Урок русского языка в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель: активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщаю­щих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после одно­родных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

1. Работа по карточкам. Устный анализ предложений. Составление схем - письменно.

1. Земля и деревья только что зазеленели.

2. Ночью грозно вздохнула и грохнула Нева.

3. Мальчик долго глядел на дом и на пруд и на тихие от жары деревья.

4. Утро тихо радостно молодо.

5. Она была совсем молоденькой немного жалкой с худыми ребячьими руками и с чёрной тощей косой, переброшенной со спины на грудь.

6. Заскрипели завизжали заплакали полозья, отдираясь от настывшего снега, заговорили нестройно вразброд колокольцы под дугами.

7. Русская правдива горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

8. Вещают так и камень одинокий и дуб возвышенный и волн прибрежных стон...

9.А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

Какими членами предложения являются однородные члены?

Что общего во всех предложениях? Какой знак препинания мы видим только в одном предложении? Сформулируйте тему урока и его цели.

II. Подготовка к объяснению нового материала. 1. Беседа с анализом предложений.

- Вспомните, что называют обобщающим словом. Какой знак препинания употребляется при нем?

- Проанализируйте предложения, записанные на доске, най­дите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. Как нужно расставить знаки препинания?

Д. 1) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.) 2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег

залива. (В. Арсеньев.)

3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн.

(А. Пушкин.)

4) Дремали не только леса но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.)

5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не мо­жет миновать. (А. Пушкин.)

6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)

III. Объяснение нового материала.

- Как быть со знаками препинания в 5-м и 6-м предложени­ях? Вы нашли группы однородных членов и обобщающие слова. Скажите, какие знаки препинания ставить между ними и после них. Откройте § 188, с. 243 учебника «Теория», самостоятельно прочи­тайте и объясните, какие знаки и где нужно поставить в этих пред­ложениях.

- Сформулируйте правила употребления знаков препинания при обобщающих словах.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

1) Устная работа с упражнением 272 по заданию к упражне­нию в учебнике.

2) Выполните упражнение 275, с. 118 письменно, составляя схемы расстановки знаков препинания.

2. Творческое задание. Работа с текстом ()текст на карточках. Определите стиль текста, его тип, тему.

- Спишите текст, вставляя в него, где нужно, обоб­щающие слова при однородных членах.

- Расставьте недостающие знаки препинания.

Русские реки

Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на ней ... извилистых длинных рек, больших озер! Через просторные степи через зеленую тайгу через холодную безлистную тундру ... проложили свой путь реки. Бесчисленное множество ... малых рек, речушек маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли груженные товарами корабли ... по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами ... торговали рус­ские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли ...

Киев и Новгород, Псков и Москва.

(По И. Соколову-Микитову.)

Слова для справок: водоемы, необозримые просторы, водные дороги, торговые пути, первые русские города, разнооб­разные товары и другие.

- Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?

- Составьте пунктуационную схему предпоследнего и по­следнего предложений.

V. Подведение итога урока.

- Расскажите о постановке знаков препинания при однород­ных членах с обобщающим словом.

Домашнее задание: § 189 - учить; упражнение 278 - пись­менно, 276 - устно, для предупредительного диктанта принести учебники «Развитие речи».

.

© 2010-2022