Образовательная программа «Стильные штучки» (бисероплетение) Сроки реализации – 3 года

Общеобразовательная программа  по бисероплетению "Стильные штучки" разработана в соответствии  с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик  воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844). Актуальность программы обусловлена потребностями общества, запросами  родителей и детей. Ребят привлекает возможность создать из красивого, разноцветного материала сувенир или украшение, а родители по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Абакана

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»








Образовательная программа

«Стильные штучки»

(бисероплетение)

Сроки реализации - 3 года




Автор: Аладина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

города Абакана




Абакан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие народы наделяли украшения из бисера магическими свойствами, считая их своеобразными амулетами и талисманами. Ведь, сделанные своими руками и подаренные друзьям от чистого сердца, такие поделки и в самом деле могут принести удачу. В наши дни украшения из бисера носят люди любого возраста, потому что бисер - это красиво и очень увлекательно, к тому же вещи, сделанные собственными руками, всегда доставляют большую радость. Умело сделанное украшение помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок; развивает в детях чувство прекрасного.

Направленность программы: художественно - эстетическая.

В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.

Новизна программы заключается в интегрированном использовании культурных народных традиций и современных техник художественной обработки материалов.

Актуальность программы обусловлена потребностями общества, запросами родителей и детей. Ребят привлекает возможность создать из красивого, разноцветного материала сувенир или украшение, а родители понимают, что данный вид деятельности благотворно влияет на развитие как творческих, так и умственных способностей их детей.

В содержании программы «Стильные штучки» (бисероплетение) входят задачи освоения основных направлений бисероплетения: плетение на проволоке, плетение простейших цепочек, ажурного и плотного плетения, бисерного ткачества, вышивки бисером. Освоение этих техник детьми способствует расширению их кругозора, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии.

В ходе работы с бисерным материалом воспитанники знакомятся с основными законами цветоведения, композиции, орнаментики, что поможет им в дальнейшем правильно комбинировать сочетания цветов, соотносить узорное решение с фоновым цветом, фасоном и стилем одежды.

Цель программы - Осуществление трудового и эстетического воспитания детей через формирование умений и навыков изготовления изделий в различных техниках бисероплетения, развитие творческой самостоятельности, фантазии, художественного вкуса, воспитание умения работать в коллективе.

Цель программы достигается путем решения следующих задач:

  • Обучать выполнять изделия в различных техниках бисероплетения.

  • Формировать навыки работы с различными видами бисера, стекляруса и пайеток и совершенствовать умения сочетать их в изделиях.

  • Формировать умение самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий и их оформлению (выбор материала, способ изготовления, умение планировать работу и осуществлять самоконтроль).

  • Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к данному виду деятельности, технической эстетике и желанию выполнить изделие красиво и аккуратно.

  • Развивать коммуникативные умения, навыки культуры общения.

Специфика программы заключается в подготовке детей к самостоятельной исследовательской творческой деятельности. Изучая историю бисероплетения, дети приобщаются к мировой художественной культуре, учатся не только изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, но также приобретают навыки по самостоятельному принятию решений при разработке будущих изделий. В процессе такой работы учащиеся приобретают навыки поиска и сортировки информации, что в дальнейшем поможет им осуществлять исследовательскую и поисковую деятельность по школьным предметам.

Программа реализует комплексную систему теоретических и практических занятий обучения бисероплетению, а также метод проектов.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

Данная программа рассчитана на 3 (три) года обучения с учащимися 7 - 13 лет с различной художественной подготовкой. Комплектация групп происходит с учетом возраста детей, для рационального сочетания теории и практики.

Программа ««Стильные штучки» (бисероплетение) обладает большим воспитательным потенциалом. Наряду с учебными занятиями, предусмотрены экскурсии, тематические беседы, викторины, в процессе которых дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения. К данным формам проведения занятий также привлекаются родители учащихся.

Работа с родителями воспитанников ведется как в индивидуальном порядке, так и через групповые формы работы. Основная цель взаимодействия с родителями - создание условий для установления доверительных и партнерских отношений, способствующих успешному развитию способностей детей, повышению уровня мотивации обучения, сохранности контингента. Предполагаемые формы работы с родителями:

  • Родительское собрание.

  • Индивидуальная работа (консультации, собеседования)

  • Открытые занятия для родителей

  • Анкетирование

  • Совместная деятельность

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первый год обучения программа предусматривает изучение простейших техник плетения бисером - плоскостное параллельное плетение бисером. Дети приобретают опыт работы со схемами плетения, учатся варьировать элементы изделий и экспериментировать с формами изделий. При изготовлении открыток к различным праздникам ребята самостоятельно подыскивают стихи и поздравления соответствующего содержания. При создании картин на сказочную тематику дети знакомятся с основными законами композиции и в последующие годы обучения неоднократно пользуются полученными знаниями.

В процессе обучения используются различные формы организации занятий: занятие - игра, занятие - путешествие, конкурсы, выставки.

На втором году обучения дети расширяют свои знания и умения при работе с бисером. Увеличивается количество часов на освоение основных техник, и добавляются новые виды плетения бисером: 1. Объемное параллельное плетение на проволоке; 2. французское плетение на проволоке (петельная техника); 3. Изготовление бисерных изделий при помощи капроновой нити, лески и бисерных игл.

Также ребятам предлагается самостоятельная работа по поиску и подготовке докладов на различные темы, касающиеся истории возникновения бисера и дальнейшего развития искусства бисероплетения.

Большое внимание уделяется цветоведению: ребята узнают о законах сочетаемости цветов, свойствах цвета, влиянии его на эмоциональную сферу человека.

На третьем году обучения ребята по-прежнему закрепляют ранее приобретенные навыки и осваивают более сложные виды бисероплетения, такие как, ткачество и вышивка бисером. Также дети осваивают метод проектов. На основе приобретенного ранее опыта по подбору материалов для докладов, на третьем году обучения ребята связывают эти умения с практикой. Самостоятельно выбирая изделие, они учатся подбирать материалы, приводить в систему свои действия, делать описание проделанной работы.

Занятия по бисероплетению включают в себя изучение орнамента, т. к. сама техника подразумевает построение рисунка по законам полосного и сетчатого орнамента. А также, в процессе изготовления изделий из бисера дети столкнуться с проблемой составления и чтения схем, что будет способствовать развитию логического мышления, внимания, аккуратности, сосредоточенности на работе. Разнообразие используемых материалов (бисер, бусы, стеклярус, пайетки, ракушки, пуговицы) и техник позволит расширить творческий поиск форм изделий.

В процессе обучения предполагается использовать такие методы обучения и формы организации занятий, как:

  • показ,

  • объяснение,

  • упражнения,

  • анализ работ учащихся,

  • проведение выставок собственных изделий и посещение городских выставок ДПИ,

  • демонстрация моделей,

  • проведение различных игр.

  • Экскурсии,

  • Мастер-классы

  • Творческие проекты

Для наиболее эффективного развития у учащихся творческих способностей и формирования деятельностно - практического опыта в программе предусмотрено использование различных образовательных технологий:

  • Иллюстративно-наглядная (Воздействие через наглядные образы на мышление и воображение.)

  • Проектно-исследовательская (Мотивирование учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации, приобщение к систематизации добываемых знаний.)

  • Коллективно-творческая деятельность (Сплочение детского коллектива, приобщение к достижению общей цели.)

  • ИКТ (Формирование интереса к самостоятельному поиску информации, приобщение к новым технологиям.)

  • Самостоятельная творческая деятельность (Побуждение к самостоятельному творчеству, развитие творческого мышления.)

Т.к. данный вид ДПИ очень трудоемок и кропотлив в первый год обучения занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2часа, а во второй и третий год обучения 3 раза в неделю по 2 часа. В ходе занятий необходимо проводить физические паузы и зарядки для глаз, в связи с тем, что происходят определенные нагрузки на мышцы глаз, рук, спины.

Для обеспечения качественных занятий используется:

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

: Учебные пособия:

  • Книги, журналы, CD - диски.

  • Стенды с образцами изделий.

  • Распечатанные мастер-классы по темам: «Вышивка бисером», «Плетение бисером. Браслеты, кулоны, оплетение предметов», «Объемные игрушки» и др.

Раздаточный материал:

  • Ножницы.

  • Схемы плетения.

  • Проволока.

  • Подложки

Наглядный материал:

  • Иллюстрации и фотографии.

  • Плакат - часы: «Цветовой круг».

  • Таблицы по цветоведению: совместимость цветов, тепло-холодность цветов,

  • Плакаты по технике безопасности. Уголок по ТБ

  • Плакаты по понятиям по бисероплетению, по формам и размерам бисера, по воспитательной работе: «Что такое дружба», «Оттенки речи», «Счастье - это…», календарные праздники и пр.

Оборудование и материалы:


  • - тетради в клеточку, карандаши простые и цветные.

  • - бисер, различный по диаметру, форме, цвету и фактуре.

  • - иглы тонкие (бисерные), проволока медная тонкая, иглы, нитки.

  • - ножницы, игольницы, пяльцы

  • - баночки с крышками для хранения бисера.

  • - лоскут ткни или специальные ванночки для россыпного бисера.

.

Для контроля эффективности работы кружка рекомендуется проводить диагностику, включающую в себя следующие методы:

  • наблюдение,

  • тесты,

  • рисунки,

  • анкетирование учащихся и родителей,

  • кроссворды,

  • работа с карточками,

  • творческие задания.

Так же осуществляется промежуточная (в середине года) и итоговая (в конце года) аттестация.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАК - ТИКА

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основы цветоведения

2

1

1

3

Технология параллельного низания бисером

28

8

20

4

Декоративная пауза. Работа с бумагой: бумажная филигрань

8

2

6

5

Промежуточная аттестация

2


2

6

Основы Композиции

2

1

1

7

Творческая работа. Параллельное низание.

66

4

62

8

Декоративная пауза. Работа с бумагой, блестками, пайетками.

6

2

4

9

Итоговая аттестация.

2


2

10

Работа по выбору учащихся

16

2

14

11

Экскурсии. Выставки

8

4

4

12

Итоговое занятие

2

-

2

итого

144

25

119



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

7 - 9 лет

  1. Вводное занятие (2часа).

Краткие сведения из истории бисера. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами: Формы, размеры, названия бисера и бус; проволока, нитки и леска; инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

  1. Основы цветоведения (2часа).

Теплые и холодные цвета. Сочетаемость цветов.

Практическая работа: работа по карточкам.

  1. Параллельное низание (28часа).

Изучение техники параллельного низания, её особенность. Изучение отдельных элементов плетения (форма лепестка цветочка, крыла бабочки). Формирование навыков сочетания этих элементов в изделии. Использование простейших плоских плетеных изделий при создании открытки, панно.

Практическая работа: Плетение простейших игрушек с использованием медной проволоки.

  1. Декоративная пауза (8часов).

Работа с бумагой: бумажная филигрань.

Практическая работа: изготовление открыток и картин из бумажных полосок путем их скручивания.

  1. Промежуточная аттестация (2часа).

Контрольная работа. Выполнение задания по карточкам. Викторина.

  1. Основы Композиции. (2 часа) Упражнение: «Статика - Динамика». Работа с бумагой - аппликация.

  2. Параллельное низание. Творческая работа (66час).

Практическая работа: изготовление картины на сказочную тему по выбору учащихся.

  1. Декоративная пауза (6часов).

Работа с бумагой, блестками, пайетками.

Практическая работа: изготовление открытки - валентинки с помощью шаблона. Украшение валентинки по своему замыслу.

  1. Итоговая аттестация (2часа).

Выполнение контрольных заданий по карточкам.

  1. Работа по выбору учащихся (16часов).

Изготовление изделий по выбору учащихся с использованием полученных ранее знаний, а также выполнение изделий с усложненными элементами, ранее не изучавшимися. Работа в индивидуальном порядке.

11. Экскурсии. Выставки работ учащихся, посещение городских выставок ДПИ. Оформление работ. (8час)

12. Итоговое занятие (2часа).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАК - ТИКА

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основы цветоведения

2

1

1

3

Орнамент

4

1

3

4

Параллельное низание. Плоскостное плетение.

28

6

22

5

Параллельное объемное низание.

20

4

16

6

Фантазийное низание

40

6

34

7

Промежуточная аттестация

2

1

1

8

Низание простых цепочек

20

4

16

9

Вышивка бисером. Прием заполнения рисунка бисером.

14

4

10

10

Ажурное плетение. Простое одно-двух цветное плетение.

42

6

36

11

Техника мозаика. Прямое плетение.

26

4

22

12

Итоговая аттестация

2

1

1

13

Декоративная пауза. Изготовление украшений для штор - бабочка.

10

2

8

14

Итоговое занятие.

2

2


ИТОГО

216

42

174

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

  1. Вводное занятие. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами, инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Правила техники безопасности. (2часа)

  2. Основы цветоведения. Повторение знаний о законах цветоведения. Тепло - холодность цветов, законы смешивания цветов, законы сочетания цветов (дополнительные, контрастные и т.д).

Практическая работа: работа по карточкам. (2часа)

  1. Орнамент. Понятие орнамента. Назначение и содержание. Виды орнамента (пейзажный, анималистический, геометрический, растительный и т.д.). Принципы композиционного построения орнамента в полосе, круге, сетчатый орнамент.

Практическая работа: составление простых орнаментов в полосе, круге, сетчатый орнамент - аппликация бисером, пайетками, тесьмой и пр. (4часа)

  1. Параллельное низание. Плоскостное плетение. Закреплять навыки параллельного низания, Совершенствовать умение читать схемы, Развивать наблюдательность, умение замечать красоту природы, разнообразие её форм; развивать умение упрощать форму ; смекалку.

Практическая работа: Изготовление цветов, различных по форме и выполнению. (28 часов)

  1. Параллельное объемное низание. Расширение знаний о возможностях параллельного низания. Познакомить со способом объемного параллельного низания на 2х проволоках. Совершенствовать умение читать схемы.

Практическая работа: изготовление объемных игрушек в технике параллельного низания, с использованием ранее изученных элементов и приемов их выполнения. (20часов)

  1. Фантазийное низание. Изучение петельной техники плетения. Ознакомление с разнообразием форм изделий изготовленных в данной технике и способами их изготовления.

Практическая работа: Изготовление сложносоставных цветов (нарциссы, ирисы, хризантемы), деревьев. (40 часов)

  1. Промежуточная аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2часа)

  2. Низание простых цепочек. Технология выполнения изделий из бисера нитками и тонкими иглами. Правила техники безопасности при работе с очень тонкими бисерными иглами, прочными капроновыми нитками, повторение правил работы с ножницами.

Практическая работа: изготовление простейших цепочек, браслетов. Изготовление простейших колье украшенных подвесками. Правила крепления застежки и удлинения нити. (20часов).

  1. Вышивка бисером. Ознакомление со способами вышивания бисером. Изучение шва в прикреп (контурные швы). Создание эскиза. Перенос рисунка на ткань. Правила заправки ткани в пяльцы.

Практическая работа: изготовление фоторамки. (14 часов)

  1. Ажурное плетение. Знакомство с более сложной техникой плетения бисером. Выявление отличий между изучаемыми техниками. Развитие умения читать схемы. Совершенствование навыков подбора цветов, пользуясь знаниями по цветоведению.

Практическая работа: изготовление изделий в технике ажурного плетения с применением пайеток, страз, ракушек и пр. Создание эскиза будущего украшения и составление схемы плетения с использованием знаний по орнаментике и цветоведению.(42часа)

  1. Техника мозаика. Особенности техники - плотное низание. Сравнительная работа по построению схем мозаичного плетения и полосного орнамента. Правила техники безопасности.

Практическая работа: изготовление браслета и закладки в технике мозаики. (26 часов)

  1. Итоговая аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2 часа)

  2. Декоративная пауза. Работа с толстой проволокой, тканью, блестками и клеем.

Практическая работа: изготовление украшений для штор - бабочки, стрекозы. (10часов)

14. Итоговое занятие. (2часа)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.


ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАК - ТИКА

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основы цветоведения.

4

1

3

3

Орнамент

4

1

3

4

Ажурное плетение. Многоцветное плетение. Изготовление изделий из отдельных деталей.

52

8

44

5

Вышивка бисером.

26

4

22

6

Промежуточная аттестация

2

1

1

7

Декоративная пауза. Изготовление новогодних украшений для интерьера.

12

2

10

8

Техника «Мозаика». Косое мозаичное плетение.

38

6

32

9

Вышивка бисером.

12

2

10

10

Ткачество на станке.

24

2

22

11

Техника кирпичного стежка.

14

2

12

12

Изготовление объемных кулонов и колец.

10

2

8

13

Итоговая аттестация

2

1

1

14

Декоративная пауза. Изготовление декоративных панно, игольниц, чехлов для телефонов, вышитых атласными лентами.

12

2

10

15

Итоговое занятие.

2


2

ИТОГО

216

35

179

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

  1. Вводное занятие. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами, инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Правила техники безопасности. (2часа)

  2. Основы цветоведения. Повторение законов цветоведения: теплые, холодные, контрастные цвета. (4 часа)

  3. Орнамент. Повторение понятия орнамента; назначения и содержания, видов орнамента (пейзажный, анималистический, геометрический, растительный и т.д.). Принципы композиционного построения орнамента в полосе, круге, сетчатый орнамент.

Практическая работа: составление сложных орнаментов в полосе, круге, сетчатый орнамент - аппликация бисером, пайетками, тесьмой и пр. (4часа)

  1. Ажурное плетение. Закрепление умения читать схемы. Совершенствование навыков подбора цветов, пользуясь знаниями по цветоведению и орнаментике. Изготовление изделий по собственному замыслу, ранее составленному эскизу или схеме. Изготовление изделий состоящих из отдельных частей, изучение способов их сборки.

Практическая работа: изготовление изделий в технике ажурного плетения с применением пайеток, страз, ракушек и пр. Создание эскиза будущего украшения и составление схемы плетения с использованием знаний по орнаментике и цветоведению.(52часа)

  1. Вышивка бисером. Знакомство детей со способом изготовления интерьерного изделия с использованием бисера. Совершенствование умения создавать эскиз и работать в соответствии с ним. Приобретение навыков перевода рисунка на ткань.

Практическая работа: Изготовление фоторамки к новому году. (26часов)

  1. Промежуточная аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2часа)

  2. Декоративная пауза. Работа с CD - дисками, тканью, блестками и клеем. Работа с фетром.

Практическая работа: изготовление новогодних украшений для интерьера. (12часов)

  1. Техника мозаика. Закрепление приемов мозаичного плетения. Изучение «косого» мозаичного плетения. Составление эскизов будущих изделий, изготовление изделий по составленным эскизам. Правила техники безопасности.

Практическая работа: изготовление браслетов, сережек, брошей, заколок в технике мозаики и «косого» мозаичного плетения. (38 часов)

  1. Вышивка бисером. Закрепление навыков вышивания бисером швом «В прикреп» (контурные швы). Ознакомление со способом фантазийного вышивания, с полным заполнением рисунка бисером. Создание эскизов будущего изделия. Перенос рисунка на ткань. Повторение правил заправки ткани в пяльцы, правил техники безопасности труда.

Практическая работа: изготовление панно, поясов, сумок. (12 часов)

  1. Ткачество на станке. Ознакомление с новым видом плетения бисером. Правила заправки нитей в ткацкий станок. Изучение приемов работы с ткацким станком, особенностей техники «Ткачество».

Практическая работа: изготовление закладки, картины, пояса или браслета (24 часа)

  1. Техника кирпичного стежка. Знакомство с техникой альтернативного мозаичного плетения. Выявление различий в прочтении схем и техниках плетения. Закрепление навыков чтения схем.

Практическая работа: Работа по выбору: изготовление браслета или кулона. (14 часов)

  1. Изготовление объемных кулонов и колец. Закрепление ранее изученных техник.

Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.( 10часов)

  1. Итоговая аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2 часа)

  2. Декоративная пауза. Работа с тканью, атласными лентами.

Практическая работа: изготовление декоративных панно, игольниц, чехлов для телефонов, вышитых атласными лентами.(12часов)

15. Итоговое занятие. (2часа)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения бисера, различия в формах и видах бисера

  • назначение и использование бисерных изделий

  • Какие материалы и инструменты используются при работе с бисером

  • Основные понятия по бисероплетению

  • Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.

Учащиеся будут уметь:

  • использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре

  • выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях

  • изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.

  • применять изготовленные изделия для украшения интерьера

  • изготавливать подарки для близких и друзей

Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Приобретут опыт задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать закономерности в выполняемых заданиях.

  • Приобретут умения работы со схемами, таблицами, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

  • Дети овладеют способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.

  • Приобретут умения представить себя устно и письменно, заполняя анкету, выступая на праздниках и мероприятиях внутри объединения.

Формирование универсальных учебных действий учащихся (1 год обучения)

УУД

Прогнозируемые результаты

Форма, средства, приемы формирования

Диагностический инструментарий

1.

Личностные

- формировать интерес к новым видам прикладного творчества;

- проявлять интерес к содержанию предмета бисероплетения;

- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей, чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникшие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родителей, друзей, для себя;

-бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников;

- с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;

- под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Беседа,

Презентация,

Самооценка события,

Дневники достижений,

Подведение итогов занятия.

Фронтальное анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.

Игра на сплоченность коллектива и наблюдательность «Облака»

Методика «Определение понятий»

Задание «Отгадай, о ком говорим»,

2.

Регулятивные

- с помощью педагога учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов, инструментов и приспособлений;

- учиться готовить рабочее место;

- учиться выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы и соответствуя схеме плетения;

- выполнять контроль точности и соответствия схеме изготовленного изделия;

-учиться вместе с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Поиск информации в предложенных источниках,

Взаимоконтроль,

Задания по карточкам,

Беседа.

Методика «Исключи лишнее»

Задания по карточкам различной степени сложности.

3.

Коммуникативные

-уметь слушать педагога и одноклассников, высказывать свое мнение;

-учиться коллективно анализировать изделия;

-вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

Творческие задания,

Отзыв на работу товарища,

Диалоговое слушание,

«Отгадай, о ком говорим».

Задания «Составь задание партнеру», «Отгадай, о ком говорим»,

методика «Рукавички»

4.

Познавательные

- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;

- сравнивать изучаемые материалы (стеклянный, пластиковый, металлический, деревянный бисер, пайетки, проволоку и т.д.) по их свойствам, анализировать их различия и назначение, делать простейшие обобщения, группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Работа с таблицами и схемами,

Работа с образцами, иллюстрациями,

Задания по карточкам,

Коллективная работа

Задания: «Найди отличия», «На что похоже?», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Нарисуй по точкам» и пр.

5.

Предметные

Овладеть знаниями:

- об истории бисера, формах и видах бисера

- о назначении и использовании бисерных изделий

- о материалах и инструментах используемых при работе с бисером

- об основных понятиях по бисероплетению

- об основных законах цветоведения

- о правилах техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.

Приобрести следующие умения:

- использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре

- выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях

- изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д

Тест,

Наблюдение,

Беседа,

Опрос,

Выставки,

Презентации,

Конкурсы,

Демонстрация моделей

Задания по карточкам.

Задание «Определи понятие»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения бисера, различия в формах и видах бисера

  • назначение и использование бисерных изделий

  • Какие материалы и инструменты используются при работе с бисером

  • Основные понятия по бисероплетению

  • Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.

  • Основы цветоведения.

  • Виды орнамента.

Учащиеся будут уметь:

  • использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре

  • выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях

  • изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.

  • составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.

  • применять изготовленные изделия для украшения интерьера

  • изготавливать подарки для близких и друзей

  • Использовать изготовленные изделия для украшения одежды и как аксессуары

Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Приобретут опыт задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать закономерности в выполняемых заданиях.

  • Приобретут умения работы со схемами и их составлению, работы таблицами, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.

  • Дети сформируют представление об истории бисероплетения, научатся выявлять различия в способах изготовления изделий из бисера от традиционных к новаторским.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

  • Дети овладеют способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.

  • Приобретут умения представить себя устно и письменно, заполняя анкету, выступая на праздниках и мероприятиях внутри объединения.



Формирование универсальных учебных действий учащихся ( 2 год обучения)

УУД

Прогнозируемые результаты

Форма, средства, приемы формирования

Диагностический инструментарий

1.

Личностные

- проявлять интерес к содержанию предмета бисероплетения;

- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

- испытывать потребность в самореализации доступной декоратвно-прикладной деятельности, частности в бисероплетении, простейшем техническом моделировании;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные ранее умения и знания, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Беседа,

Презентация,

Самооценка события,

Дневники достижений,

Творческие задания,

Участие в коллективных мини-проектах,

Подведение итогов занятия.

Игра на сплоченность коллектива «Индийский цветок силы»

Методика «Определение понятий»

Задание «Отгадай, о ком говорим»,

2.

Регулятивные

- совместно с педагогом учиться формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;

- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения задачи;

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;

- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям и осуществлять самоконтроль точности изготовленных изделий.

Поиск информации в предложенных источниках,

Взаимоконтроль,

Задания по карточкам,

«Ищу ошибки»

Беседа.

Методика «Исключи лишнее»

Задания по карточкам различной степени сложности.

Задания: мини-реферат, мини-презентация, мини-выставка.

3.

Коммуникативные

-учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении поставленной задачи;

- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Отзыв на работу товарища,

Диалоговое слушание,

«Отгадай, о ком говорим».

Задания «Составь задание партнеру», «Отгадай, о ком говорим»,

Задания для работы в парах и мини-группах

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

4.

Познавательные

- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, учиться перерабатывать, стилизовать эти формы и применять их в изделиях:

- с помощью педагога искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в предложенной литературе (иллюстрации, схемы, инструкционные и технологические карты), периодической литературе, сети Интернет;

- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнение пробных поисковых упражнений;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, эскиза, схемы.

Работа с таблицами и схемами,

Работа с образцами, иллюстрациями,

Задания по карточкам,

Работа с ПК и ИНТЕРНЕТ,

Коллективная работа

Задания: «Найди отличия», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Заштрихуй фигуру» и пр.

Задания «Составь кроссворд», «Отгадай кроссворд»

5.

Предметные

Овладеть знаниями:

- об истории бисера, формах и видах бисера

- о назначении и использовании бисерных изделий

- о материалах и инструментах используемых при работе с бисером

- об основных понятиях по бисероплетению

-об основных законах цветоведения

- о правилах техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.

- о видах орнамента

Приобрести следующие умения:

- использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре

- выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях

- изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.

- составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.

Тест,

Наблюдение,

Беседа,

Опрос,

Выставки,

Презентации,

Конкурсы,

Демонстрация моделей

Задания по карточкам.

Задание «Определи понятие»


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся будут знать:

  • назначение и использование бисерных изделий

  • разнообразие материалы и инструменты используемых в бисероплетении.

  • Разнообразные техники бисероплетения

  • Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.

  • Основы цветоведения.

  • Виды орнамента, сферу применения орнамента.

Учащиеся будут уметь:

  • использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре

  • выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях

  • составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.

  • Самостоятельно добывать и анализировать информацию.

  • Разрабатывать эскизы будущих изделий и воплощать их в жизнь.

  • Использовать изготовленные изделия для украшения одежды и как аксессуары.

Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • Приобретут опыт подбора информации и её сортировки.

  • Приобретут умения разработки эскиза задуманного изделия и составления для него схемы, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.

  • Дети сформируют представление о разнообразии техник, их модификаций и применению в различных изделиях (игрушка, мини-скульптура, аксессуар или предмет одежды…)

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

  • Дети овладеют способами самостоятельной работы; работы в мини-группах, умениями искать и находить компромиссы.

  • Приобретут умения представить себя устно и письменно, презентуя свою работу.

  • Смогут проявить свои организаторские способности при проведении мастер-классов для обучающихся младших групп.



Формирование универсальных учебных действий учащихся (3 год обучения)

УУД

Прогнозируемые результаты

Форма, средства, приемы формирования

Диагностический инструментарий

1.

Личностные

- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно - прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные ранее умения и знания, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать людей труда.

Беседа,

Презентация,

Самооценка события,

Дневники достижений,

Творческие задания,

Участие в коллективных и личных творческих проектах,

Подведение итогов занятия.

Игра на сплоченность коллектива «Индийский цветок силы»

Методика «Определение понятий»

Задание «Придумай синоним».

2.

Регулятивные

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;

- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

- предлагать конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения материалы и инструменты;

- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям и осуществлять самоконтроль точности изготовленных изделий.

Поиск информации в предложенных источниках,

Взаимоконтроль,

Задания по карточкам,

«Взаимный диктант» метод М. Г. Булановской,

Диспут,

«Ищу ошибки»,

Беседа.

Методика «Исключи лишнее»

Задания по карточкам различной степени сложности.

Задания: доклад по теме, мини-презентация, мини-выставка.

Методика «Морской бой»

3.

Коммуникативные

- формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении поставленной задачи;

- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Отзыв на работу товарища,

Диалоговое слушание,

«Отгадай, о ком говорим».

Задания «Составь задание партнеру»,

Задания для работы в парах и мини-группах

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

4.

Познавательные

- искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в предложенной литературе (иллюстрации, схемы, инструкционные и технологические карты), периодической литературе, сети Интернет;

- приобретать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнение пробных поисковых упражнений;

- преобразовывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

- делать выводы на основе обобщения полученных данных и освоенных умений

Работа с таблицами и схемами,

Работа с образцами, иллюстрациями,

Задания по карточкам,

Работа с ПК и ИНТЕРНЕТ,

Коллективная работа

Задания: «Найди отличия», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Заштрихуй фигуру» и пр.

Задания «Составь кроссворд», «Отгадай кроссворд»

Коммуникативный прием «SMS -ка»

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014).

  2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41).

  4. Приказ Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

  5. Устав МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Абакана.

  6. Положение о дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования детей муниципального бюджетного образовательного учреждения детей города Абакана «Центр детского творчества» (Утверждено приказом директора МБОУ ДОД «ЦДТ» от 02.09.2013 № 1-18)

Литература для педагога:

  1. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М : Галарт, 1998.

  2. Гармония цвета. - Мн.: Харвест, 2004.

  3. Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М .: Аст - Пресс, 1998

  4. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М .: Аст - Пресс, 2003

  5. Петрунькина А. Фенечки из бисера. СПб.: Кристалл,1998.

  6. Раппопорт С. Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов художник,1968.

  7. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. Учеба и игра. Ярославль, 1997.

  8. Фигурки из бисера. Сост, ЛындинА Ю. М.: Культура и традиции. 2005.

  9. Юрова Е. С. Эпоха бисера в России. Альбом. М.: изд. «Интербук-бизнес», 2000

  10. Валентина, 1995, №1.

  11. Валентина, 1996, №2, 3.

  12. Домашний очаг, 2001, №6.

  13. Сделай сам, 1992, №2.

14. . Ручная работа, 2006, № 9, № 11, № 12, № 18

15. .Щеглова А. В. Бумажные картины: Папье - Маше, декупаж, трехмерное панно. Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Литература для детей:

  1. Артамонова Е. В. Украшения из бисера. - М.: Изд - Эксмо,2006

  2. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. - Ярославль: «Академия развития», 2006.

  3. Бёрнхем Стефании. 100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги / Пер с англ. С. Н. Одинцовой. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  4. Гринченко А. С. Вышивка бисером. - М.: Изд - во Эксмо, 2006.

  5. Игрушечки из бисера. Сост. Лындина Ю. С. - под ред. Мартыновой Л. Б. М.: Изд - во «Культура и традиции», 2006.

  6. Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. - изд. «АРТ - РОДНИК», 2005

  7. Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М .: Аст - Пресс, 1998

  8. Ляукина М. В. Подарки из биера: украшения, сувениры, офисные фенечки. - М.: Издательский Дом МСП, 2005.

  9. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М .: Аст - Пресс, 2003

  10. Фигурки из бисера. Сост, ЛындинА Ю. М.: Культура и традиции. 2005

  11. Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками/ Пер. с итал. Г. В. Кирсановой. - М.: ТД «Издательство «Мир книги», 2007.

Интернет - ресурсы:

  1. Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового века»// Электронный ресурс.URL: znv.ru/index.php

  2. Педагогическая газета. Электронное периодическое издание.//Электронный ресурс.URL: pedgazeta.ru/

  3. Клипарты, фоны. .//Электронный ресурс.URL: lenagold.ru/

  4. Ярмарка мастеров. Мастер-классы.//Электронный ресурс.URL

livemaster.ru/masterclasses

5. Молодой ученый. Ежемесячный журнал.//Электронный ресурс. URL moluch.ru/

30


© 2010-2022