- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Итоговый урок по теме Имя существительное 5 класс
Итоговый урок по теме Имя существительное 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лисица М.Д. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Земля - наш дом (Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе)
Цели: повторение и обобщение изученного по теме; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; эколого-патриотическое воспитание
Ход урока
1. Повторение
1. Фронтальная беседа-опрос по теме
2. Монологический ответ по теме
2. Переход к теме урока
Стук в дверь. Входит посыльный с пакетом. Учитель, прочитав его, сообщает:
- Ребята, мы с вами становимся свидетелями необычного явления: над территорией нашей страны пролетает космический корабль инопланетного происхождения. Сегодня его путь пролегает над территорией России. Инопланетяне с нашим Центром управления полётами и попросили рассказать им о самом ценном, что есть на нашей Земле. Мы тоже получили эту информацию и попутно, повторив предварительно теоретические сведения, на практике покажем свои знания об имени существительном.
Итак, в путь!
Звучит космическая музыка
3. Тренировочные упражнения
1. Это никогда не надоест -
Листьев неумолчное плесканье,
Млеющих, бессмертных звёзд блистанье,
Иль, как раньше говорили, звёзд.
Это не наскучит никогда -
Плавная неправильность сугроба,
Ровная законченность плода,
По земле идущая дорога,
По лесу бегущая вода.
(В. Казанцев)
Задание: выразительно прочитать стихотворение, записанное на доске(или на раздаточной карточке), определить его основную мысль, выписать словосочетания, в которые входят существительные.
Звучит космическая музыка
2. Зелёная Русь
Ласковый светлый ручей. Луг с пасущимся стадом. За лугом3 зелёные стаи берёз. Гладя землю растрёпанными рыжими волосами, опускается солнце. Красные всполохи спелой рябины, полёт бабочки3 над ручьём. Всюду родимая Русь. С чем можно её сравнить? Русь - сокровище, самое роскошное и дорогое. Ему нет и не будет оценки. Дорогая зелёная Русь - наша Родина.
(По С. Багрову)
Задание : записать текст под диктовку, подчеркнуть имена существительные как члены предложения, выполнить морфологический разбор указанных слов, ответить на вопрос: « Какие пунктуационные правила ы вспомнили и применили, записывая данный текст?»
Звучит космическая музыка
3. Чудо как хороши русские деревни с уютными домиками. Здесь всегда хорошо. Прямо перед крыльцом замерла белоствольная берёзка. Её листья кажутся золотыми, а вся она - огромной свечой. Рядом густым багрянцем пламенеют высокие клёны. А чуть подальше под густой зеленью красавцев дубов спряталась беседка, обвитая плющом.
Задание: обосновать правописание указанных существительных, ответить на вопрос: «Можно ли распределить данные существительные в отдельные группы?»
4. - Инопланетяне проявили желание совершить посадку и отдохнуть в беседке, обвитой плющом. И мы тоже отдохнём и поиграем.
1) Да, вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья.
Буквы путать нам нельзя.
- О какой букве идёт речь?
2) - Закончите предложения словами, оканчивающимися на «ч»:
Ковёр ткал… (ткач)
Лошадь неслась… (вскачь)
Весенняя птица… (грач)
После вечера наступает… (ночь)
У мамы послушная …(дочь)
Лодка дала… (течь)
- Какое слово среди дописанных является лишним в данной группе слов?
- На какие группы вы могли бы разбить оставшиеся существительные?
Звучит космическая музыка
5. До реки недалеко. К ней ведёт тропинка. По небу с торжественностью лебедей плывут облака. Облака бегут и по реке. Белые свежие цветы водяных лилий пленяют своей красотой. Капли росы падают с наклонившихся ив в воду. Чувствуешь, что попал в чудесную страну.
Задание: из диктуемого текста выписать существительные вместе с предлогами, определить их падеж.
6. Из прибрежной ковыльной степи наплывает аромат цветов и полыни. И степь, и озеро умиротворяют. Ах, эти запахи! Мы погружаемся в эту прелесть каждой частицей своего тела. Невозможно оторваться от необозримой озёрной глади.
Задание: выписать из текста словосочетания с именами существительными в три столбика в зависимости от склонения существительных, с именами существительными 3 склонения составить и записать предложения по теме урока.
Звучит космическая музыка
7. Считается, что мы не замечаем воздух. Это неправда. Замечаем и даже наслаждаемся, когда тянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майскими дождями, потоками, стекающими с крыш.
Трава близка по незамечаемости воздуху. Мы привыкли, что мир - зелёный. А каждая травинка, каждый кустик не только ласкают глаз человека, вливают тихую радость в его душу, смягчают его нрав, приносят успокоение и отдых. Нет другого способа утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве, раскинув руки.
Задание: объяснить правописание существительных из данного текста.
Звучит космическая музыка
4. Итог
-
- Космическое путешествие подошло к концу. Напишите мини-сочинение на тему «Земля -наш дом», описав в нём то, с чем познакомились наши инопланетные гости.
-
- Заполните клетки кроссворда названием того, что позволило Сергею Багрову назвать Русь сокровищем, что, действительно, является нашим богатством.
-
Д
Е
Р
Т
Е
Р
Б
Р
В
Ч
Е
Е
В
А
Н
А
Н
С
О
К
Р
О
В
И
Щ
Е
Т
З
И
Ё
З
Ы
И
Б
Е
Ё
З
Д
О
П
Р
Ы
У
И
А
Х
5. Д.з. Подготовиться к письму по памяти стихотворения В Казанцева