«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

В данной работе представлено теоретическое и практическое обоснование выбора метода проектов как средства обучения и воспитания школьников на уроках русского языка и литературы , а также во внеурочное время. В статье представлены примеры работы по данному направлению ( «Лексика», 5 класс, «Моя школа», «Галерея талантов»), а также результаты опроса школьников «Что привлекает тебя в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы?» Статья предназначена для учителей и классных руководи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»


Каждый день я соприкасаюсь с судьбами, которые мне доверила профессия. Эти судьбы-детские. Уверенность детей в том, что для учителя они всегда желанны, делает их защищённее, увереннее, сильнее…Нужно дарить детям эту уверенность в своих силах, и тогда мы увидим в них талантливых людей, умеющих чувствовать прекрасное, способных менять мир к лучшему.

Это и есть главная задача педагога - создать условия для раскрытия каждого ученика, помочь ему реализоваться в учёбе, общении.

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребёнка. Он ведёт детей по пути познания, самосовершенствования. Но чтобы слово учителя имело силу, необходимо, чтобы оно исходило от человека, умеющего понять, простить. Не сказать лишнего…

Я - учитель и странник по призванию, размышляющий над вечным учительским вопросом: чему я должна учить?

Умению правильно писать, грамотно говорить, логически мыслить? На мой взгляд, в первую очередь, надо учить добру, справедливости, честности. Учить каждую секунду урока, взглядом, интонацией, улыбкой, создавая Личность, живущую по Законам Души Распахнутой. Сколько будет ошибок, соблазнов, слабостей и у ребёнка, и у меня. Но мне доверены судьбы, и не одна. Они ждут, надеются. И поэтому каждое утро я спешу в школу, потому что без неё уже не могу. И каждый раз, переступая порог школы, думаю: « А что ты несёшь детям сегодня? Что ты сегодня им откроешь? Что они откроют тебе, чему научат?» Поэтому учительский труд - это огромная ответственность, и наслаждение, и источник вдохновения.

Наблюдая за детьми на уроках, я неоднократно убеждалась, что эмоции, и чувства во много раз ускоряют мысль. Чем ярче и сильнее чувство, тем больше в нём вселенских знаний. Именно они, чувства, по выражению писателя В. Мегре, «способны знания до зёрнышка сжимать».

Чему же я должна учить? Убеждена - необходимо учить чувствовать, творить, исследовать. Пусть ребёнок творит в радости, созидает, будет счастливым. Тогда он сможет создавать образы, способные влиять на духовный мир людей, менять их мировоззрение. В этом сотрудничестве и родится Истина, и девиз «не для школы учимся, а для жизни» заиграет новыми красками.

Я должна донести до детей, воспитать в них понимание того, что смысл жизни состоит в стремлении стать нужным людям, самостоятельным. А для этого надо, чтобы человек умел сопереживать, сострадать, чувствовать боль и радость того, кто рядом…

Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединятся? Как в современном уроке соседствует традиционное и новое?

« Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя»,- писал В. А. Сухомлинский. В этом зеркале видны и педагогическая грамотность, и мастерство учителя. Но самое главное - в нём отражается не просто учитель - профессионал, а учитель - творец. И не он один. С ним вместе в зеркале урока отражаются не просто его ученики, а его дети. Учитель, если он не «урокодатель», а именно творец, создаёт урок как произведение педагогического мастерства, создаёт его вместе с детьми и для детей. Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников.

Новая методология образования определяет новые пути подготовки учителя к успешной деятельности, основная особенность которой заключается в том, что учитель на своём учебном занятии включается в процесс взаимодействия с учениками на рефлексивной основе. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся,

-были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся,

-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности,

-реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проект может рассматриваться как самостоятельная творческая работа детей, выполненная от идеи до её воплощения в реальность в соответствии с их возрастными возможностями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. Выполнение проектов предполагает получение конкретных, «осязаемых» результатов. Поэтому и требования к проекту совершенно особые.

Учебный проект, как многоцелевой метод, имеет множество разновидностей.

-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика (продукт заранее определён: от учебного пособия до пакета рекомендаций правительству)

-исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование

-информационный проект направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте с целью её анализа, обобщение и представление для широкой аудитории

-творческий проект (участвуя в нём, проектанты берут на себя роль литературных или исторических персонажей, выдуманных героев).

От учителя проектная деятельность требует не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательной деятельности детей. Именно поэтому учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. И, прежде всего - развитой фантазией. Учитель становится инициатором интересных начинаний.

Вот список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководством проектом:

  • энтузиаст,

  • консультант,

  • руководитель,

  • координатор,

  • эксперт.

Однако проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначности его участников, как взрослых, так и детей. Учитель обязан быть готовым принимать самостоятельность ребёнка и передавать ему ответственность за его поступки.

Попытаемся осмыслить дидактическую сущность данной педагогической технологии.

Сколько времени должно отводиться на проект?

По продолжительности проекты бывают разные. В среднем они занимают от 2-х до 6-ти недель. Проект не должен занимать все уроки полностью. Учитель структурирует каждый свой урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной программой обучения. Разумеется, часть проекта, тематически привязанная к программному материалу, может выполняться на уроках. Обсуждение методов и результатов исследования рекомендуется проводить именно на уроках.

Что такое «обучение через проектную деятельность»?

Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при применении метода проектов является то, что учителям надо сначала пройти всю программу, а потом иметь специальное время на проект. Учитель определяет ряд тем, которые выносятся на самостоятельное изучение в ходе выполнения проекта. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд тем учебной программы.

Проект и творческая деятельность - это одно и то же?

Нет, не совсем так. Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - это более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает чёткой работы в структуре. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора альтернативных вариантов с последующей рефлексией. В этом и заключается принципиальное отличие проекта.

На какие вопросы отвечает ученик в процессе рефлексии?

Учитель направляет рефлексивную деятельность школьника в двух аспектах:

- насколько успешно решена проблема?

- насколько я был успешен в процессе проектирования?

Отсюда и оценка проекта должна быть интегрированной. Она складывается из оценок этапов выполнения проекта и результатов защиты проекта.

Существуют следующие критерии оценки результатов:

информационная обеспеченность

знакомства, представления, тезаурус, понимание.

функциональная грамотность

восприятие установок и объяснений учителя, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.

технологическая умелость

способность достижения заданного уровня качества

интеллектуальная подготовленность

понимание постановки учебных задач, умение пользоваться учебной литературой и т.д.

волевая подготовленность

стремление выполнять поставленные задачи, внимательное отношение к педагогической ситуации, культура взаимоотношений, способность запрашивать информацию, желание выполнить работу на высоком уровне.

Безусловно, данные критерии слишком обобщённые, но хорошо подготовленный преподаватель вполне может ими воспользоваться.

Проектную деятельность на уроках русского языка и литературы можно представить в виде схемы.

3.Планирование

2. Гипотеза

1. Цель

4. Осуществление проекта


6. Рефлексия

5.Анализ результатов деятельности


1. Цель определяет какой результат должен получить экспериментатор в ходе исследования.

2. Гипотеза представляет собой совокупность теоретических положений, истинность которых подлежит проверке.

3. Планируется эксперимент в определенной последовательности.

4. Осуществление проекта происходит в различных формах.

5. Анализ предусматривает обработку результатов эксперимента и сравнение их с гипотезой, а также формулировку выводов.

6. Рефлексия - это осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления

целей и результатов.

Данная схема проекта в течение двух лет реализуется мною на уроках русского языка и литературы. Используя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, я формирую у своих учеников новый тип мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Предлагаю вашему вниманию проект, выполненный учениками 8 класса.

В 2004 году МОУ СОШ №2 города Лермонтова, в которой я работаю, отметила своё 45-летие. В рамках этой знаменательной даты мной и учениками моего класса был разработан и осуществлён проект «Моя школа», описание которого я предлагаю.

Тема проекта: «Моя родная школа».

Учебные предметы: литература, русский язык, краеведение, риторика.

Участники: учитель русского языка и литературы, директор школьного музея, учащиеся 8 класса.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

  • Этапы работы:

  • подготовительный (диагностика учеников, распределение заданий по группам)

  • основной (поисковая и творческая работа учеников)

  • итоговый (заключительный урок)

Педагогическая цель:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,

  • развитие умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний планировать свою деятельность, время, ресурсы, вступать в диалог, вести дискуссию, уверенно держать себя во время выступления. Развитие художественных особенностей школьников, языковой и коммуникативной компетенции; творческого воображения, потребности в самостоятельном чтении произведений различных стилей и жанров, развитие устной и письменной речи учащихся;


  • овладение умениями запросить недостающую информацию у экспертов, а также самостоятельно найти недостающую информацию; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


  • применение полученных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Предполагаемый продукт: материалы для заключительного урока.

Ход проекта.

В основе проекта лежали различные виды работ, предложенные группам учеников (распределённых в соответствии с ранее проведённой диагностикой)

1 группа проводит исследовательскую работу, сбор материалов по истории школы.(Первые директора школы, фотографии, материалы из общественной жизни школы).

2 группа выполняет творческое задание: ученики пишут сочинение - миниатюру на тему «Школа будущего», готовят инсценировку, осваивают с помощью учителя методику художественного чтения.

3 группа «Юные поэты» создают творческие работы, посвящённые родной школе. (Из всех форм творчества, по мнению психологов, литературное творчество является наиболее характерным для школьного возраста, так как в этот период у ребенка начинают формироваться такие составные детского творчества, как: комбинирующая фантазия, эмоциональный подход, то есть стремление воплотить эмоциональное во внешнюю словесную форму, реализовать его.)

4группа готовит мультимедийную презентацию для заключительного урока.

Работа над проектом шла как на уроках, так и во внеурочное время.

Итоговым продуктом стал заключительный урок, после завершения которого участники 3-ей группы приняли участие в краевом конкурсе «Моя земля».

Развитие творческого потенциала является одной из центральных линий личностного развития. Творчество - это реализация человеком собственной индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного человека. Творчество даёт возможность выразить интересы через эмоциональное отношение, ощущение собственной уникальности.

Я - словесник. В моих руках мощное оружие - человеческое слово. Слово русской речи, которым в совершенстве владели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов.

Слово помогает в раскрытии личности ребенка. Закладывая фундамент добра и созидания в детях, я смогу научить их проявлять своё разнообразное творчество. А детское словесное творчество всегда удивительно и ярко. Главное - не мешать им творить! Я люблю наблюдать за лицами детей, когда они находятся в творческом поиске. Как они вдохновенны, умны.

Так, в течение года ребёнок находится в непрерывном творческом поиске, участвует в различных видах деятельности. А результат может быть представлен в творческом отчёте.

Строки рождаются в душах моих ребят. Ребята понимают, что книга - вот хранительница духовных ценностей. Поэтическое слово великих мастеров - вот ключик, поворот которого способен освободить из плена детскую душу…

Но Поэту дар слова дан свыше.

И струя этих слов, что я слышу,

Пробуждает стремленья души

Слушать звуки и боготворить

Тот талант, те чудесные силы,

Что в поэта тебя превратили…

(Из стихотворения Онищенко Д. «Поэту»)

Озарения, которые спускаются благодатным светом на моих воспитанников, подобны чуду. Как предать бумаге то, чем наполнена душа?

Нужно быть мудрым, внимательным педагогом, просто взрослым, умеющим уловить тот миг, когда юная душа откликается, готова к откровениям. Тогда и родится маленькое чудо:

Не знаю, что произошло

И что случилось…Было пусто

В моей душе. И вдруг какое-то тепло

Зашло и поселилось рядом с грустью…

(Из стихотворения А. Быковой «Маленькое чудо»)

Так, потихоньку, не суетясь, создаём мы галерею талантов. Для тех, кто верит в будущее.

В глазах моих учеников сверкает искорка Божья. Общение с литературой даёт возможность наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это постижение в себе нового, высокого. Духовная жизнь человека окрыляется, он видит то, чего не видел раньше, учится сострадать, учится заступничеству «за униженных и оскорблённых». Литература становится откровением, потребностью души, ответом на жгучие вопросы.

Да, предмет, который я преподаю, недаром называют человековедением. Куда же вести? Чему учить? Ответ один - нужно стать самой собой, найти свой путь, ведущий к детским сердцам. Моя педагогическая философия начинается с любви. Это - главное. А потом - высокий профессионализм, моральный облик и целеустремлённость. Я должна донести до каждого ребёнка истину: что бы ни происходило вокруг, мир и жизнь прекрасны. Я хочу научить своих учеников вновь и вновь открывать для себя этот мир.

В одно мгновенье - видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка.

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

У. Блейк.

Итоговым продуктом данного проекта стало издание сборника стихотворений учеников класса.

Метод проектных работ эффективен и на уроках русского языка.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, предварительно провожу диагностическую работу, выясняя уровень подготовленности моих учеников с целью распределения по группам. На уроках русского языка отдаю предпочтение внутреннему групповому проекту. Исходя из опыта работы, считаю, что метод проектов на уроках русского языка будет эффективен:

при объяснении нового материала

при обобщении изученного на уроках развития речи и

при повторении обобщении уроках-зачетах

Цель проекта определяется в зависимости от конечного продукта.

Так, при изучении темы «Лексика» в 5 классе, проводится комплексная работа с текстом с использованием различных форм: индивидуальных и групповых. Проект может быть рассчитан на несколько уроков в соответствии с тематическим планированием.

Например, тема «Лексика» может быть разбита на несколько блоков:

«Синонимы. Антонимы»,

«Лексическое значение слова»

«Заимствованные слова. Фразеологизмы»

«Однозначные и многозначные слова»

«Стилистическая окраска слова»

Учащиеся получают предварительные задания.

Так, участники первой группы изучают отрывок из книги Л. Успенского «По дорогам и тропам языка». Проводят комплексный анализ отрывка: отвечают на вопросы, пересказывают, объясняют орфограммы и пунктограммы, дают определение слова из отрывка.

Учащиеся второй группы составляют словарь терминов.

Участники третьей группы подбирают стихотворения, основной темой которых является слово, и готовят их выразительное чтение. Творческое задание - сделать сообщение на тему « Слово - это поступок». Это и будет представлять - итоговый продукт проекта.

Данная проектная работа позволят ученикам обобщить знания по теме «Лексика» и «исследовать» поведение слова как языковой единицы, в авторском тексте, а также получить представление о языковой компетенции.

Успешность проекта (рефлексия) определяется следующим шагом: ученики оставляют диалоги, используя вежливые, добрые слова на темы: «В библиотеке», «В магазине», « В транспорте».

Таким образом, опыт моей работы показывает эффективность применения метода проектной деятельности. В практике не только я, как

предметник, но и мои ученики по достоинству оценили проект.

На вопрос: « Что привлекло тебя в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы?»:

-28- % ответили - возможность использования творческих способностей;

-35 % - интерес к поисковой и исследовательской видам деятельности,

- 12%- возможность применения полученной информации в практической деятельности.

Повысился интерес к предмету - у 87 % учащихся.

В среднем звене школы у ребёнка проявляется интерес к своему внутреннему миру, желание разобраться в самом себе, в особенностях людей. Главное - уметь замечать успехи детей, радоваться за каждого из них и помогать. Ведь у каждого человека есть свои положительные качества, я делаю ставку именно на них.

Важно помочь ребёнку поверить в его собственные силы, подчеркнуть успехи, так как наиболее трудны первые победы над собой. Таким образом, занимаясь проектной деятельностью на уроках русского языка и литературы, учащиеся приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.






- 9 -

© 2010-2022