Урок литературы в 10 классе на тему Гроза 12-го года настала. .. (по роману Л. Н. Толстого Война и мир)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе.

Тема"Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)
Тип урока - урок усвоения новых знаний

Цели:

  • показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;

  • проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;

  • развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  • роман Л. Толстого "Война и мир" (3, 4 тома), иллюстрации к роману;

  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;

  • схема-тезисы "Бородино" содержания 3 тома романа;

  • карта и схема сражения "Бородинская битва";

  • таблицы.

Опережающее задание: работа в группах при составлении таблицы о целях, подготовке и ходе сражения; индивидуальные задания в парах.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, заполнение таблицы, работа в группах, индивидуальные задания.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.

Ход урока
I. Мобилизующий этап.

1. Слово учителя.

- Мы продолжаем работу над одним из лучших произведений Л.Толстого «Война и мир». На прошлых уроках мы убедились, что круг проблем романа очень широк. В нем освещены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы России 19 века. Здесь и любовь, и предательство, и поиск смысла жизни, и разочарование в ней и многое другое.

2. Выявление проблемы, постановка целей и задач урока. Формулирование темы.

- Я думаю, все, кто прочитал роман полностью, не мог не обратить внимание на его композицию.
- Чему посвящены события, описанные в 1 томе?
- События 2 тома?
- Какому историческому событию посвящены почти два тома романа? (Отечественной войне 1812 года)
- Именно об этой войне мы сегодня и будем говорить.

Запись темы урока в тетради.
- Странно, но тема войны актуальна для нас и сегодня.
- А что для вас означает слово «война»? С какими словами и понятиями ассоциируется? (Ответы уч-ся)
- Вернемся к событиям в романе. Между кем была Отечественная война 1812 года?
(портреты Александра 1 и Наполеона)
- Почему это война названа Отечественной? Отечественная война - это характер войны, когда на защиту родной земли встает все Отечество)

А.С.Пушкин писал об этом событии так:

Гроза двенадцатого года
Настала. Кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?

- Слова великого поэта станут эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Запись эпиграфа в тетрадь.

3. Работа с эпиграфом урока

Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет "грозой". Гроза двенадцатого года настала… Как вы думаете, почему?
- Найдите и прочитайте, как Л.Н.Толстой описывает начало войны. (т.3.ч.1 -начало)
- Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения этого исторического события? (т.3.ч.1.)
- Вернемся к строчкам эпиграфа.

Гроза двенадцатого года настала,
Кто тут нам помог?
- Как вы понимаете смысл этих строк?

(Русский народ выиграл эту войну. Поэт размышляет, кто помог России одержать победу над французами: патриотизм народа, погодные условия, роль военачальников или божья помощь?)

- Проблема выявлена. Задача нашего урока - выяснить (на основании романа), кто же все-таки больше всего помог России одержать победу в этой войне? Поэт предлагает нам 4 версии ответа на поставленный вопрос. Какой версии придерживаетесь вы?
(Ответы учащихся)

II. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
1. Работа в группах. Проверка домашнего задания.

Учитель.
- В условиях начавшейся войны для Наполеона стадо неожиданным полное отступление русской армии.
- Давайте вспомним, каковы были планы Наполеона?

(12 июня 1812 г. французская армия общей численностью 650 тыс. человек перешла границы России. Ей противостояли 3 русские армии общей численностью 590 тыс. человек. Наполеон был уверен в своей победе. Он хотел навязать русским генеральное сражение вблизи границы и разгромить их. После этого можно было заключить выгодный мир и обратить все силы на борьбу с Англией. Однако план Наполеона сразу же начал давать сбои. Русские армии, не вступая в генеральное сражение, организованно отступали вглубь страны. Они отходили на восток, уничтожая все склады и продовольственные запасы.)

Невольно вспоминаются известные строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова
"Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …".

11 августа Кутузов, назначенный главнокомандующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. «Ключ к Москве взят», - отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого «требовали благо государства и честь русского оружия». И оно состоялось. Генеральное сражение войны 1812 года какое? Бородинское.

Много споров существует по поводу целей, подготовки и хода Бородинского сражения. Дома вам было предложено подробно ознакомиться с мнениями историков и мнением Л.Н.Толстого по данному вопросу (гл.19 ч.2. т.3) и отразить их взгляды в таблице.

1.Цели преследуемые

русской армии

Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве

«…не имело ни малейшего смысла…»

2. Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;

«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности

3. Соотношение сил

накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сражения,

следствие.

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…»

Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми»

«Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»

Вопрос об итогах битвы также является спорным.
Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Александр 1 не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала.

2. Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.

- Найдите и прочитайте заключительные строки о том, что было прямым следствием Бородинского сражения. (т.3.ч.2.гл.39)

-А как вы считаете, кто одержал победу в Бородинском сражении? Чьи взгляды вам ближе?

III. Изучение нового материала. Освободительная война.

1. 1 версия.

- Вернемся к строчкам эпиграфа. Одна из версий А.С.Пушкина - обращение к Богу, божья помощь. В трудную минуту мы всегда обращаемся к Богу. Так уж устроен русский человек.

- Вспомните эпизод перед Бородинским сражением. Как Толстой показал, что не только простые солдаты, но и генералы, и главнокомандующий, - все рассчитывают на то, что Бог не оставит их в эту тяжелое для страны и народа время.

Просмотр отрывка из фильма «Война и мир» 3 серия время - 32.32 - 35.45

Учитель.

2. 2 версия. Закончилось сражение под Бородино. Но не закончилась война. Главной целью Наполеона было овладение Москвой. Но русское командование сорвало стратегический замысел Наполеона.

- Какое решение принимает Кутузов на совете в Филях? (Оставить Москву)

После того как армия Наполеона начинает движение в России, эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна.

Рассмотрим следующую версию. Пушкин высоко оценивает роль военачальников в этой победе, в частности Барклая-де-Толли. К этому уроку вы получили задание поработать в парах, анализируя отдельные главы и делая соответствующие выводы.

1) Роль военачальников.
- Что мы знаем из уроков истории и со страниц романа «Война и мир» о Барклае-де-Толли?

Новый главнокомандующий пользовался плодами победы, дерево которой взрастил Барклай-де-Толли. Нельзя не сказать хороших слов и о Багратионе, и о М.И.Кутузове и о других великих военачальниках и полководцах (Портреты на доске)

- Каким вы представляете себе М.И.Кутузова, читая страницы романа?

Но факт остается фактом. Наполеон подошел к Москве. Долго ждал император Франции ключи от города. И вновь вспоминаются строки Пушкина:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

3. З версия. Роль простого народа, дворян, партизан.
1.) Вся Россия-матушка становится на защиту своей страны: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд.

- Какое подтверждение этим словам мы находим в романе?

2) А как показана самоотверженность русского дворянства!

- Давайте вспомним встречу Андрея Болконского и Пьера Безухова перед Бородинским сражением.
Какие слова из уст А.Болконского особенно поражают нас?
3) Работа с текстом. Т.3.ч.2.гл.25 (стр.215-217)

Такой видится предстоящая битва А.Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений.
Но Бородинское сражение мы видим глазами П.Безухова, человека сугубо штатского, не разбирающегося в военном деле. Какой увидел битву Пьер? Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?

4) Стихийно возникает партизанское движение.
- Что мы узнаем о партизанах со страниц романа?

Вывод: За 5 недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла от действий партизан около 30 тыс. человек.

4. 4 версия.Вернемся к сюжету романа. Занятие Москвы Наполеон воспринял как победу. Однако усиление русской армии, патриотический подъем народа заставили его уйти из охваченной пожарами Москвы. Вскоре отступление французов превратилось в паническое бегство.

- У нас остается последняя версия: это погодные условия. Это предположение обозначено в эпиграфе одним словом - зима. Давайте вспомним, как Наполеону и его армии пришлось «убираться» из России. (т.4 ч.3 гл.16) т.4 гл.6

А ведь Кутузов обещал заставить французов есть лошадиное мясо.

IV. Закрепление материала. Вывод.

- Итак. Все версии рассмотрены. Вернемся к проблеме нашего урока.

Кто тут нам помог?

- Изменилось ли ваше мнение?
Наверное, не случайно и Пушкин, показывая последовательность версий при ответе на свой вопрос, патриотизм народа («остервенение») ставит на 1 место.

Теперь понятно, почему Л.Н.Толстой говорит: «И благо тому народу… который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

Л.Н.Толстой утверждал, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, … война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

V. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали об Отечественной войне 1812 года?
VI. Домашнее задание:
подобрать и систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.
(1 вариант - Наполеон; 2 вариант - Кутузов)



© 2010-2022