- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка внеклассного мероприятия Вечер в кабареБродячая собака
Методическая разработка внеклассного мероприятия Вечер в кабареБродячая собака
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Имашева И.С. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальный этап республиканского конкурса
«Учитель года Башкортостана-2016»
План внеклассного мероприятия для 11 класса
Литературное кафе «Бродячая собака»
Составила учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г. Янаул РБ
Имашева Ирина Сергеевна
2016
Цели мероприятия:
1) расширить знания обучающихся о Серебряном веке русской поэзии;
2) воспитывать через стихотворения любовь к поэтическому слову, к людям, к Родине;
3) развивать эстетический вкус.
Оборудование: - декорации интерьера начала XX век;
- афиша о предстоящем вечере в кабаре «Бродячая собака;
- подсвечники
-Как-нибудь побредём по мраку
Мы отсюда ещё в «Собаку»…
А. Ахматова
Вступление:
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно сердце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем
В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Все цветут бессмертные цветы…
Пронин:
-Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнется через 5 минут.
Ведущий:
-«Бродячая собака» была кабаре исключительно для артистов, художников, литераторов. Заводилой в этом предприятии был, несомненно, Борис Пронин.
Пронин:
-Собаку придумал я всецело… У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие собаки», могли приткнуться, дешево прокормиться и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки.
Весь конец 1911г. я бегал по Петербургу , искал и в конце концов набрел на идеальное помещение : угловой дом рядом с Михайловским театром, вход во втором дворе. С улицы вход был забит, и мы его так и оставили . Для нас это была идеальная штука…
«Бродячая собака» имела и свою летопись в виде огромного фолианта, переплетенного в свиную кожу, лежащего при входе, в который все посетители были обязаны по меньшей мере вносить свои имена, поэты - экспромты, художники - зарисовки.
Но вот и первые посетители. Анна Ахматова и Николай Гумилев! Михаил Кузьмин! Георгий Иванов! Господа, пора начинать! Тема нашего вечера - Петербург.
Анна Ахматова
Все мы бражники здесь, блудницы.
Как не весело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь четную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
Николай Гумилев:
Анна, оставь эти мрачные мысли. С этим городом у меня связано много светлого. Петербург во мне с детства, Я учился в Царскосельской гимназии , директором и преподавателем кот. был И. Ф. Анненский. Возможно, именно он воспитал в нас любовь к литературе.
Стихотворение «Памяти Анненского»
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей,
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
Мечтаний - слабого меня.
…Скамью я знаю в парке; мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей
Анна Ахматова:- Еще годовалым ребенком я была перевезена из Одессы на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше. Но всегда неохотно. Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие, быстрые лошадки…
Стихотворение « В Царском Селе» (1)
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна , тебя полюбив.
Николай Гумилев:
-В Царском Селе состоялась встреча, во многом определившая мою жизнь и творчество. В конце 1903 года я познакомился с гимназисткой Анной Горенко, моей будущей женой - А. Ахматовой.
Стихотворение « Сердце бьется ровно, мерно»
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг , когда над Летним Садом
Месяц розовый воскрес.-
Мне не надо ожиданий
у постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера,-
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Пронин:
-Лирика ваша, строгая и классически соразмерная. Родственна архитектурному облику Петербурга, торжественным разворотам его улиц и площадей, плавной симметрии знаменитых набережных, окаймленных золотой каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным дворцам, его бесчисленным львам, крылатым грифонам, египетским сфинксам, античным атлантам, коллонадам, соборам и блистающим шпилям.
Уже первые читатели говорят, что вы являете собой как бы классический тип петербурженки, ваша поэзия неотделима ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от Невского проспекта , ни ,конечно же , от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским.
Георгий Иванов:
-И меня привлекает ампирный Петербург с его строгостью архитектурных линий, а пейзажные зарисовки полны аллюзий на живописные полотна Клода Лоррена.
Я, следуя семейным традициям, учился во Втором кадетском корпусе в Петербурге. Здесь во мне проснулась страсть к стихам, которые я писал во время уроков.
Стихотворение « Петергоф» (2)
Как древняя ликующая слава,
Плывут и каменеют облака,
И ангел с крепости Петра и Павла
Глядит сквозь них - в грядущие века.
Но ясен взор - и неизвестно, что там,-
Какие сны, закаты, города -
На смену этим блеклым позолотам -
Какая ночь настанет навсегда!
Ведущий:
-Георгий, как вы умеете по-новому сопоставить и оживить привычные образы, вы обладаете способностью к скульптурно-красочной передаче зрительных восприятий.
Георгий Иванов:
- Мне хочется написать книгу, возможно, я ее назову «Закат над Петербургом», где пронесется история великой столицы империи от дней ее высочайшего расцвета до медленного угасания. Люди, так или иначе способствующие вырождению Петербурга, лично - невинны. Никто из них не отдает себе отчета в деле рук своих. Столица мельчает, обезличивается - и люди, которые в ней живут, распоряжаются, строят, «охраняют основы» - тоже мельчают, вырождаются. Всех задействовала, всем руководит судьба, если угодно, Рок.
Стихотворение « Вновь Исакий в облаченье»
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! Своей столицей новой
Недоволен государь.
Михаил Кузьмин:
-Анна Андреевна, какая у вас любовь к деталям. Конечно, в минуты крайней опасности, когда смерть близка, в одну короткую секунду мы вспоминаем столько, сколько не представляется нашей памяти и в долгий час, когда мы находимся в обычном состоянии духа.
И воспоминания эти идут не последовательно, а набегают друг на друга острой и жгучей волной, из которой сверкнет: то давно забытые глаза, то облако на весеннем небе, то чье-то голубое платье, то голос чужого вам прохожего. Эти мелочи, эти конкретные осколки нашей жизни мучат и волнуют нас больше, чем мы того ожидаем , и возвращают нас к тем минутам, к тем местам, где мы любили, плакали, смеялись и страдали, где мы жили.
В 1884г. моя семья переехала в Петербург. После волжского раздолья столичный город неприятно поразил меня своею серостью, подчищенностью и безжизненностью. Однако впоследствии я сроднился с этим городом и сейчас думаю, что по-настоящему дома можно себя чувствовать только в Петербурге.
Входит Мандельштам:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских, набухших желез……
Ведущий:
Максимилиан Волошин прав - Мандельштам нелеп, как настоящий поэт!
Анна Ахматова:
-Конечно, наш первый поэт.
Пронин:
- Вы как раз вовремя: мы говорим о Петербурге. Вы ведь тоже не равнодушны к этому городу?
Анна Ахматова:
-Мы знаем исток Пушкина, Блока, но кто укажет, откуда до нас донеслась эта новая божественная гармония, которую называют стихами Мандельштама.
Осип Мандельштам:
- Я с детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга, и этот город неразрывно вошел в самую ткань моих стихов. Именно здесь весной1911г. я познакомился с А.Ахматовой и Н.Гумилевым.
Стихотворение «Адмиралтейство»
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали - воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
В моих стихах образ города рождается при совмещении пушкинского Петербурга и Петербурга ХХ столетия: по-прежнему «чудовищна и жестока» Российская государственность, по-прежнему невыносима тоска Онегина , по-прежнему клянет судьбу Евгений из «Медного всадника», а на Сенатской площади чудится блеск солдатских штыков.
Стихотворение «Петербургские строфы»
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садился в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, - как броненосец в доке,-
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства желтая порфира,
Как власяница грубая , бедна.
Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска;
На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка.
Черпали воду ялики , и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайка,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница.
Самолюбивый , скромный пешеход,
Чудак Евгений- бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет.
Стихотворение «В последний раз мы встретились тогда…»
Николай Гумилев:
-Я чувствую, я знаю, такими счастливыми, как здесь, на берегах Невы, мы уже никогда и нигде не будем.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Ведущий:
-Николай Гумилев в 1921г. расстрелян по приговору ЧК
В 1922г. Георгий Иванов навсегда покинул Россию
Михаил Кузьмин, избежав арестов и преследований, умер в 1936г.
Осип Мандельштам умер в пересыльном лагере «Вторая речка», недалеко от Владивостока 27 декабря 1938г., похоронен в общей могиле.
Анна Ахматова:
Стихотворение «Петроград»
И забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
Выоды по мероприятию.
Использованная литература: 1)Е.В.Карсалова, А.В. Леденёв, Ю.В. Шаповалова. Серебряный век. М., Новая школа, 1996.