Примерная структура типов занятий по ФГОС. Организационные формы обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Количество этапов занятия в зависимости от выбранного типа занятия и от вида учебного занятия.

Тип занятия

Цель

Вид учебных занятий

Логика процесса закрепления знаний:

Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

воспитание обучающихся и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

1. Организация начала занятия.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов занятия.

9. Информация о домашнем задании.

Занятие закрепления знаний.

вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Занятие комплексного применения ЗУН обучающихся.

усвоение знаний самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

практикум, лабораторная работа, семинар.

1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3. Усвоение образца комплексного применение ЗУН.

4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Занятие обобщения и систематизации знаний.

усвоение знаний в их системе.

семинар, конференция.

1. Подготовка обучающихся: сообщение заранее темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение обучающихся во время обобщающей деятельности на занятии необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

Занятие проверки, оценки и коррекции ЗУН обучающихся

определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний умений, навыков

зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

В процессе учебно-познавательной деятельности обучающихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

1. Уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

К каждому этапу занятия формулируются свои дидактические задачи

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

Организация начала занятий

Подготовка обучающихся к работе на занятиях

Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов

Подготовка к основному этапу занятий

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем

Активная и продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутридисциплинарных и межкурсовых связей

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

Рефлексия

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Дидактические задачи этапа (пример формулировки)

1. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка группы к работе

2. Проверка выполнения домашнего задания

Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить типичные недостатки и ошибки

3. Подготовка к активной познавательной деятельности

Активизировать знания обучающихся, необходимых для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

4. Установка познавательной задачи

Организация обучающихся по принятию познавательной задачи.

5. Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию занятия; побуждать стремление обучающихся самих искать решение задачи.

6. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения.

7. Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе

8. Самопроверка знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала

9. Итог

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности обучающихся.

10. Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию



© 2010-2022