III Знакомство с текстом.

Сейчас мы познакомимся с текстом упражнения, но перед этим прочитайте про себя первое задание к упражнению. В чем оно заключается?

(Выбрать из трех названий одно, которое ярче отражает содержание текста.)

Читается текст учителем.

-какой же заголовок больше всего подходит к тексту? Почему?

(Заголовок «Хитрый заяц» отражает самое главное в тексте, Он выражает главную мысль.)

-А теперь посмотрите текст и подчеркните карандашом слова, которые вам непонятны.

-Какие слова вы подчеркнули? ( По вырубке, гончие.) Давайте выясним значение этих слов по толковому словарю. (Ученик зачитывает толкование этих слов по толковому словарю.)

IV Анализ языковых средств.

-А теперь вчитаемся в текст и проследим за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы ярко и точно рассказать о том, что случилось на охоте.

Чтение текста упражнения учащимся по абзацам и беседа по вопросам.

-Обратите внимание на слово раз. Как еще можно сказать об этом? Почему автор употребил именно это слово? Какому стилю это соответствует?

(Однажды, как-то. Автор употребил разговорное слово раз, потому что оно соответствует разговорному стилю.)

-Как вы думаете, почему в предложении «Отправился я на охоту за зайцами», слова за зайцами - в конце предложения.

(Чтобы их выделить.)

-Верно, ведь будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

-Почему автор писал: «Я стал на дорожку и жду», ведь можно было написать: «Я стал и жду на дорожке»? на что автор обращает наше внимание?

(Охотник не просто стоит, он ждет.)

-Правильно, такой порядок слов в предложении подчеркивает состояние ожидания.

Обратите внимание на повтор: «Подождал, подождал.» Этот повтор тоже передает состояние охотника, такие повторы характерны для разговорной речи.

(Нашли, погнали, гоняют, носятся, нюхают, не разберутся.)

-Прочитайте выразительно вопросительные предложения в этом абзаце. Что автор передает в них?

(Растерянность охотника.)

-Верно, а второй вопрос более конкретный: заяц на поляне, он скрылся, он где?

-Как вы думаете, почему писатель употребил слово замер в предложении: «Потом случайно, глянул, да так и замер?» Что значит слово замер?

(Затаил дыхание, увидел что-то необычное, поэтому замер.)

-Глазёнки не смотрят, не глядят, а именно впились. Почему?

(Смотрел пристально.)

-Что же автор увидел в глазах зайца?

(Просьбу, мольбу.)

-Именно это выражение глаз спасло зайцу жизнь. Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость, желание его пощадить.

-Найдите и прочитайте предложение, в котором охотник оценил находчивость ловкого зайца.

(«Трудный экзамен на хитрость сдал».)

-Что чувствуется в этих словах?

(Доброта, юмор.)

-В каком еще предложении слышится доброта, прочитайте его.

(Пускай живет, зайчат уму-разуму учит!».)

Промежуточный итог.

-Итак, мы проанализировали текст и увидели, какие языковые средства использовал автор в своем рассказе.

-Прочитайте второе задание к упражнению.

-Какие слова надо использовать, называя рассказчика, чтобы передать содержание от третьего лица.

(Охотник, он.)

V Работа с памяткой учебника.

-В учебнике есть памятка «Как готовиться к изложению по учебнику». Давайте ее прочитаем.

-Что еще нам надо сделать соответственно этой памятке?

(Объяснить правописание выделенных букв в словах.)

VI Словарный объяснительный диктант.

На доске ученик под диктовку учителя вместе с классом записывает слова и объясняет орфограммы. Затем учитель обращает внимание учащихся на трудные слова на не изученные еще правила, которые заранее записаны на доске (никак, будто, притаился и др.)

VII Повторное чтение текста.

VIII Устный пересказ текста.

-Попробуйте устно передать содержание изложения. Вызванный ученик пересказывает, стараясь подробно, точно, последовательно изложить текст. Все слушают, после прослушивания делают замечания (если они есть), дополняют.

-Постарайтесь еще раз мысленно воспроизвести текст.

IX Работа в черновиках.

X Чтение и редактирование черновиков.

XI Написание изложения в тетрадях.

© 2010-2022