Методический проект на тему

Методический проект создан на основе обобщения опыта учителя русского языка и литературы Бухбиндер Л.И. и представляет собой  описание приёмов, используемых в технологии встречных усилий на каждом этапе  урока русского языка в 5 классе.  В опыте найдены и опробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднение у учителей. Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востреб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический проект

Технология встречных усилий как способ формирования языковой и лингвистической компетенций при изучении русского языка в 5 классе






Выполнил: учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

Бубновской средней

общеобразовательной школы

Урюпинского муниципального района

Волгоградской области

Бухбиндер Любовь Ивановна

Актуальность.

Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и опробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднение у учителей.

В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает центральное место, ведь именно на русском языке ведется преподавание всех щкольных предметов, на русском языке ребенок мыслит, говорит, посредством его приобщается к духовным и нравственным ценностям. Русским языком пользуются люди всех профессий, поэтому именно от учителя русского языка и литературы зависит воспитание личности.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий,организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Вследствие этого в отношении участников образовательного процесса к идее компетентностного подхода как условия личностных достижений возникают противоречия между: необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями; декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний.

Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает индивидуальный подход в обучении, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, необходимых в жизни.

Профессиональная педагогическая проблема.

Эти противоречия привели к проблеме: как поднять преподавание родного русского языка на новый качественный уровень, тем самым сформировать языковую и лингвистическую компетенции?

Появление этой проблемы вызвано рядом причин:

- у учащихся недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для постановки орфографических задач: не всегда обнаруживают дети в тексте места, чреватые ошибками;

- отсутствует мотивация при формировании языковой и лингвистической компетенций;

- в методике работы над формированием языковой и лингвистической компетенций нет единого взгляда на систему умений, которые необходимо формировать у обучающихся.

Профессиональные педагогические задачи.

В данном методическом проекте,разработанном- на основе накопленного опыта, ставлю следующие педагогические задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по технологии встречных усилий (далее - ТВУ)

2. Обосновать педагогические условия, направленные на применение ТВУ на уроках.

3. Разработать примеры приёмов и методов к уроку по ТВУ.

4. Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся.

5.Повысить уровень недостаточной высокой мотивации.

6. Создать рефлексию в обучении.

Теоретические основы профессиональных задач.

Теоретическую основу профессиональных задач составляют педагогические положения о технологии встречных усилий.

В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество - это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, - демократический. Главным содержанием взаимоотношений становится принцип учения без принуждения. Новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей я позаимствовала у педагогов-новаторов С.А. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, И.П Волкова, апробировав некоторые элементы инновационных технологий на уроках русского языка в основной школе.

Изучила монографию «Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования». Данная монография представляет собой презентацию трудов соискателей, работающих в рамках научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» под руководством докт. пед. наук, профессора Евгении Владиславовны Коротаевой. Феномен «педагогическое взаимодействие» включает достаточно широкий круг активно разрабатываемых в педагогике вопросов, касающихся теории (глава 1) и практики субъектов педагогического процесса различных ступеней образования (главы 2, 3). В представленных материалах отражены общие проблемы, междисциплинарные подходы, психолого-дидактические рекомендации, связанные с многообразием проявлений педагогических взаимодействий. Уточнены психолого-педагогические и социопедагогические положения, раскрывающие позиции и роли субъектов в образовательном процессе.
В главе 2.3.данной монографии говорится об организации учебного процесса как технологии встречных усилий учителя и учащихся. ( автор главы Хан О.Н.)

Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания. Как и любая технология, технология встречных усилий базируется на дидактических принципах обучения. В первую очередь - это принцип сознательности и активности, в основе которого наиболее востребованные технологией приемы и правила. Необходимым условием сознательного обучения всегда являлось ясное понимание целей и задач предстоящей работы, использование всех видов и форм познавательной деятельности, приемов взаимообучения, воспитание активности.

Немаловажное значение в технологии встречных усилий имеет принцип доступности, эффективность которого заключается в умении учителя организовать и осуществить обучение в соответствии с возрастными закономерностями развития ученика. Классические «правила, относящиеся к практической реализации этого принципа сформулированы еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Значительна роль принципа систематичности и последовательности обучения, который опирается на научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

Достойное место в технологии встречных усилий занимает принцип наглядности, правила которого рекомендуют применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу школьников. В настоящее время большое значение приобретает применение современных средств наглядности: учебного телевидения, видеозаписи, слайдов, возможностей компьютерных технологий.

Нет, наверное, необходимости подробно останавливаться на каждом из принципов обучения, востребованных технологией встречных усилий - это и научность обучения, преемственность и перспективность, прочность и связь с жизнью. Каждый из них не изолирован друг от друга, все они взаимообусловлены, тесно переплетаются и являются составляющими системы обучения предмету.

Реализацию встречных усилий можно организовать на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.

Автор статьи «Технология встречных усилий на уроках русского языка» Е.В. Коротаева предлагает структуру урока, «построенного в соответствии с технологией встречных усилий, состоящую из пяти основных этапов.

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

Этап урока

Педагогические приемы

1

Начало урока: «введение», «разогрев» класса, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

2

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен» и другие

3

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю - не знаю» и другие

4

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников

«Деловые игры», «театрализация», «Кластер» и другие

5

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания

«Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и другие.

Система педагогических средств решения педагогических задач.

В своей работе использую: алгоритмы, опорные конспекты, таблицы, схемы, ребусы, перфокарты, линокарты, кроссворды, тематические иллюстрации, ролевые игры, электронные презентации, рабочие тетради.

Методика решения профессиональных задач.

Приняв детей в 5 классе, работаю с ними до выпуска. Качество знаний - главное, на что направлены мои усилия. С 5-го класса и на протяжении всех последующих лет обучения стремлюсь к тому, чтобы знания воспринимались детьми осознанно.

Убеждена, что в каждом ребёнке на подсознательном уровне заложено стремление к развитию, почти в каждом развито честолюбие, стремление быть лучшим. Зная это, прививаю интерес к предмету, а он проявится в том случае, если накапливаются не пробелы, а знания.

В своей работе использую технологию встречных усилий. Применяю следующие педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Их можно использовать вместе, что повышает эффективность урока и применять вариативно на традиционных уроках.

1 этап. Начало урока

Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

Некоторые приемы данного этапа:

«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.

«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:

1. Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления.

2. цепочку начинает учитель, задавая вопросы по определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику и т.д.

2.Контрольно-подготовительный этап.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Характеристика некоторых приемов.

Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.

«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального потенциала учащихся.

«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы - это формирует у учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.

«Согласен - не согласен» Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.

Приемы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для него лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и т.д.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

«Вопросы к тексту» (более всего уместны при изучении вводных и общих тем). Каждому ученику выдается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, проработав данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени освоения темы: «U» - известные факты, «+» - хотелось бы узнать подробнее, «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного его включения в образовательный процесс.

«Знаю - не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.

4.«Сотворчество» как этап урока.

Главное здесь - поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу.

Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап назван «сотворчество».

Некоторые приемы данного этапа.

Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:

1. «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.

2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры; затем идет оценивание и выбирается наиболее удачный вариант.

«Театрализация» . Сегодня на уроках русского языка обращение к театрализации обрело новое направление - речь и культура общения. Любой разыгранный учениками диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

«Кластер» Этот прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в отдельные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных точек зрения. На этом этапе урока срабатывает принцип, который Г.А.Цукерман определила как «отношение «часть - целое», где целое - то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы, а часть - те частные, неточные, неполные мнения, знания и способы действия, с которыми ребенок вступает во взаимодействие» .

5.Рефлексивный этап урока.

Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов - общих и индивидуального. Такие приемы, как «вопросы к тексту», «Знаю - не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Существуют и специфические приемы:

«Эссе» - пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

«Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.

Важный аспект рефлексивного этапа урока - определение домашнего задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень - обязательный - то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня - понятийного - выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень - творческий - предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

С 5 класса школьники ведут орфографические тетради. Сюда мы записываем сведения, которых нет в учебнике, здесь орфограммы и их обозначение, различные исключения из правил и информация об орфоэпических нормах, обобщающие таблицы. Одна из главных задач учителя - развитие аналитических способностей детей. Считаю, что тетрадь помогает верно объяснить тот или иной языковой факт.

Для формирования языковой и лингвистической компетентности применяю такой прием (я его условно назвала) «усиление» орфограммы, то есть «усиление» того места в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.

Здесь я выделила несколько этапов работы:

- Выделение трудной орфограммы.

- Постановка проблемы: как усилить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

- Самостоятельный поиск.

- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

- Выбор каждым учеником индивидуального приема запоминания.

Чтобы достичь желаемого результата - запомнить правильное написание слова, - надо, чтобы ребенок не просто попытался запомнить, а, зная особенности своей памяти, выбрал бы такое индивидуальное средство, которое привело бы к успеху.

Существует немало способов, чтобы «усиление орфограммы» привлекло к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т.п.

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно «считать другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением) и наоборот - «неприятелем» (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и т.д. Приложение №1.

Выбор способа «усиление» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти», и многие виды памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.л.) на ней должны «поработать».

В своей работе использую следующие способы усиления орфограммы:

1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в слова одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы «о», «е», «ф» напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета - сами круглы, как буква «о», которую в них надо запомнить; ремень - опоясывается вокруг талии в виде «е»; кофта ( если она с рукавами-фонариками) фасон напоминает «ф». Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно - на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет. Приложение №2

2.Деление слова на входящие в него слова.

Блокнот - «блок», т.е. несколько листов бумаги.

Варежка хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку?

Гастроном - можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?

3.Усиление путем составления ребусов. Заучивание обобщенным способом.

Психологи называют этот прием «вешалкой». Зная написание одного слова - «вешаю» на него другие слова, которые пишутся так же. Например: на кОрову можно «повесить» кОньки, сОбаку, сОроку и т.д.

Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов.

4.Этимологическая справка.

Для этимологического разбора отбираются только такие слова, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая «е» в слове береза может быть проверена словом «белый», так как этимологический словарь гласит, что дерево так названо за цвет ствола.

Организуя работу с непроверяемыми словами, я поступаю следующим образом. Заранее на доске или на специальном плакате пишу группу из пяти - семи слов. Читаю эти слова, четко проговаривая каждый звук. Дети не списывают! Им дается задание в течение одной минуты запомнить эти слова. Важно объяснить, что уже сегодня они запишут без ошибок эти слова.

Способы запоминания этих слов:

- Проговорить вслух негромко по одному слову по слогам.

- Закрыть глаза, чтобы представить слово написанным.

- Открыть глаза, проверить себя.

- Молча посмотреть на слова, прочитать про себя по слогам.

- Проговорить их соседу по парте.

На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными. На наши уроки часто приходят два спорщика Речевичок и Слушок. Я их использую на «разминке».

Например, на доске слова: с(е-и)деть, зап(и-е)вать и т.д.. Речевичок настаивает на букве «и», а Слушок говорит, что надо писать «е». А как вы думаете? Почему? Докажите. Приведите свои примеры.

Словарная работа - это неотъемлемая часть формирования языковой и лингвистической компетентности учащихся. Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Он должен использоваться на уроках ежедневно. На каждом уроке находим в словаре несколько слов, стараемся их «сфотографировать» зрительной памятью. В работе со словарными словами использую письмо с проговариванием. Этот вид работы обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок.

Письмо с проговариванием объединяет весь класс. Постепенно все ребята начинают работать в соответствующем темпе. Поговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратит беду, то есть не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Провожу словарные диктанты различного типа:

- Словарный диктант с «подсказкой».

Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правила, бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся. Например:

Мячом. «Орфограмма находится в окончании существительных после шипящих. Мы должны решить, что писать «о» или «е». Написание зависит от ударения «поставьте его и вставьте орфограмму».

- Словарный диктант с грамматическим заданием.

Например: ветошь, пейзаж (определить род, склонение),

колышет, дышит (определить спряжение, выделить окончание)

- Словарный диктант с самопроверкой.

Учащиеся пишут слова под диктовку учителя, затем написанное сверяют с словарем.

- Словарный диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся проверяют орфограмму. Затем следует самодиктант: к каждому слову дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например:

Шепот - щеки

Крыжовник - шорох

Подъем - съел и т.д.

- Словарный диктант с сопоставлением.

Сравнение и сопоставление являются активными приемами усвоения знания. Учащиеся записывают слова и словосочетания, которые диктует учитель, обозначают орфограмму и объясняют написание. Дальше самостоятельно преобразуют текст в соответствии с заданием.

Вырасти - выросли

Собирать - соберешь и т.д.

- Выборочный словарный диктант.

Детям предлагаю из трех видов орфограмм выбрать только один и записать слова с заданной орфограммой в приставке, корне, суффиксе.

Прибыл, черный, жучок.

Не секрет, что дети не любят писать диктанты. Скучные, далекие от восприятия современного школьника тексты не могут способствовать интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряженность и тревожность. Я стараюсь подбирать интересные тексты: отрывки из сказок, мудрые притчи, познавательные статьи.

НЕОБЫЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Знаете ли вы …

На Руси до появления монет часто пользовались шкурами пушных зверей. Шкурками белок расплачивались за недорогие товары. Ими же местный правитель брал подати и налоги с простого люда. В десятом, одиннадцатом веках в ходу были и шкурки куницы. От них позже появились название денежной единицы - куны.

Зимняя притча

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять пошел снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, первый сосед и спрашивает:

- Послушай, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

- Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Маленькое счастье

Мне подарил знакомый волшебник зернышко счастья. Я посадил его в горшок, и оно выросло маленьким и хрупким. Но никто его не видит. Все смеются и говорят, что там ничего нет. А я поливаю его и укрываю от холода. Я радуюсь его зеленым листочкам.

Ну и пусть не видят. Я - то знаю, что оно вот-вот зацветет.

Дети очень любят писать графические диктанты.

Цифровые диктанты.

Тема : « Самостоятельные части речи».

А) 1 - имя существительное 1 склонения.

2 - имя существительное 2 склонения.

3 - имя существительное 3 склонения.

Телеграмма, окно, серебро, конь, лень, стол, дядя, дочь, ребро, пень, мышь, коробочек, бульдог, день, тюль.

Код: 1,2,2,2,3,2,1,3,2,2,3,2,2,2,3;

Б) 1 - имя прилагательное в родительном падеже.

2- имя прилагательное в дательном падеже.

3 - имя прилагательное в творительном падеже.

4 - имя прилагательное в предложном падеже.

На лесной опушке, по гладкой поверхности, под сухим листиком, по Узенькой тропинке, к большому пруду, из маленькой норки, за старой сосной, об увлекательной прогулке.

Код: 4,1,3,2,2,1,3,4;

В) 1 - глагол I спряжения.

2 - глагол II спряжения.

Любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.

Код: 2,1,1,2,1,1,2,2,2,1,2;

Г) 1 - глагол настоящего времени.

2- глагол прошедшего времени.

3- глагол будущего времени.

Взгляну в глаза, тихо повторяет, улыбнулся в ответ, рано просыпается, только откроешь глаза, долго ждали, подарю цветы, повторял много раз, завтра позвоню.

Код: 3,1,2,1,3,2,3,2,3.

Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составлении инструкций из двух или трех действий» для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику осваивать правила более осознанно и прочно, применять их более уверенно и успешно.

Эвристическая задача - лучший способ организовать мгновенно внимание и учебный интерес, приблизить возможность «открытия». Я делаю это так. Учащимся предлагаю вставить буквы в текст упражнения - стандартное задание, ставшее традиционным в школе, но я делаю его моделью интересного творческого процесса. Предлагаю составить упражнение, возможно для их будущих учеников. Текст перед ними.

- Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята вспоминали изученное и вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточится на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а, значит законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиции учеников при этом- не я- «экзаменующийся»; а я - «экзаменующий», что создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль которого играет ученик. Происходит попутное повторение, причем, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

В.М.Бехтерев писал: «У детей школьного возраста зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой…»

Работа с алгоритмами.

Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правила в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров. Приложение № 3. Например:

чередование Е и И в корне слова- орфограмма с девчачьим именем.

В некоторые слова «забралось» сочетание букв, похожее на девчачье имя Ира. Сочетание складывается из части корня - ир- и идущего за ней суффикса - а - : -ира-

Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. Если

-а- стоит за корнем, в корне пиши -и-. если -а- нет, то в корне пишется -е-. Так образуются пары слов с чередованием е- и в корне. Например: замираю- замереть, вытирать-вытереть и т.д. Не забывайте! Если за корнем -а-, то в корне -и-. «Ира» хочет быть только «ирой», а ни «ерой». Часто использую и составляю опорные карточки. Сразу хочу остановиться на методической стороне использования опорных карточек. Я ввожу их как новый материал. Например: проецирую на экран карту.

После корней изображена объединяющая их буква. Учащиеся объясняют (после незначительных наводящих вопросов), почему она нарисована (это процесс поискового осмысления), им помогают в этом выписанные примеры.

Успешно идет работа на конкурсной основе: каждый ученик составляет свою карточку, свое видение правила. Лучшие карточки заносятся в блокнот. Например: в корнях с -е- букву -а- уносит птица. Схема оживается, наполняется динамикой, это способствует запоминанию.

Для лучшего запоминания правила при изучении орфографии применяю так же таблицы - алгоритмы. Например: Приложение4

- Гласная в приставках пре и при. Рассмотрим правописание слова ПРЕскучный.

1. Определим значение приставки.

2. Нажимаем на первую кнопку внизу таблицы; нет, в слове ПРЕскучный приставка не имеет значения присоединения.

3. Нажимаем вторую кнопку, третью, четвертую.

4. Только при нажатии пятой кнопки мы можем ответить утвердительно: да, в слове ПРЕскучный приставка имеет значение «очень» (скучный).

5. Ведем указкой вправо, где нужно писать «Е» (приставка -ПРЕ- ).

При закреплении, проверке учебного материала использую перфокарты. Они дают возможность увидеть пробелы в знаниях и вовремя прийти на помощь.

А также использую линокарты. Например, закончено изучение правописания падежных окончаний имен существительных. Учащиеся получают заранее изготовленные линокарты. Каждый пишет свою фамилию. Я диктую текст, учащиеся выполняют задания. Способ проверки очень прост: берется половина карточек, сверху накладывается та, что выполнена верно, и по ней шилом прокалываю все точки, отмечающие правильный ответ.

При закреплении и проверке знаний использую тесты, задания на развитие логического мышления.

При повторении пройденного материала использую задания поискового характера, включающие в себя проблемные задачи, решение которых осуществляются учащимися без непосредственного участия учителя, и задания частично поискового характера, выполняемые учащимися с некоторой «подсказкой» с его стороны. В том и другом случае школьники открывают для себя новые знания и способы их добывания, самостоятельно ориентируясь в новых ситуациях.

Казалось бы, что нового можно открыть при повторении, когда материал изучен? Оказывается, и в этих условиях возможно создание проблемных ситуаций, разрешение которых доступно учащимся. В своей практике применяю следующие типы заданий поискового характера.

При повторении лексики.

  • Выяснение происхождения слов и выражений. Например:

Выскажите предположение, почему ягоды получили название костяника, черника, земляника, клубника.

Можно ли сказать «подложить лягушку» вместо « подложить свинью»? Почему?

  • Выявление сферы употребления слов и выражений (общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы)

Например:

Кисть, краски, мольберт, этюды и большие полотна находились в мастерской. О какой мастерской идет речь?

  • Выявление устаревших слов, неологизмов, заимствованных слов.

Например:

Определите, можно ли в наши дни назвать неологизмами такие слова: агитбригада, приземлиться, луноход. Объясните почему.

При повторении морфологии.

  • Определение значения, грамматических признаков и синтаксической роли данной части речи. Например:

Можно ли отнести к именам существительным такие слова, как пятерка и пять? Можно ли о ползущем насекомом сказать, что оно ползучее? Почему?

  • Определение особенностей словоизменения, связей слов в предложении. Например:

Где вы встречали такое выражение, как на добра коня, к синю морю? Почему? О чем это свидетельствует?

Проблемные ситуации при повторении словообразования, лексики, синтаксиса могут быть созданы на материале речевых ошибок.

Такого рода задания интересны учащимся, способствуют активизации познавательной деятельности.

В ряде случаев уместно корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку - при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления подлежит аргументации. Эти задания развивают языковую интуицию, заставляют учеников более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры.

Задания творческого характера.

Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущую творческую личность. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней приучаю своих учеников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.

Среди упражнений особое место занимают те, которые требуют от учеников создания творческих высказываний, то есть упражнения творческие. К ним относятся, прежде всего, школьные сочинения. При их выполнении у ребят оттачивается умение пользоваться словом, закрепляется навык вдумчивого, внимательного отношения к языку, бережного с ним обращения. Поэтому очень важно, чтобы сочинения проводились в атмосфере истинной заинтересованности учащихся, их творческой активности, в атмосфере, побуждающей к поиску средств правильной, точной, богатой, выразительной речи . Приложение 5

Развивать орфографическую зоркость учащихся и добиваться хороших результатов помогают задания при работе с текстами литературных произведений. Учащиеся выразительно читают стихи, отрывки из сказок, из рассказов, изученных на уроках литературы, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, а затем работают над орфограммами. Например, стихотворение Н.Рыленкова «После дождя».

Кусты в серебряных сережках

Стоят, глядят по_ сторонам,

Где русый дождь на_ тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

А дождь свернул за_ речку круто

В_ луга и там исчез из_ глаз,

И грянул птичий хор как будто

Он поджидал лишь только нас!

Задание:

  • Найдите и назовите изученные орфограммы.

  • Докажите правильность написание.

  • Сгруппируйте слова по орфограммам.

  • Докажите правильность группировки.

Изучая тему «Обращение», ученики должны почувствовать, как «работает» обращение, как обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, как становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. Часто одним обращением можно выразить ласку, доброту, доброжелательность говорящего или, наоборот, злость, недовольство, порицание. Это и должны увидеть ученики.

Обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.

  • «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» - говорит она ему.

  • Смилуйся, государыня рыбка,

Еще пуще старуха бранится.

  • «Бабушка, постой немножко!»

Ей кричит она в окошко.

  • Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу…

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

  • Месяц, месяц, мой дружок!

  • Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время.

  • И молвил: «Спи, друг одинокий».

  • Пора, брат, пора

Обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события.

  • Воротись, дурачина, ты, к рыбке;

Поклонись, выпроси уж избу.

  • Ах ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло.

Обращения - метафоры и обращения - олицетворения.

  • Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

2.Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

3. Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

4.Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса.

  • Зачем ты, грозный аквилон,

Тростник, прибрежный долу клонишь?

  • Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

Журчи, журчи свою мне быль.

Задания занимательного характера. Приложение №4.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету - это личность педагога, его увлеченность своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных и психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придаю ролевым играм.

Ролевые игры по культуре речи начинаю проводить с первых уроков в 5 классе.

«Кукла наряжается» Цель игры: научить употреблять слова - одеть , надеть пальто (в предложных и других падежах), кашне.

Задание: расскажите о том, как кукла собирается на прогулку. Используйте слова: одеть, надеть кашне, пальто. Ученица говорит и делает то, о чем рассказывает.

При повторении изученного провожу урок с элементами ролевой игры по теме: «Синонимы. Антонимы.», который вызывает интерес учащихся. После объявленной темы урока показываю картину, например «Плач Ярославны» Васильева.

- Представим, что мы в картинной галерее. Перед нами много картин. Но внимание привлекает только эта. Картина красочна и, нельзя не согласиться, что она написана талантливо. Как же этого достиг художник? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поиграем. Пусть каждый представит, что он экскурсовод в картинной галерее. Перед вами группа туристов. Ваша задача: описать ее так, чтобы она понравилась зрителям. Как художник передает настроение Ярославны. Желающие (не более 5 человек) по очереди выходят к доске.

- Подведем итоги. Кто был лучшим экскурсоводом? Почему? (лучше описал настроение Ярославны, передал оттенки).

- Слова какой части речи мы чаще всего использовали при описании?

- Какие прилагательные использовали при описании настроения? (грустные, печальные, тревожные)

- Какие еще части речи использовали?

- Что объединяет слова грусть, тоска, печаль?

Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость изучения данной темы, увидели, как на практике применяются их знания.

Постоянно использую дидактические игры. Игра - это естественная потребность для детей школьного возраста. Только в игре ребенок раскрепощается, а, раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

При объяснении нового материала, как правило, много возможностей активизировать мыслительную деятельность учащихся. Вот фрагмент одного из уроков в 5 классе, тема -«Правописание гор-,гар-.»один из учеников, получивший накануне индивидуальное задание дает толкование слов гореть, угорать, сгорать. На доске карта «Океана знаний».

- Ребята, -говорит учитель, - наш славный корабль приближается к острову «Орфография». Столица этого города - город Кореньград. Сегодня в нем нас ожидает дедушка Корень и его друзья - Орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи города - Ударения не хотят впускать нас в город. Пока мы не решим две лингвистические задачи. Итак, задача 1. Перед вами, ребята, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный ,горный.

- Разведите эти слова по их родовым гнездам. Значение одного - «возвышаться», другого - «пылать».

Ученики у себя в тетрадях (один у доски) рисуют родовые гнезда для этих слов и решают задачу. Ударения приготовили для нас следующую лингвистическую задачу. Она, пожалуй, потруднее первой. Рассмотри таблицу внимательней и скажите, когда же в корне гор-, гар- будем писать гласную -а-, а когда -о-?

загар - гореть угар - загореться

- Ваши версии?

- А теперь посмотрим, что о правописании гор-, гар- говорится в нашем учебнике.

На обобщающих уроках использую кроссворды, анограммы, ребусы. Приложение 6, 7

«Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев. учитывая это, мне всегда хочется сделать уроки интересными, увлекающими. Практикую нестандартные формы уроков: урок -КВН, урок - путешествие, урок - сказка и т.д..

На своих занятиях использую принцип сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы. Но предпочтение отдаю работе «в парах», то есть, совместной работе учащихся.

Она строится следующим образом:

  • Работу выполняют два ученика.

  • Работа выполняется чернилами разного цвета.

  • Работа выполняется на совместном листе бумаги.

  • Обязательна памятка или инструкция.

  • Работу начинает первый ученик, он выполняет первую операцию; второй - контролирует его. Он имеет право задавать вопросы.

После того, как возникает согласие, что первая операция выполнена правильно, учащиеся меняются местами.

Например:

- разбор слова по составу Безоблачный

  • Выписать слово.

  • Определить, к какой части речи относится.

  •  - в изменяемых словах.

  • - подобрать однокоренные слова, если есть.

  • ˆ

  • ¬

Сразу надо на следующий урок дать самостоятельную работу для того, чтобы понять, чему научились «в паре».

Большую роль в формировании языковой и лингвистической компетентности играет контрольно - оценочная работа. Существует несколько видов контроля. Они определяются тем, что является образцом и подразделяются на следующие виды:

  • По внешнему виду (по ответу).

Это не совсем удачный вид контроля.

  • «Пошаговый» (пооперационный контроль)

Здесь выделяются «шаги», операции, способы. Например:

«пунктуация сложного предложения»

- Установите вид предложения.

- Определите границы частей.

- Назовите способ связи.

- Взаимоотношения между частями.

- Поставьте знак предложения.

Это один из удачных видов контроля.

  • Планирующий вид контроля до выполнения действия.

  • Рефлексивный вид контроля.

Учащийся как бы обращается к собственному способу действия, выявлению его основания (Что я делаю? Как я делаю? Что получается? Что не получается?)

Подведение итога урока - это тоже рефлексивный вид контроля.

Описанные приемы, методы, средства, формы обучения применяются для оптимизации преподавания, повышения качества усвоения учебного материала, что способствует формированию языковой и лингвистической компетентности учащихся.

Продукт методического проекта.

В результате работы по формированию языковой и лингвистической компетенций учащиеся научились:

-видеть ошибкоопасные места в слове;

-ставить цель и задачи урока;

-осуществлать самоконтроль за своей деятельностью;

-проявлять активность и самостоятельность в познавательной деятельности;

-создавать рефлексию в обучении;

-извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников.

Условия эффективности и использование типовых решений в практике.

Для формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся имеется:

- оборудованный кабинет, оснащенный дидактическим материалом, учебными пособиями, наглядными пособиями, выполненными совместно учителем и учениками;

- ИКТ, ЭОР.

В классах обучаются дети разного уровня развития, поэтому исходя из принципов технологии встречных усилий собрана копилка разноуровневых домашних заданий: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Приложения.

-сочинения

-кроссворды

-синквейн









Литература и другие источники.

Гранник Г.Г. Секреты орфографии,

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997. Иванов В.Ф. Трудные вопросы орфографии. Москва «Просвещение», 1999. Ивченков П.Ф. Контрольно - тренировочные работы на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 2001.

Коротаева Е.В., Аракелова Т.Л., Безродных .Т.В., Братчикова Ю.В., Хан.О.Н. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования. Екатеринбург, 2000 год.

Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки. Волгоград «Учитель»,2003.

Кривоплясова М.Е. Необычные диктанты. Волгоград «Учитель», 2007.

Курушина Т.А. Интеллектуальный марафон. Волгоград «Учитель», 2008.

Лайло В.И. Способы «усиления» орфограммы, Воронеж, 2003.

Львов М.Р. Ступени формирования умений по орфографии

Полякова А.В. Творческие учебные задания,

Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград «Учитель», 2007.

Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по русскому языку. Москва «ВАКО», 2009 .

Хан О.Н. «Технология встречных усилий как средство гуманизации образовательного процесса», Екатеринбург, 2000 год.

Хан.О.Н. Организация учебного процесса как ТВУ учителя и ученика. Екатеринбург, 2000 год.

Яковенко Н.П. Занимательный материал на уроках русского языка.

Интернет ресурс:

Фундаментальное ядро содержания общего образования, под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова, интернет ресурс- standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

forum.schoolpress.ru›РусскийHYPERLINK "forum.schoolpress.ru/article/27" HYPERLINK "forum.schoolpress.ru/article/27"языкHYPERLINK "forum.schoolpress.ru/article/27" HYPERLINK "forum.schoolpress.ru/article/27"в школе›292

nauka-pedagogika.com›pedagogika-13…HYPERLINK "nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-lingvisticheskoy-kompetentsii-shkolnikov-v-osnovnoy-obscheobrazovatelnoy-shkole"formirovanieHYPERLINK "nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-lingvisticheskoy-kompetentsii-shkolnikov-v-osnovnoy-obscheobrazovatelnoy-shkole"…v…





© 2010-2022