Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе .


Тема урока:

Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них


Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний о сложных предложениях с союзной связью.

2. Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзной связью.

3. Повторение различных разделов языкознания с учётом требований ЕГЭ.

4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. Отработка навыков работы с текстом с учётом требований ЕГЭ: выработка умений проводить комплексный анализ текста; закрепление умений определять тему текста, авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения; совершенствование умения анализировать изобразительно-выразительные средства, использованные автором в тексте.

5. Развитие умений и навыков написания сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию рецензии на предложенный текст.

6.Повторение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне»

Оборудование:

  1. Раздаточный материал для работы с текстом на уроке и для выполнения домашнего задания.

  2. Экран, проектор

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Орфографическая работа.

1. Запись под диктовку. Повторение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне». ( применение слайдов).

Расстилать, блестеть, убирать, замереть, растереть, вычитать, обмакнуть перо, сапоги промокают, излагать, прикоснуться, касаться, предположение, загореть, загар, возраст, росла, росток, равномерный, удирать.

2.Работа у доски (2 учащихся).

А) Переписать, графически объяснить чередование гласных в корнях слов.

Выбирать, выберут, запереть, полагать, коснуться, изложить, умереть, кланяться, поклон, загорелый, заря.

Б) Переписать ,графически объяснить чередование гласных в корне слов.

Равнение, равнозначный, зарница, возраст, сложить, обмакнуть, запирать, разжигать, промокательная бумага, озарённый, прилагать.

3.Индивидуальная работа по карточкам (3 учащихся).

III. Виды сложных союзных предложений. Знаки препинания в них.

1. Типы сложных союзных предложений. Их особенности.

Работа со слайдом №1. Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

-На какие группы делятся сложные союзные предложения?

- В чём заключается особенность каждой группы?

- Приведите свой пример сложносочинённого предложения.

2. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

а) Ответить на вопросы:

- На какие группы делятся сочинительные союзы?

Работа со слайдом №2.

Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

- Какой основной знак препинания в сложносочинённом предложении?

Запятая. Она ставится между частями сложного предложения.

- В каком случае перед соединительными и разделительными союзами в сложносочинённом предложении запятая не ставится?

Запятая не ставится, если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

б) Тренировочное упражнение:

Записать предложения под диктовку, графически объяснить знаки препинания. Составить схемы.

Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман.[ ], а [ ].

Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. [ ], и [ ].

Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему ещё далеко.[ ], но[ ].( по карточке у доски).

Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. [ ] и [ ].( по карточке у доски)

3. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

а) Ответить на вопросы:

- Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?

-Где может стоять придаточное предложение? Как расставляются знаки препинания?

Работа со слайдом №3.

Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.





- С помощью чего придаточное предложение присоединяется к главному или другому придаточному?

Работа со слайдом№4 Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.






- На какие три группы делятся придаточные?

Работа со слайдом №5.


Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

-Назовите типы придаточных обстоятельственных.


Работа со слайдом №6.


Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

б) Тренировочное упражнение:

Расставить знаки препинания в данных предложениях.

Укажите виды придаточных в данных предложениях. Назовите типы придаточных обстоятельственных.

Работа со слайдом №7

Расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных.

  1. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.( прид. времени)

  2. Никто так и не понял, что именно случилось в тот день.(изъяснительное)

  3. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (определительное)

  4. Куда река пошла, там и русло будет. (места).



IV. Сложные предложения с разными видами связи


а) Тренировочное упражнение:

- Расставьте знаки препинания в предложении. Начертите его схему.

Работа со слайдом №8.


Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.


Показать слайд №9, если ребята будут затрудняться с формулировкой правила, касающегося постановки знаков препинания на стыке союзов.

Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

V. Выполнение тестовых заданий.

VI. Домашнее задание

1. Найдите в тексте все сложные предложения, объясните расстановку в них знаков препинания и начертите схемы.

2. Чётко сформулируйте проблему, поставленную автором в тексте, обозначьте авторскую позицию, выскажите своё отношение к ней, аргументируя свою точку зрения (письменно).

VII. Работа с текстом.

Прочитайте текст (см. приложение 1) и выполните следующие задания.

Определите стиль (публицистический) и тип речи текста (описание и рассуждение).

Сформулируйте проблему, поставленную автором. В каком предложении она выражена? (9)

Какова главная мысль текста? В каком предложении она выражена? (13)

Приложение 1.

Текст

1. На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленной стожками сена, стоят рядом две деревянные церкви.

2. Одна − величественная развалина − вскинула к серому небу свой позеленевший от непогод шатёр, купола её покосились, тёс ободран с боков, и всё же она красива.

3. Бывает, художники находят поэзию в какой-нибудь покосившейся избёнке и они же проходят мимо нового, только что из-под молотка дома.

4. Но эта церковь красива не своим обветшанием, напротив, обветшание мешает увидеть её внутреннее благородство, а покосившиеся купола нарушают скупую простоту возносящихся вверх линий.

5. Церковь красива сама по себе: ничего лишнего, никаких затейливых украшений, всё просто.

6. Могучий сруб венчается шатром, над входом − второй шатёр, поменьше, и всё это устремлено вверх: место, где стоит эта церковь, − высокий берег − подчёркивает устремление.

7. Древнее сооружение было прекрасно в молодости − оно остаётся красивым и сейчас.

8. Вторая церковь построена совсем недавно, быть может, в начале нашего века, она низковата, невыразительна, её убожество не спасают и резные наличники на окнах.

9. Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом?

10. Уж не потому ли, что архитектор-самородок древней церкви имел перед собой меньше образцов строительства и ему волей-неволей приходилось полагаться больше на самого себя, чем на готовый пример, доверяться не чужому, а собственному вкусу?

11. Такая самостоятельность неизбежно заставляла творчески думать.

12. Архитектор же поздней церкви в своей работе полагался не столько на самостоятельные поиски, сколько на чужие, вошедшие в жизнь стандарты.

13. По стандарту действовать куда проще, но где появляется стандарт, там всегда умирает творчество.

14. И действительно, храмы нашего города, например, не походили на те, что создавались восторженными предками как возвышенная хвала прекрасному и всемогущему богу.

15. Памятники животного страха перед неминуемой смертью, памятники тщеславия, они выглядели безобразно: пузатые, толстостенные, приземистые, как купеческие сундуки.

16. Потому-то среди церквей нашего города не было ни одной, которая бы охранялась государством как архитектурная роскошь.

17. Две церкви стоят на берегу: одну строили вдохновенные художники, другую − подрядчики, одна − произведение искусства, другая − ширпотреб.

(По В. Тендрякову)

© 2010-2022