Итоговый урок по теме Имя существительное 5 класс

Авторская методическая разработка обобщающего урока "Земля - наш дом" по теме "Имя существительное" в 5 классе. В ходе урока-путешествия ребята становятся свидетелями необычного явления: над территорией нашей страны пролетает космический корабль инопланетного происхождения. Сегодня его путь пролегает над территорией России. Инопланетяне связались с нашим Центром управления полётами и попросили рассказать им о самом ценном, что есть на нашей Земле. Учащиеся тоже получили эту информацию и попутно,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Земля - наш дом (Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе)

Цели: повторение и обобщение изученного по теме; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; эколого-патриотическое воспитание

Ход урока

1. Повторение

1. Фронтальная беседа-опрос по теме

2. Монологический ответ по теме

2. Переход к теме урока

Стук в дверь. Входит посыльный с пакетом. Учитель, прочитав его, сообщает:

- Ребята, мы с вами становимся свидетелями необычного явления: над территорией нашей страны пролетает космический корабль инопланетного происхождения. Сегодня его путь пролегает над территорией России. Инопланетяне с нашим Центром управления полётами и попросили рассказать им о самом ценном, что есть на нашей Земле. Мы тоже получили эту информацию и попутно, повторив предварительно теоретические сведения, на практике покажем свои знания об имени существительном.

Итак, в путь!

Звучит космическая музыка

3. Тренировочные упражнения

1. Это никогда не надоест -

Листьев неумолчное плесканье,

Млеющих, бессмертных звёзд блистанье,

Иль, как раньше говорили, звёзд.

Это не наскучит никогда -

Плавная неправильность сугроба,

Ровная законченность плода,

По земле идущая дорога,

По лесу бегущая вода.

(В. Казанцев)

Задание: выразительно прочитать стихотворение, записанное на доске(или на раздаточной карточке), определить его основную мысль, выписать словосочетания, в которые входят существительные.

Звучит космическая музыка

2. Зелёная Русь

Ласковый светлый ручей. Луг с пасущимся стадом. За лугом3 зелёные стаи берёз. Гладя землю растрёпанными рыжими волосами, опускается солнце. Красные всполохи спелой рябины, полёт бабочки3 над ручьём. Всюду родимая Русь. С чем можно её сравнить? Русь - сокровище, самое роскошное и дорогое. Ему нет и не будет оценки. Дорогая зелёная Русь - наша Родина.

(По С. Багрову)

Задание : записать текст под диктовку, подчеркнуть имена существительные как члены предложения, выполнить морфологический разбор указанных слов, ответить на вопрос: « Какие пунктуационные правила ы вспомнили и применили, записывая данный текст?»

Звучит космическая музыка

3. Чудо как хороши русские деревни с уютными домиками. Здесь всегда хорошо. Прямо перед крыльцом замерла белоствольная берёзка. Её листья кажутся золотыми, а вся она - огромной свечой. Рядом густым багрянцем пламенеют высокие клёны. А чуть подальше под густой зеленью красавцев дубов спряталась беседка, обвитая плющом.

Задание: обосновать правописание указанных существительных, ответить на вопрос: «Можно ли распределить данные существительные в отдельные группы?»

4. - Инопланетяне проявили желание совершить посадку и отдохнуть в беседке, обвитой плющом. И мы тоже отдохнём и поиграем.

1) Да, вы правильно решили:

Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья.

Буквы путать нам нельзя.

- О какой букве идёт речь?

2) - Закончите предложения словами, оканчивающимися на «ч»:

Ковёр ткал… (ткач)

Лошадь неслась… (вскачь)

Весенняя птица… (грач)

После вечера наступает… (ночь)

У мамы послушная …(дочь)

Лодка дала… (течь)

- Какое слово среди дописанных является лишним в данной группе слов?

- На какие группы вы могли бы разбить оставшиеся существительные?

Звучит космическая музыка

5. До реки недалеко. К ней ведёт тропинка. По небу с торжественностью лебедей плывут облака. Облака бегут и по реке. Белые свежие цветы водяных лилий пленяют своей красотой. Капли росы падают с наклонившихся ив в воду. Чувствуешь, что попал в чудесную страну.

Задание: из диктуемого текста выписать существительные вместе с предлогами, определить их падеж.

6. Из прибрежной ковыльной степи наплывает аромат цветов и полыни. И степь, и озеро умиротворяют. Ах, эти запахи! Мы погружаемся в эту прелесть каждой частицей своего тела. Невозможно оторваться от необозримой озёрной глади.

Задание: выписать из текста словосочетания с именами существительными в три столбика в зависимости от склонения существительных, с именами существительными 3 склонения составить и записать предложения по теме урока.

Звучит космическая музыка

7. Считается, что мы не замечаем воздух. Это неправда. Замечаем и даже наслаждаемся, когда тянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майскими дождями, потоками, стекающими с крыш.

Трава близка по незамечаемости воздуху. Мы привыкли, что мир - зелёный. А каждая травинка, каждый кустик не только ласкают глаз человека, вливают тихую радость в его душу, смягчают его нрав, приносят успокоение и отдых. Нет другого способа утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве, раскинув руки.

Задание: объяснить правописание существительных из данного текста.

Звучит космическая музыка

4. Итог


  1. - Космическое путешествие подошло к концу. Напишите мини-сочинение на тему «Земля -наш дом», описав в нём то, с чем познакомились наши инопланетные гости.

  2. - Заполните клетки кроссворда названием того, что позволило Сергею Багрову назвать Русь сокровищем, что, действительно, является нашим богатством.


Д

Е

Р

Т

Е

Р

Б

Р

В

Ч

Е

Е

В

А

Н

А

Н

С

О

К

Р

О

В

И

Щ

Е

Т

З

И

Ё

З

Ы

И

Б

Е

Ё

З

Д

О

П

Р

Ы

У

И

А

Х


5. Д.з. Подготовиться к письму по памяти стихотворения В Казанцева


© 2010-2022