- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образовательная программа «Стильные штучки» (бисероплетение) Сроки реализации – 3 года
Образовательная программа «Стильные штучки» (бисероплетение) Сроки реализации – 3 года
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аладина Н.Н. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»
Образовательная программа
«Стильные штучки»
(бисероплетение)
Сроки реализации - 3 года
Автор: Аладина Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
города Абакана
Абакан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие народы наделяли украшения из бисера магическими свойствами, считая их своеобразными амулетами и талисманами. Ведь, сделанные своими руками и подаренные друзьям от чистого сердца, такие поделки и в самом деле могут принести удачу. В наши дни украшения из бисера носят люди любого возраста, потому что бисер - это красиво и очень увлекательно, к тому же вещи, сделанные собственными руками, всегда доставляют большую радость. Умело сделанное украшение помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок; развивает в детях чувство прекрасного.
Направленность программы: художественно - эстетическая.
В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.
Новизна программы заключается в интегрированном использовании культурных народных традиций и современных техник художественной обработки материалов.
Актуальность программы обусловлена потребностями общества, запросами родителей и детей. Ребят привлекает возможность создать из красивого, разноцветного материала сувенир или украшение, а родители понимают, что данный вид деятельности благотворно влияет на развитие как творческих, так и умственных способностей их детей.
В содержании программы «Стильные штучки» (бисероплетение) входят задачи освоения основных направлений бисероплетения: плетение на проволоке, плетение простейших цепочек, ажурного и плотного плетения, бисерного ткачества, вышивки бисером. Освоение этих техник детьми способствует расширению их кругозора, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии.
В ходе работы с бисерным материалом воспитанники знакомятся с основными законами цветоведения, композиции, орнаментики, что поможет им в дальнейшем правильно комбинировать сочетания цветов, соотносить узорное решение с фоновым цветом, фасоном и стилем одежды.
Цель программы - Осуществление трудового и эстетического воспитания детей через формирование умений и навыков изготовления изделий в различных техниках бисероплетения, развитие творческой самостоятельности, фантазии, художественного вкуса, воспитание умения работать в коллективе.
Цель программы достигается путем решения следующих задач:
-
Обучать выполнять изделия в различных техниках бисероплетения.
-
Формировать навыки работы с различными видами бисера, стекляруса и пайеток и совершенствовать умения сочетать их в изделиях.
-
Формировать умение самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий и их оформлению (выбор материала, способ изготовления, умение планировать работу и осуществлять самоконтроль).
-
Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к данному виду деятельности, технической эстетике и желанию выполнить изделие красиво и аккуратно.
-
Развивать коммуникативные умения, навыки культуры общения.
Специфика программы заключается в подготовке детей к самостоятельной исследовательской творческой деятельности. Изучая историю бисероплетения, дети приобщаются к мировой художественной культуре, учатся не только изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, но также приобретают навыки по самостоятельному принятию решений при разработке будущих изделий. В процессе такой работы учащиеся приобретают навыки поиска и сортировки информации, что в дальнейшем поможет им осуществлять исследовательскую и поисковую деятельность по школьным предметам.
Программа реализует комплексную систему теоретических и практических занятий обучения бисероплетению, а также метод проектов.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Данная программа рассчитана на 3 (три) года обучения с учащимися 7 - 13 лет с различной художественной подготовкой. Комплектация групп происходит с учетом возраста детей, для рационального сочетания теории и практики.
Программа ««Стильные штучки» (бисероплетение) обладает большим воспитательным потенциалом. Наряду с учебными занятиями, предусмотрены экскурсии, тематические беседы, викторины, в процессе которых дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения. К данным формам проведения занятий также привлекаются родители учащихся.
Работа с родителями воспитанников ведется как в индивидуальном порядке, так и через групповые формы работы. Основная цель взаимодействия с родителями - создание условий для установления доверительных и партнерских отношений, способствующих успешному развитию способностей детей, повышению уровня мотивации обучения, сохранности контингента. Предполагаемые формы работы с родителями:
-
Родительское собрание.
-
Индивидуальная работа (консультации, собеседования)
-
Открытые занятия для родителей
-
Анкетирование
-
Совместная деятельность
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В первый год обучения программа предусматривает изучение простейших техник плетения бисером - плоскостное параллельное плетение бисером. Дети приобретают опыт работы со схемами плетения, учатся варьировать элементы изделий и экспериментировать с формами изделий. При изготовлении открыток к различным праздникам ребята самостоятельно подыскивают стихи и поздравления соответствующего содержания. При создании картин на сказочную тематику дети знакомятся с основными законами композиции и в последующие годы обучения неоднократно пользуются полученными знаниями.
В процессе обучения используются различные формы организации занятий: занятие - игра, занятие - путешествие, конкурсы, выставки.
На втором году обучения дети расширяют свои знания и умения при работе с бисером. Увеличивается количество часов на освоение основных техник, и добавляются новые виды плетения бисером: 1. Объемное параллельное плетение на проволоке; 2. французское плетение на проволоке (петельная техника); 3. Изготовление бисерных изделий при помощи капроновой нити, лески и бисерных игл.
Также ребятам предлагается самостоятельная работа по поиску и подготовке докладов на различные темы, касающиеся истории возникновения бисера и дальнейшего развития искусства бисероплетения.
Большое внимание уделяется цветоведению: ребята узнают о законах сочетаемости цветов, свойствах цвета, влиянии его на эмоциональную сферу человека.
На третьем году обучения ребята по-прежнему закрепляют ранее приобретенные навыки и осваивают более сложные виды бисероплетения, такие как, ткачество и вышивка бисером. Также дети осваивают метод проектов. На основе приобретенного ранее опыта по подбору материалов для докладов, на третьем году обучения ребята связывают эти умения с практикой. Самостоятельно выбирая изделие, они учатся подбирать материалы, приводить в систему свои действия, делать описание проделанной работы.
Занятия по бисероплетению включают в себя изучение орнамента, т. к. сама техника подразумевает построение рисунка по законам полосного и сетчатого орнамента. А также, в процессе изготовления изделий из бисера дети столкнуться с проблемой составления и чтения схем, что будет способствовать развитию логического мышления, внимания, аккуратности, сосредоточенности на работе. Разнообразие используемых материалов (бисер, бусы, стеклярус, пайетки, ракушки, пуговицы) и техник позволит расширить творческий поиск форм изделий.
В процессе обучения предполагается использовать такие методы обучения и формы организации занятий, как:
-
показ,
-
объяснение,
-
упражнения,
-
анализ работ учащихся,
-
проведение выставок собственных изделий и посещение городских выставок ДПИ,
-
демонстрация моделей,
-
проведение различных игр.
-
Экскурсии,
-
Мастер-классы
-
Творческие проекты
Для наиболее эффективного развития у учащихся творческих способностей и формирования деятельностно - практического опыта в программе предусмотрено использование различных образовательных технологий:
-
Иллюстративно-наглядная (Воздействие через наглядные образы на мышление и воображение.)
-
Проектно-исследовательская (Мотивирование учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации, приобщение к систематизации добываемых знаний.)
-
Коллективно-творческая деятельность (Сплочение детского коллектива, приобщение к достижению общей цели.)
-
ИКТ (Формирование интереса к самостоятельному поиску информации, приобщение к новым технологиям.)
-
Самостоятельная творческая деятельность (Побуждение к самостоятельному творчеству, развитие творческого мышления.)
Т.к. данный вид ДПИ очень трудоемок и кропотлив в первый год обучения занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2часа, а во второй и третий год обучения 3 раза в неделю по 2 часа. В ходе занятий необходимо проводить физические паузы и зарядки для глаз, в связи с тем, что происходят определенные нагрузки на мышцы глаз, рук, спины.
Для обеспечения качественных занятий используется:
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
: Учебные пособия:
-
Книги, журналы, CD - диски.
-
Стенды с образцами изделий.
-
Распечатанные мастер-классы по темам: «Вышивка бисером», «Плетение бисером. Браслеты, кулоны, оплетение предметов», «Объемные игрушки» и др.
Раздаточный материал:
-
Ножницы.
-
Схемы плетения.
-
Проволока.
-
Подложки
Наглядный материал:
-
Иллюстрации и фотографии.
-
Плакат - часы: «Цветовой круг».
-
Таблицы по цветоведению: совместимость цветов, тепло-холодность цветов,
-
Плакаты по технике безопасности. Уголок по ТБ
-
Плакаты по понятиям по бисероплетению, по формам и размерам бисера, по воспитательной работе: «Что такое дружба», «Оттенки речи», «Счастье - это…», календарные праздники и пр.
Оборудование и материалы:
-
- тетради в клеточку, карандаши простые и цветные.
-
- бисер, различный по диаметру, форме, цвету и фактуре.
-
- иглы тонкие (бисерные), проволока медная тонкая, иглы, нитки.
-
- ножницы, игольницы, пяльцы
-
- баночки с крышками для хранения бисера.
-
- лоскут ткни или специальные ванночки для россыпного бисера.
.
Для контроля эффективности работы кружка рекомендуется проводить диагностику, включающую в себя следующие методы:
-
наблюдение,
-
тесты,
-
рисунки,
-
анкетирование учащихся и родителей,
-
кроссворды,
-
работа с карточками,
-
творческие задания.
Так же осуществляется промежуточная (в середине года) и итоговая (в конце года) аттестация.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
ТЕМА
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ПРАК - ТИКА
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Основы цветоведения
2
1
1
3
Технология параллельного низания бисером
28
8
20
4
Декоративная пауза. Работа с бумагой: бумажная филигрань
8
2
6
5
Промежуточная аттестация
2
2
6
Основы Композиции
2
1
1
7
Творческая работа. Параллельное низание.
66
4
62
8
Декоративная пауза. Работа с бумагой, блестками, пайетками.
6
2
4
9
Итоговая аттестация.
2
2
10
Работа по выбору учащихся
16
2
14
11
Экскурсии. Выставки
8
4
4
12
Итоговое занятие
2
-
2
итого
144
25
119
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
7 - 9 лет
-
Вводное занятие (2часа).
Краткие сведения из истории бисера. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами: Формы, размеры, названия бисера и бус; проволока, нитки и леска; инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
-
Основы цветоведения (2часа).
Теплые и холодные цвета. Сочетаемость цветов.
Практическая работа: работа по карточкам.
-
Параллельное низание (28часа).
Изучение техники параллельного низания, её особенность. Изучение отдельных элементов плетения (форма лепестка цветочка, крыла бабочки). Формирование навыков сочетания этих элементов в изделии. Использование простейших плоских плетеных изделий при создании открытки, панно.
Практическая работа: Плетение простейших игрушек с использованием медной проволоки.
-
Декоративная пауза (8часов).
Работа с бумагой: бумажная филигрань.
Практическая работа: изготовление открыток и картин из бумажных полосок путем их скручивания.
-
Промежуточная аттестация (2часа).
Контрольная работа. Выполнение задания по карточкам. Викторина.
-
Основы Композиции. (2 часа) Упражнение: «Статика - Динамика». Работа с бумагой - аппликация.
-
Параллельное низание. Творческая работа (66час).
Практическая работа: изготовление картины на сказочную тему по выбору учащихся.
-
Декоративная пауза (6часов).
Работа с бумагой, блестками, пайетками.
Практическая работа: изготовление открытки - валентинки с помощью шаблона. Украшение валентинки по своему замыслу.
-
Итоговая аттестация (2часа).
Выполнение контрольных заданий по карточкам.
-
Работа по выбору учащихся (16часов).
Изготовление изделий по выбору учащихся с использованием полученных ранее знаний, а также выполнение изделий с усложненными элементами, ранее не изучавшимися. Работа в индивидуальном порядке.
11. Экскурсии. Выставки работ учащихся, посещение городских выставок ДПИ. Оформление работ. (8час)
12. Итоговое занятие (2часа).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
ТЕМА
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ПРАК - ТИКА
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Основы цветоведения
2
1
1
3
Орнамент
4
1
3
4
Параллельное низание. Плоскостное плетение.
28
6
22
5
Параллельное объемное низание.
20
4
16
6
Фантазийное низание
40
6
34
7
Промежуточная аттестация
2
1
1
8
Низание простых цепочек
20
4
16
9
Вышивка бисером. Прием заполнения рисунка бисером.
14
4
10
10
Ажурное плетение. Простое одно-двух цветное плетение.
42
6
36
11
Техника мозаика. Прямое плетение.
26
4
22
12
Итоговая аттестация
2
1
1
13
Декоративная пауза. Изготовление украшений для штор - бабочка.
10
2
8
14
Итоговое занятие.
2
2
ИТОГО
216
42
174
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
-
Вводное занятие. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами, инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Правила техники безопасности. (2часа)
-
Основы цветоведения. Повторение знаний о законах цветоведения. Тепло - холодность цветов, законы смешивания цветов, законы сочетания цветов (дополнительные, контрастные и т.д).
Практическая работа: работа по карточкам. (2часа)
-
Орнамент. Понятие орнамента. Назначение и содержание. Виды орнамента (пейзажный, анималистический, геометрический, растительный и т.д.). Принципы композиционного построения орнамента в полосе, круге, сетчатый орнамент.
Практическая работа: составление простых орнаментов в полосе, круге, сетчатый орнамент - аппликация бисером, пайетками, тесьмой и пр. (4часа)
-
Параллельное низание. Плоскостное плетение. Закреплять навыки параллельного низания, Совершенствовать умение читать схемы, Развивать наблюдательность, умение замечать красоту природы, разнообразие её форм; развивать умение упрощать форму ; смекалку.
Практическая работа: Изготовление цветов, различных по форме и выполнению. (28 часов)
-
Параллельное объемное низание. Расширение знаний о возможностях параллельного низания. Познакомить со способом объемного параллельного низания на 2х проволоках. Совершенствовать умение читать схемы.
Практическая работа: изготовление объемных игрушек в технике параллельного низания, с использованием ранее изученных элементов и приемов их выполнения. (20часов)
-
Фантазийное низание. Изучение петельной техники плетения. Ознакомление с разнообразием форм изделий изготовленных в данной технике и способами их изготовления.
Практическая работа: Изготовление сложносоставных цветов (нарциссы, ирисы, хризантемы), деревьев. (40 часов)
-
Промежуточная аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2часа)
-
Низание простых цепочек. Технология выполнения изделий из бисера нитками и тонкими иглами. Правила техники безопасности при работе с очень тонкими бисерными иглами, прочными капроновыми нитками, повторение правил работы с ножницами.
Практическая работа: изготовление простейших цепочек, браслетов. Изготовление простейших колье украшенных подвесками. Правила крепления застежки и удлинения нити. (20часов).
-
Вышивка бисером. Ознакомление со способами вышивания бисером. Изучение шва в прикреп (контурные швы). Создание эскиза. Перенос рисунка на ткань. Правила заправки ткани в пяльцы.
Практическая работа: изготовление фоторамки. (14 часов)
-
Ажурное плетение. Знакомство с более сложной техникой плетения бисером. Выявление отличий между изучаемыми техниками. Развитие умения читать схемы. Совершенствование навыков подбора цветов, пользуясь знаниями по цветоведению.
Практическая работа: изготовление изделий в технике ажурного плетения с применением пайеток, страз, ракушек и пр. Создание эскиза будущего украшения и составление схемы плетения с использованием знаний по орнаментике и цветоведению.(42часа)
-
Техника мозаика. Особенности техники - плотное низание. Сравнительная работа по построению схем мозаичного плетения и полосного орнамента. Правила техники безопасности.
Практическая работа: изготовление браслета и закладки в технике мозаики. (26 часов)
-
Итоговая аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2 часа)
-
Декоративная пауза. Работа с толстой проволокой, тканью, блестками и клеем.
Практическая работа: изготовление украшений для штор - бабочки, стрекозы. (10часов)
14. Итоговое занятие. (2часа)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
ТЕМА
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ПРАК - ТИКА
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Основы цветоведения.
4
1
3
3
Орнамент
4
1
3
4
Ажурное плетение. Многоцветное плетение. Изготовление изделий из отдельных деталей.
52
8
44
5
Вышивка бисером.
26
4
22
6
Промежуточная аттестация
2
1
1
7
Декоративная пауза. Изготовление новогодних украшений для интерьера.
12
2
10
8
Техника «Мозаика». Косое мозаичное плетение.
38
6
32
9
Вышивка бисером.
12
2
10
10
Ткачество на станке.
24
2
22
11
Техника кирпичного стежка.
14
2
12
12
Изготовление объемных кулонов и колец.
10
2
8
13
Итоговая аттестация
2
1
1
14
Декоративная пауза. Изготовление декоративных панно, игольниц, чехлов для телефонов, вышитых атласными лентами.
12
2
10
15
Итоговое занятие.
2
2
ИТОГО
216
35
179
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
-
Вводное занятие. Сведения о содержании курса. Показ изделий, иллюстраций, фотографий. Ознакомление с материалами, инструментами, необходимыми в дальнейшей работе кружка. Правила техники безопасности. (2часа)
-
Основы цветоведения. Повторение законов цветоведения: теплые, холодные, контрастные цвета. (4 часа)
-
Орнамент. Повторение понятия орнамента; назначения и содержания, видов орнамента (пейзажный, анималистический, геометрический, растительный и т.д.). Принципы композиционного построения орнамента в полосе, круге, сетчатый орнамент.
Практическая работа: составление сложных орнаментов в полосе, круге, сетчатый орнамент - аппликация бисером, пайетками, тесьмой и пр. (4часа)
-
Ажурное плетение. Закрепление умения читать схемы. Совершенствование навыков подбора цветов, пользуясь знаниями по цветоведению и орнаментике. Изготовление изделий по собственному замыслу, ранее составленному эскизу или схеме. Изготовление изделий состоящих из отдельных частей, изучение способов их сборки.
Практическая работа: изготовление изделий в технике ажурного плетения с применением пайеток, страз, ракушек и пр. Создание эскиза будущего украшения и составление схемы плетения с использованием знаний по орнаментике и цветоведению.(52часа)
-
Вышивка бисером. Знакомство детей со способом изготовления интерьерного изделия с использованием бисера. Совершенствование умения создавать эскиз и работать в соответствии с ним. Приобретение навыков перевода рисунка на ткань.
Практическая работа: Изготовление фоторамки к новому году. (26часов)
-
Промежуточная аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2часа)
-
Декоративная пауза. Работа с CD - дисками, тканью, блестками и клеем. Работа с фетром.
Практическая работа: изготовление новогодних украшений для интерьера. (12часов)
-
Техника мозаика. Закрепление приемов мозаичного плетения. Изучение «косого» мозаичного плетения. Составление эскизов будущих изделий, изготовление изделий по составленным эскизам. Правила техники безопасности.
Практическая работа: изготовление браслетов, сережек, брошей, заколок в технике мозаики и «косого» мозаичного плетения. (38 часов)
-
Вышивка бисером. Закрепление навыков вышивания бисером швом «В прикреп» (контурные швы). Ознакомление со способом фантазийного вышивания, с полным заполнением рисунка бисером. Создание эскизов будущего изделия. Перенос рисунка на ткань. Повторение правил заправки ткани в пяльцы, правил техники безопасности труда.
Практическая работа: изготовление панно, поясов, сумок. (12 часов)
-
Ткачество на станке. Ознакомление с новым видом плетения бисером. Правила заправки нитей в ткацкий станок. Изучение приемов работы с ткацким станком, особенностей техники «Ткачество».
Практическая работа: изготовление закладки, картины, пояса или браслета (24 часа)
-
Техника кирпичного стежка. Знакомство с техникой альтернативного мозаичного плетения. Выявление различий в прочтении схем и техниках плетения. Закрепление навыков чтения схем.
Практическая работа: Работа по выбору: изготовление браслета или кулона. (14 часов)
-
Изготовление объемных кулонов и колец. Закрепление ранее изученных техник.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.( 10часов)
-
Итоговая аттестация. Выполнение контрольных заданий. (2 часа)
-
Декоративная пауза. Работа с тканью, атласными лентами.
Практическая работа: изготовление декоративных панно, игольниц, чехлов для телефонов, вышитых атласными лентами.(12часов)
15. Итоговое занятие. (2часа)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся будут знать:
-
Историю возникновения бисера, различия в формах и видах бисера
-
назначение и использование бисерных изделий
-
Какие материалы и инструменты используются при работе с бисером
-
Основные понятия по бисероплетению
-
Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.
Учащиеся будут уметь:
-
использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре
-
выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях
-
изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.
-
применять изготовленные изделия для украшения интерьера
-
изготавливать подарки для близких и друзей
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
-
Приобретут опыт задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать закономерности в выполняемых заданиях.
-
Приобретут умения работы со схемами, таблицами, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
-
Дети овладеют способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.
-
Приобретут умения представить себя устно и письменно, заполняя анкету, выступая на праздниках и мероприятиях внутри объединения.
Формирование универсальных учебных действий учащихся (1 год обучения)
№
УУД
Прогнозируемые результаты
Форма, средства, приемы формирования
Диагностический инструментарий
1.
Личностные
- формировать интерес к новым видам прикладного творчества;
- проявлять интерес к содержанию предмета бисероплетения;
- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей, чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникшие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родителей, друзей, для себя;
-бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников;
- с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Беседа,
Презентация,
Самооценка события,
Дневники достижений,
Подведение итогов занятия.
Фронтальное анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.
Игра на сплоченность коллектива и наблюдательность «Облака»
Методика «Определение понятий»
Задание «Отгадай, о ком говорим»,
2.
Регулятивные
- с помощью педагога учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов, инструментов и приспособлений;
- учиться готовить рабочее место;
- учиться выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы и соответствуя схеме плетения;
- выполнять контроль точности и соответствия схеме изготовленного изделия;
-учиться вместе с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Поиск информации в предложенных источниках,
Взаимоконтроль,
Задания по карточкам,
Беседа.
Методика «Исключи лишнее»
Задания по карточкам различной степени сложности.
3.
Коммуникативные
-уметь слушать педагога и одноклассников, высказывать свое мнение;
-учиться коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.
Творческие задания,
Отзыв на работу товарища,
Диалоговое слушание,
«Отгадай, о ком говорим».
Задания «Составь задание партнеру», «Отгадай, о ком говорим»,
методика «Рукавички»
4.
Познавательные
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;
- сравнивать изучаемые материалы (стеклянный, пластиковый, металлический, деревянный бисер, пайетки, проволоку и т.д.) по их свойствам, анализировать их различия и назначение, делать простейшие обобщения, группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.
Работа с таблицами и схемами,
Работа с образцами, иллюстрациями,
Задания по карточкам,
Коллективная работа
Задания: «Найди отличия», «На что похоже?», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Нарисуй по точкам» и пр.
5.
Предметные
Овладеть знаниями:
- об истории бисера, формах и видах бисера
- о назначении и использовании бисерных изделий
- о материалах и инструментах используемых при работе с бисером
- об основных понятиях по бисероплетению
- об основных законах цветоведения
- о правилах техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.
Приобрести следующие умения:
- использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре
- выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях
- изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д
Тест,
Наблюдение,
Беседа,
Опрос,
Выставки,
Презентации,
Конкурсы,
Демонстрация моделей
Задания по карточкам.
Задание «Определи понятие»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся будут знать:
-
Историю возникновения бисера, различия в формах и видах бисера
-
назначение и использование бисерных изделий
-
Какие материалы и инструменты используются при работе с бисером
-
Основные понятия по бисероплетению
-
Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.
-
Основы цветоведения.
-
Виды орнамента.
Учащиеся будут уметь:
-
использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре
-
выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях
-
изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.
-
составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.
-
применять изготовленные изделия для украшения интерьера
-
изготавливать подарки для близких и друзей
-
Использовать изготовленные изделия для украшения одежды и как аксессуары
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
-
Приобретут опыт задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать закономерности в выполняемых заданиях.
-
Приобретут умения работы со схемами и их составлению, работы таблицами, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.
-
Дети сформируют представление об истории бисероплетения, научатся выявлять различия в способах изготовления изделий из бисера от традиционных к новаторским.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
-
Дети овладеют способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы.
-
Приобретут умения представить себя устно и письменно, заполняя анкету, выступая на праздниках и мероприятиях внутри объединения.
Формирование универсальных учебных действий учащихся ( 2 год обучения)
№
УУД
Прогнозируемые результаты
Форма, средства, приемы формирования
Диагностический инструментарий
1.
Личностные
- проявлять интерес к содержанию предмета бисероплетения;
- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации доступной декоратвно-прикладной деятельности, частности в бисероплетении, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные ранее умения и знания, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Беседа,
Презентация,
Самооценка события,
Дневники достижений,
Творческие задания,
Участие в коллективных мини-проектах,
Подведение итогов занятия.
Игра на сплоченность коллектива «Индийский цветок силы»
Методика «Определение понятий»
Задание «Отгадай, о ком говорим»,
2.
Регулятивные
- совместно с педагогом учиться формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;
- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения задачи;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;
- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям и осуществлять самоконтроль точности изготовленных изделий.
Поиск информации в предложенных источниках,
Взаимоконтроль,
Задания по карточкам,
«Ищу ошибки»
Беседа.
Методика «Исключи лишнее»
Задания по карточкам различной степени сложности.
Задания: мини-реферат, мини-презентация, мини-выставка.
3.
Коммуникативные
-учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении поставленной задачи;
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Отзыв на работу товарища,
Диалоговое слушание,
«Отгадай, о ком говорим».
Задания «Составь задание партнеру», «Отгадай, о ком говорим»,
Задания для работы в парах и мини-группах
Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
4.
Познавательные
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, учиться перерабатывать, стилизовать эти формы и применять их в изделиях:
- с помощью педагога искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в предложенной литературе (иллюстрации, схемы, инструкционные и технологические карты), периодической литературе, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнение пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, эскиза, схемы.
Работа с таблицами и схемами,
Работа с образцами, иллюстрациями,
Задания по карточкам,
Работа с ПК и ИНТЕРНЕТ,
Коллективная работа
Задания: «Найди отличия», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Заштрихуй фигуру» и пр.
Задания «Составь кроссворд», «Отгадай кроссворд»
5.
Предметные
Овладеть знаниями:
- об истории бисера, формах и видах бисера
- о назначении и использовании бисерных изделий
- о материалах и инструментах используемых при работе с бисером
- об основных понятиях по бисероплетению
-об основных законах цветоведения
- о правилах техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.
- о видах орнамента
Приобрести следующие умения:
- использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре
- выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях
- изготавливать изделия применимые в быту - открытки, картины, брелоки и т.д.
- составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.
Тест,
Наблюдение,
Беседа,
Опрос,
Выставки,
Презентации,
Конкурсы,
Демонстрация моделей
Задания по карточкам.
Задание «Определи понятие»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся будут знать:
-
назначение и использование бисерных изделий
-
разнообразие материалы и инструменты используемых в бисероплетении.
-
Разнообразные техники бисероплетения
-
Правила техники безопасности при работе с проволокой, бисером, ножницами.
-
Основы цветоведения.
-
Виды орнамента, сферу применения орнамента.
Учащиеся будут уметь:
-
использовать в работе материалы различные по свойствам и фактуре
-
выполнять различные элементы плетения и сочетать их в изделиях
-
составлять схемы плетения, используя сетки - шаблоны и опираясь на знания по орнаментике.
-
Самостоятельно добывать и анализировать информацию.
-
Разрабатывать эскизы будущих изделий и воплощать их в жизнь.
-
Использовать изготовленные изделия для украшения одежды и как аксессуары.
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
-
Приобретут опыт подбора информации и её сортировки.
-
Приобретут умения разработки эскиза задуманного изделия и составления для него схемы, а также опыт по подбору цвета, материала для будущего изделия.
-
Дети сформируют представление о разнообразии техник, их модификаций и применению в различных изделиях (игрушка, мини-скульптура, аксессуар или предмет одежды…)
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
-
Дети овладеют способами самостоятельной работы; работы в мини-группах, умениями искать и находить компромиссы.
-
Приобретут умения представить себя устно и письменно, презентуя свою работу.
-
Смогут проявить свои организаторские способности при проведении мастер-классов для обучающихся младших групп.
Формирование универсальных учебных действий учащихся (3 год обучения)
№
УУД
Прогнозируемые результаты
Форма, средства, приемы формирования
Диагностический инструментарий
1.
Личностные
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно - прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные ранее умения и знания, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать людей труда.
Беседа,
Презентация,
Самооценка события,
Дневники достижений,
Творческие задания,
Участие в коллективных и личных творческих проектах,
Подведение итогов занятия.
Игра на сплоченность коллектива «Индийский цветок силы»
Методика «Определение понятий»
Задание «Придумай синоним».
2.
Регулятивные
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;
- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения материалы и инструменты;
- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям и осуществлять самоконтроль точности изготовленных изделий.
Поиск информации в предложенных источниках,
Взаимоконтроль,
Задания по карточкам,
«Взаимный диктант» метод М. Г. Булановской,
Диспут,
«Ищу ошибки»,
Беседа.
Методика «Исключи лишнее»
Задания по карточкам различной степени сложности.
Задания: доклад по теме, мини-презентация, мини-выставка.
Методика «Морской бой»
3.
Коммуникативные
- формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении поставленной задачи;
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Отзыв на работу товарища,
Диалоговое слушание,
«Отгадай, о ком говорим».
Задания «Составь задание партнеру»,
Задания для работы в парах и мини-группах
Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
4.
Познавательные
- искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в предложенной литературе (иллюстрации, схемы, инструкционные и технологические карты), периодической литературе, сети Интернет;
- приобретать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнение пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных данных и освоенных умений
Работа с таблицами и схемами,
Работа с образцами, иллюстрациями,
Задания по карточкам,
Работа с ПК и ИНТЕРНЕТ,
Коллективная работа
Задания: «Найди отличия», «Лабиринты», «Поиск лишнего», «Дорисуй фигуру», «Заштрихуй фигуру» и пр.
Задания «Составь кроссворд», «Отгадай кроссворд»
Коммуникативный прием «SMS -ка»
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовая база
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014).
-
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
-
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41).
-
Приказ Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
-
Устав МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Абакана.
-
Положение о дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования детей муниципального бюджетного образовательного учреждения детей города Абакана «Центр детского творчества» (Утверждено приказом директора МБОУ ДОД «ЦДТ» от 02.09.2013 № 1-18)
Литература для педагога:
-
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М : Галарт, 1998.
-
Гармония цвета. - Мн.: Харвест, 2004.
-
Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М .: Аст - Пресс, 1998
-
Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М .: Аст - Пресс, 2003
-
Петрунькина А. Фенечки из бисера. СПб.: Кристалл,1998.
-
Раппопорт С. Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов художник,1968.
-
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. Учеба и игра. Ярославль, 1997.
-
Фигурки из бисера. Сост, ЛындинА Ю. М.: Культура и традиции. 2005.
-
Юрова Е. С. Эпоха бисера в России. Альбом. М.: изд. «Интербук-бизнес», 2000
-
Валентина, 1995, №1.
-
Валентина, 1996, №2, 3.
-
Домашний очаг, 2001, №6.
-
Сделай сам, 1992, №2.
14. . Ручная работа, 2006, № 9, № 11, № 12, № 18
15. .Щеглова А. В. Бумажные картины: Папье - Маше, декупаж, трехмерное панно. Ростов н/Д : Феникс, 2007.
Литература для детей:
-
Артамонова Е. В. Украшения из бисера. - М.: Изд - Эксмо,2006
-
Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. - Ярославль: «Академия развития», 2006.
-
Бёрнхем Стефании. 100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги / Пер с англ. С. Н. Одинцовой. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
-
Гринченко А. С. Вышивка бисером. - М.: Изд - во Эксмо, 2006.
-
Игрушечки из бисера. Сост. Лындина Ю. С. - под ред. Мартыновой Л. Б. М.: Изд - во «Культура и традиции», 2006.
-
Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. - изд. «АРТ - РОДНИК», 2005
-
Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М .: Аст - Пресс, 1998
-
Ляукина М. В. Подарки из биера: украшения, сувениры, офисные фенечки. - М.: Издательский Дом МСП, 2005.
-
Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М .: Аст - Пресс, 2003
-
Фигурки из бисера. Сост, ЛындинА Ю. М.: Культура и традиции. 2005
-
Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками/ Пер. с итал. Г. В. Кирсановой. - М.: ТД «Издательство «Мир книги», 2007.
Интернет - ресурсы:
-
Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового века»// Электронный ресурс.URL: znv.ru/index.php
-
Педагогическая газета. Электронное периодическое издание.//Электронный ресурс.URL: pedgazeta.ru/
-
Клипарты, фоны. .//Электронный ресурс.URL: lenagold.ru/
-
Ярмарка мастеров. Мастер-классы.//Электронный ресурс.URL
livemaster.ru/masterclasses
5. Молодой ученый. Ежемесячный журнал.//Электронный ресурс. URL moluch.ru/
30