Самостоятельные и служебные части речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«Самостоятельные и служебные части речи» 5 класс

Цели урока:

  1. Дать учащимся 5 класса необходимый минимум сведений по морфологии и орфографии, составляющих элементарную лингвистическую компетенцию;

  2. Способствовать формированию навыка распознавать части речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь;

  3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска.


Ход урока

Ι Организационный момент.

ΙΙ Целевая установка

( в руках у учителя снежинка)

- Зимой бывает самое красивое явление - это снегопад. Вот и сегодня у нас в классе на уроке русского языка будет снегопад. Вы должны сесть так же тихо за парты, как на пол упал белый снег.

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти

- Мы начинаем урок с записи числа и вида работы.

- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня на уроке.

Повторение предыдущих тем через игру «4-й лишний»

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Одинаковые или разные значения имеют слова?

- Сколько таинственного и чудесного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим очень богат. В русском языке очень много частей речи и каждая часть речи имеет свое место. Как вы их знаете, проверим.

  1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.

  2. Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.

  3. Интересный, чудесный, новый, прелестный.

- Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи). Обоснуйте ответ.

Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк?

Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

2. Объявление темы урока.

Введение в тему.

Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие - признаки предмета, третьи - действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Запишем тему урока.

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?

Учитель: Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

  1. Закрепление материала.

Составляем таблицу частей речи (совместно). Примеры берём из стихотворного текста, с которым работали в начале урока, или придумываем сами:

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Пример

Существительное

Кто? Что?

Предмет

День, ниточки…

Прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

Добрый, смешной…

И т.д.


  1. Игра «Снежки».

Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.

  1. Упражнение .

  2. Упражнение 69. Контроль усвоенных знаний.

  3. Буквенный диктант. Учитель читает стихотворение, учащиеся записывают только части речи по первым буквам

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

(Слово надломленная пока рассматриваем как прилагательное).

Проверяем

Игра «Ванька-встанька»(физкультминутка)

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Какие имена существительные называются собственными?

Если услышите имя собственное, то встаем.

Кабачок. Лена, ночь, холод, Петров, зима, Жучка, лужа, Дон, конь.

5. Синтаксическая пятиминутка.

- Составьте предложение по схеме о зиме. Самостоятельно.

Глагол Прилагательное Существительное

Проверка. Найдем главные члены предложения. Подчеркнем.

- Молодцы. Вы знаете имя существительное, можете находить имена прилагательные. А сейчас догадайтесь с какой частью речи мы будем работать, выполнив задание .

Составьте слово, взяв из других слов указанные части слова.

Поговорить

Думать

Читать

Петь

(подумать)

- Так о какой части речи?

- Что знаете о глаголе? Проверим, как вы можете распознавать глаголы.

Игра с мячом. «Назови действия предметов»

(учитель бросает мяч, называя предмет, а дети ловят и при возвращении мяча, называют действия)

Ученик, солнце, парта, снежинка.

7. Работа с учебником.

С.46 № 144 (письмо по памяти)

- Прочитайте запись. Понятна ли она вам? Почему? (

- Пишем по памяти, кроме 6 человек.

- Определим части речи.

- Самопроверка.

8. Подведение итогов урока.

- Подведите итог урока.

9. Рефлексия.

- А теперь на полях поставьте отметку, которую вы заслужили за работу на уроке.

© 2010-2022