- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиля
Урок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиля
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Н.Б. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Заметка в газету как жанр публицистического стиля
Цель: Научить создавать текст в жанре заметки.
Задачи:
-
Формировать умение доказывать принадлежность текста заметки к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, неязыковые и языковые признаки).
-
Формировать умение анализировать лингво-смысловую организацию текста, находить части композиции заметки.
-
Формировать умение редактировать текст заметки.
-
Формировать умение создавать текст в жанре заметки.
Развёрнутый план урока
-
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель - показать актуальность темы урока).
Многие писатели начинали свой путь в газете, понимая что именно работа корреспондента научит их ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие. Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознаёт живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он должен ограничить себя в эмоциях. Вот что говорит о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».
Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля - заметкой. Будем учиться «узнавать» текст заметки, определять ведущие неязыковые признаки, находить языковые средства, характерные для жанра заметки.
-
Объяснение нового материала.
-
Вводная беседа (цель - подготовить к восприятию нового материала)
П: О чём пишут в газетах?
У: Сообщается информация о происходящем в стране, мире.
П: Какое значение имеет газета в нашей жизни?
У: Газета передаёт новости, разъясняет сложные темы общественно-политической, экономической, культурной жизни страны, комментирует события, воздействует на чувства человека, формирует общественное мнение, побуждает к определённым поступкам.
П: Действительно, газета играет очень важную роль в нашей жизни. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек не может развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.
П: У вас на партах очередной выпуск городской газеты «Провинциальный городок». Прочитайте заголовки материалов, которые размещены на 1-ой странице. О чём они сообщают?
У: На первой странице сообщается, что ждёт читателей в следующем номере, даётся обзор ведущих статей номера.
П: Прочитайте заголовки материалов, представленных на второй странице. Какие события здесь освещены?
У: На второй странице сообщается о главных событиях прошедшей недели.
П: Какова тематика публицистических текстов, представленных на 3-ей и 4-ой страницах?
У: На третьей и четвёртой страницах представлены публицистические тексты, в которых отражены политические, экономические события.
П: Какая страница информирует о знаменитых рыбинцах, об историческом прошлом города?
У: Пятая страница называется «Ретроград». Она освещает прошлое Рыбинска.
П: Какова тематика последних страниц?
У: Последние страницы имеют такие рубрики: спорт, народный календарь, стиль жизни, на досуге, сад, огород.
П: Итак, на первых страницах газеты представлены публицистические тексты, отражающие вопросы общественной и политической жизни страны, на последних - новости спорта, культуры, ребусы, кроссворды.
-
Сообщение учителя о характерных чертах заметки как жанра публицистического стиля.
П: Какой стиль русского литературного языка обслуживает широкую сферу общественных отношений, информирует широкую читательскую аудиторию, привлекает внимание к наиболее важным событиям страны, мира, формирует определённое общественное мнение?
У: Публицистический стиль.
П: Укажите речевую ситуацию, характерную для публицистического стиля.
Где? Официальная обстановка
С кем? 1 - много
Зачем? Сообщение + воздействиеУ:
Речевая
ситуация
П: Внутри стилей существует разделение на жанры - модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. одним из жанров публицистического стиля является заметка. Автор заметки, как правило, сообщает о каком-то новом и важном факте (событии), указывает что, где, когда, с кем произошло. Цель сообщения - привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе. При этом автор в какой-то мере передаёт своё отношение к сообщаемым фактам. Заметка выигрывает, если она эмоционально окрашена, написана «с душой».
-
Лингвостилистический анализ текста заметки (цель - определить неязыковые и языковые признаки текста).
П: Проанализируем текст заметки, чтобы определить неязыковые и языковые признаки текста.
Тоннель станет шире
В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы.
Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущёвского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же всё-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.
Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.
П: О чём информирует заметка? Найдите предложение, в котором точно сообщается о том, что, где, когда произошло.
У: В заметке дана информация о расширении тоннеля в районе Беговой и Новой Башиловки.
П: Кому адресован текст?
У: Текст адресован массовому адресату.
П: В какой обстановке может быть использован данный текст?
У: Может быть использован в официальной обстановке.
П: Что побудило автора обратиться к этому вопросу?
У: По мнению журналиста, строительство принесёт пользу.
П: Каково отношение автора к событию? Как это выражено в тексте?
У: Автор уверен, что строительство принесёт пользу. Это выражается через использование повтора: начались давно ожидаемые работы; началось то, чего мы так долго ждали.
П: Какой признак публицистического стиля является ведущим?
У: Ведущий признак - оценочность.
П: Какие языковые средства, используемые автором, придают тексту оценочность?
У: Выразительные средства речи: пробки не наблюдались, вспыхивали вспышки, уязвимые точки кольца.
П: Нередко в заметках используют речевые штампы. Найдите пример штампов в тексте. С какой целью используются?
У: Речевые штампы: строительные ограждение, в корне изменить ситуацию - придают оценочный характер.
П: Какова роль лексического повтора в заметке?
У: Повтор (ни в сторону, ни в сторону) усиливает выразительность текста, воздействует на читателя.
П: Какие языковые средства придают тексту заметки непринуждённость?
У: Непринуждённость придают разговорные слова и конструкции, характерные для разговорного стиля: разглядеть: что же всё-таки происходит.
П: Каким типом речи воспользовался автор?
У: Повествованием.
П: Таким образом, для заметки характерны информативность, фактографичность, логичность, оценочность, выражение авторского отношения к событию. Языковые особенности определяются основными функциями публицистического стиля: информативной и воздействующей. Функция сообщения обусловливает употребление нейтральных слов, функция воздействия - употребление оценочных слов и выражений, различных тропов, стилистически окрашенных грамматических форм и синтаксических конструкций.
П: Чтобы научиться создавать текст заметки, необходимо знать законы построения текста заметки. Композиция заметки имеет следующие части: вступление, зачин, развитие действия, концовка. Найдите данные части композиции в заметке.
П: Какая часть композиции отсутствует?
У: Отсутствует вступление.
П: Композиция какого типа речи напоминает вам композицию заметки?
У: Композиция типа речи повествования похожа на композицию заметки.
-
Заполнение таблицы в опорном конспекте (цель - систематизировать знания о заметке).
П: А сейчас откройте тетради с опорными конспектами. Отвечая на вопросы, систематизируем знания о заметке, заполнив таблицу.
Вопросы
Жанр заметка
-
Цель
Информировать, привлечь внимание
-
Автор
Необязательное присутствие автора в момент происходящего события, отражено отношение автора к факту
-
Адресат
Массовый адресат
-
Условия общения
Официальная обстановка
-
Тип речи
Повествование
-
Требования к передаче информации
Сжатость
(Что? Где? Как? Когда?)
-
С какой целью создаётся заметка?
-
Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?
-
Кому адресован текст заметки?
-
В какой обстановке может быть использован текст заметки?
-
Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста заметки?
-
Сжато или развёрнуто передаётся информация? Какие вопросы вы могли бы задать к тексту заметки?
-
Этап закрепительных упражнений (цель - применить полученные знания при выполнении упражнений).
-
Упражнение № 1. Лингвостилистический анализ текста (цель - определить неязыковые и языковые признаки заметки).
П: Перед вами текст, пользуясь таблицей, охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.
Текст
Индекс успеха
В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдёт Международная ярмарка компьютерных технологий.
Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.
П: Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.
У: Информативность, фактографичность, точность.
П: Перечислите языковые средства, придающие тексту заметки оценочность.
У: Метафора: ярмарка технологий, элита мирового сообщества, список гигантов бизнеса.
Упражнение № 2. Стилистический анализ текстов-образцов (работа проводится в группах, каждой группе выдаётся текст).
П: Прочитайте заметки. Определите тему заметки. Сформулируйте творческую задачу автора.
Текст №1
Ярославль туристы любят
Ярославль стал лауреатом IX Международной премии «Лидеры туриндустрии». В таком конкурсе областной центр участвовал впервые. Торжественная церемония награждения на днях состоялась в столице, в колонном зале Екатерининского дворца.
Среди 26 городов Ярославль был признан лучшим в номинации «Развитие туризма в регионе». Больше всего жюри запали в душу сразу три направления - организация и проведение различных фестивалей и конкурсов, участие в международных выставках и, конечно, успешное развитие индустрии. По этим показателям Ярославль и оказался лучшим.
В пользу того, что Ярославль как туристический центр сейчас популярен, свидетельствует и тот факт, что ежегодно приток туристов на берега Волги увеличивается в среднем на 10%.
Текст №2
Новый сверхзвуковой самолёт заменит «Конкорд»
Японское агентство по исследованию аэрокосмического пространства JAXA совместно со своими французскими партнёрами провело утром в понедельник успешное испытание прототипа нового сверхзвукового самолёта.
Модель длиной в 11 метров была запущена при помощи ракеты на испытательном полигоне «Вумера» в южной Австралии, где ранее испытывались боевые ракеты вооружённых сил Великобритании.
На высоте примерно 18 тысяч метров испытываемый аппарат успешно отделился от ракеты и пролетел 15 минут на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Как сообщил представитель агентства, «ракета и экспериментальный летательный аппарат разделились, и начался полёт с замерением различных параметров».
Данная программа совместных японско-французских исследований и экспериментов направлена на создание сверхзвукового самолёта нового поколения, значительно превосходящего по всем параметрам самолёты «Конкорд» и способного совершать перелёты из Токио в Нью-Йорк с 300 пассажирами вдвое быстрее нынешнего, то есть за шесть часов.
Текст №3
Подарок городу в пастельных тонах
Недавно в Москве прошло торжественное вручение дипломов и медалей победителям IV Всероссийского конкурса «Хрустальная роза имени Виктора Розова». Среди его дипломантов - ярославский художник Валентин Растворов. Наградили нашего земляка за создание и выпуск альбома «Ярославские художники».
- Альбом «Ярославские художники», включающий работы девяти мастеров кисти - подарок к 1000-летию города, - говорит Валентин Павлович. - В нынешний День города мэр Виктор Владимирович Волончунас вручал этот альбом всем гостям города. Именно он оказал содействие в увеличении тиража. А это позволило раздать альбомы в детские дома, библиотеки, художественные школы.
Валентин Растворов виртуозно владеет сложнейшей, редкостной сегодня техникой пастели. А ведь всего 15 лет назад (в 50 лет!) он впервые взял в руки цветные мелки. Природа на его пастельных рисунках - живая, такая, какая она есть в действительности, реальная, без концептуальной зауми. Этим и привлекает творчество Растворова, особенно иностранцев, уставших от авангардной живописи. Между прочим, именно с одной-единственной пастели Растворова, которую увидел живущий в Италии наш земляк Петр Сергеевич Чахотин, началось движение «Европастель», объединяющее на сегодняшний день 300 художников из Европы.
Текст №4
Горный туризм в … Белкино
Профессиональные горные туристы Ярославской области и любители-поклонники этого вида спорта, по традиции, соревновались в минувшие выходные в умении покорять холмы: после затяжных летних походов в реальные горы, покорители вершин соревновались в технике и мастерстве.
Поскольку настоящие горы далеко, уже более тридцати пяти лет для тренировки используются крутые склоны оврагов и высокие деревья в районе турбазы Белкино. Победа на таких состязаниях - не первоочередная задача, самое важное - подготовиться к грядущим походам.
В программу соревнований входила переправа через овраг, подъём в гору и спуск с крутого склона. Все препятствия имитировали реальные условия и трудности настоящего похода в горы, что позволяло отсеять слабых и случайных в этом экстремальном виде спорта людей и закалить тех, кто всерьёз связал свою жизнь с высотой. Кстати, среди наших земляков смельчаков немало: излюбленные горные маршруты Ярославцев отличаются повышенной сложностью и опасностью - Эльбрус, пик Ленина, горы Северного Кавказа и Алтая.
Каждая группа анализирует заметку по следующему плану:
-
Проанализируйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.
-
Найдите предложения, в которых дана информация о том, что, где, когда, как произошло.
-
Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.
-
Назовите языковые средства, которые воздействуют на читателя.
Упражнение № 3. Редактирование текста заметки (цель - совершенствовать текст заметки в стилистическом отношении).
П: Письменный текст жанра заметки, как правило, не допускает употребление просторечий, диалектной и жаргонной лексики.
П: Прочитайте данный текст, найдите слова, не соответствующие стилистической норме.
На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была - отпад. Повеселились мы клёво! Всегда бы так!
П: Какие слова не соответствуют стилистической норме?
У: В этом тексте неуместно употребление слов: девицы, прикид, отпад, клёво, всегда бы так.
П: Отредактируйте заметку, чтобы её можно было поместить в школьной газете.
Упражнение № 4. Составление информационной заметки на предложенную тему (цель - формировать умение строить текст заметки).
П: А сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что прошло 50 лет. Наука и прогресс шагнули далеко вперёд. Попробуем написать заметку на следующую тему: «Игрушки будущего».
П: С какой целью вы будете создавать заметку?
У: Информировать о новых достижениях в области игрушечного бизнеса, привлечь внимание к новой игрушке.
П: Кому будет адресован текст заметки?
У: Текст заметки адресуем многим людям.
П: Пользуясь составленной таблицей, назовите, на какие вопросы вы должны будете ответить в тексте заметки?
У: Где? Что? Когда? Как?
-
-
Подведение итогов (цель - проверить усвоение учащимися теоретических сведений о заметке).
-
П: Что вы узнали сегодня на уроке о заметке как жанре публицистического стиля?
У: Заметка сочетает в себе информативную и воздействующую функцию. Для неё характерны информативность, сжатость, правдивое отражение жизни и выражение авторской позиции.
П: Что делает заметку образной, яркой?
У: Использование слов, которые содержат оценку, передают отношение к событию; стилистических приёмов: повтора, инверсии, вопросительных и восклицательных предложений.
П: Назовите части композиции заметки.
У: Вступление, зачин, развитие действий, концовка.
-
-
Домашнее задание.
-
Домашнее задание будет творческим. Вы должны будете сделать мини-газету на листе формата А4, поместив в неё 4 - 5 заметок (наклеив их на лист). Одна заметка должна быть написана вами по материалам информационной программы «Время» (1 канал). Не забудьте дать название своей газете.