Урок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиляУрок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиляУрок русского языка Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Тема: Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Цель: Научить создавать текст в жанре заметки.

Задачи:

  1. Формировать умение доказывать принадлежность текста заметки к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, неязыковые и языковые признаки).

  2. Формировать умение анализировать лингво-смысловую организацию текста, находить части композиции заметки.

  3. Формировать умение редактировать текст заметки.

  4. Формировать умение создавать текст в жанре заметки.

Развёрнутый план урока

  1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель - показать актуальность темы урока).

Многие писатели начинали свой путь в газете, понимая что именно работа корреспондента научит их ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие. Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознаёт живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он должен ограничить себя в эмоциях. Вот что говорит о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля - заметкой. Будем учиться «узнавать» текст заметки, определять ведущие неязыковые признаки, находить языковые средства, характерные для жанра заметки.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Вводная беседа (цель - подготовить к восприятию нового материала)

П: О чём пишут в газетах?

У: Сообщается информация о происходящем в стране, мире.

П: Какое значение имеет газета в нашей жизни?

У: Газета передаёт новости, разъясняет сложные темы общественно-политической, экономической, культурной жизни страны, комментирует события, воздействует на чувства человека, формирует общественное мнение, побуждает к определённым поступкам.

П: Действительно, газета играет очень важную роль в нашей жизни. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек не может развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.

П: У вас на партах очередной выпуск городской газеты «Провинциальный городок». Прочитайте заголовки материалов, которые размещены на 1-ой странице. О чём они сообщают?

У: На первой странице сообщается, что ждёт читателей в следующем номере, даётся обзор ведущих статей номера.

П: Прочитайте заголовки материалов, представленных на второй странице. Какие события здесь освещены?

У: На второй странице сообщается о главных событиях прошедшей недели.

П: Какова тематика публицистических текстов, представленных на 3-ей и 4-ой страницах?

У: На третьей и четвёртой страницах представлены публицистические тексты, в которых отражены политические, экономические события.

П: Какая страница информирует о знаменитых рыбинцах, об историческом прошлом города?

У: Пятая страница называется «Ретроград». Она освещает прошлое Рыбинска.

П: Какова тематика последних страниц?

У: Последние страницы имеют такие рубрики: спорт, народный календарь, стиль жизни, на досуге, сад, огород.

П: Итак, на первых страницах газеты представлены публицистические тексты, отражающие вопросы общественной и политической жизни страны, на последних - новости спорта, культуры, ребусы, кроссворды.

  1. Сообщение учителя о характерных чертах заметки как жанра публицистического стиля.

П: Какой стиль русского литературного языка обслуживает широкую сферу общественных отношений, информирует широкую читательскую аудиторию, привлекает внимание к наиболее важным событиям страны, мира, формирует определённое общественное мнение?

У: Публицистический стиль.

П: Укажите речевую ситуацию, характерную для публицистического стиля.

Где? Официальная обстановка

С кем? 1 - много

Зачем? Сообщение + воздействиеУ:

Речевая

ситуация

П: Внутри стилей существует разделение на жанры - модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. одним из жанров публицистического стиля является заметка. Автор заметки, как правило, сообщает о каком-то новом и важном факте (событии), указывает что, где, когда, с кем произошло. Цель сообщения - привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе. При этом автор в какой-то мере передаёт своё отношение к сообщаемым фактам. Заметка выигрывает, если она эмоционально окрашена, написана «с душой».

  1. Лингвостилистический анализ текста заметки (цель - определить неязыковые и языковые признаки текста).

П: Проанализируем текст заметки, чтобы определить неязыковые и языковые признаки текста.

Тоннель станет шире

В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы.

Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущёвского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же всё-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.

Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.

П: О чём информирует заметка? Найдите предложение, в котором точно сообщается о том, что, где, когда произошло.

У: В заметке дана информация о расширении тоннеля в районе Беговой и Новой Башиловки.

П: Кому адресован текст?

У: Текст адресован массовому адресату.

П: В какой обстановке может быть использован данный текст?

У: Может быть использован в официальной обстановке.

П: Что побудило автора обратиться к этому вопросу?

У: По мнению журналиста, строительство принесёт пользу.

П: Каково отношение автора к событию? Как это выражено в тексте?

У: Автор уверен, что строительство принесёт пользу. Это выражается через использование повтора: начались давно ожидаемые работы; началось то, чего мы так долго ждали.

П: Какой признак публицистического стиля является ведущим?

У: Ведущий признак - оценочность.

П: Какие языковые средства, используемые автором, придают тексту оценочность?

У: Выразительные средства речи: пробки не наблюдались, вспыхивали вспышки, уязвимые точки кольца.

П: Нередко в заметках используют речевые штампы. Найдите пример штампов в тексте. С какой целью используются?

У: Речевые штампы: строительные ограждение, в корне изменить ситуацию - придают оценочный характер.

П: Какова роль лексического повтора в заметке?

У: Повтор (ни в сторону, ни в сторону) усиливает выразительность текста, воздействует на читателя.

П: Какие языковые средства придают тексту заметки непринуждённость?

У: Непринуждённость придают разговорные слова и конструкции, характерные для разговорного стиля: разглядеть: что же всё-таки происходит.

П: Каким типом речи воспользовался автор?

У: Повествованием.

П: Таким образом, для заметки характерны информативность, фактографичность, логичность, оценочность, выражение авторского отношения к событию. Языковые особенности определяются основными функциями публицистического стиля: информативной и воздействующей. Функция сообщения обусловливает употребление нейтральных слов, функция воздействия - употребление оценочных слов и выражений, различных тропов, стилистически окрашенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

П: Чтобы научиться создавать текст заметки, необходимо знать законы построения текста заметки. Композиция заметки имеет следующие части: вступление, зачин, развитие действия, концовка. Найдите данные части композиции в заметке.

П: Какая часть композиции отсутствует?

У: Отсутствует вступление.

П: Композиция какого типа речи напоминает вам композицию заметки?

У: Композиция типа речи повествования похожа на композицию заметки.

  1. Заполнение таблицы в опорном конспекте (цель - систематизировать знания о заметке).

П: А сейчас откройте тетради с опорными конспектами. Отвечая на вопросы, систематизируем знания о заметке, заполнив таблицу.

Вопросы

Жанр заметка

  1. Цель

Информировать, привлечь внимание

  1. Автор

Необязательное присутствие автора в момент происходящего события, отражено отношение автора к факту

  1. Адресат

Массовый адресат

  1. Условия общения

Официальная обстановка

  1. Тип речи

Повествование

  1. Требования к передаче информации

Сжатость

(Что? Где? Как? Когда?)

  • С какой целью создаётся заметка?

  • Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

  • Кому адресован текст заметки?

  • В какой обстановке может быть использован текст заметки?

  • Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста заметки?

  • Сжато или развёрнуто передаётся информация? Какие вопросы вы могли бы задать к тексту заметки?

    1. Этап закрепительных упражнений (цель - применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвостилистический анализ текста (цель - определить неязыковые и языковые признаки заметки).

П: Перед вами текст, пользуясь таблицей, охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

Текст

Индекс успеха

В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдёт Международная ярмарка компьютерных технологий.

Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.

П: Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

У: Информативность, фактографичность, точность.

П: Перечислите языковые средства, придающие тексту заметки оценочность.

У: Метафора: ярмарка технологий, элита мирового сообщества, список гигантов бизнеса.

Упражнение № 2. Стилистический анализ текстов-образцов (работа проводится в группах, каждой группе выдаётся текст).

П: Прочитайте заметки. Определите тему заметки. Сформулируйте творческую задачу автора.

Текст №1

Ярославль туристы любят

Ярославль стал лауреатом IX Международной премии «Лидеры туриндустрии». В таком конкурсе областной центр участвовал впервые. Торжественная церемония награждения на днях состоялась в столице, в колонном зале Екатерининского дворца.

Среди 26 городов Ярославль был признан лучшим в номинации «Развитие туризма в регионе». Больше всего жюри запали в душу сразу три направления - организация и проведение различных фестивалей и конкурсов, участие в международных выставках и, конечно, успешное развитие индустрии. По этим показателям Ярославль и оказался лучшим.

В пользу того, что Ярославль как туристический центр сейчас популярен, свидетельствует и тот факт, что ежегодно приток туристов на берега Волги увеличивается в среднем на 10%.

Текст №2

Новый сверхзвуковой самолёт заменит «Конкорд»

Японское агентство по исследованию аэрокосмического пространства JAXA совместно со своими французскими партнёрами провело утром в понедельник успешное испытание прототипа нового сверхзвукового самолёта.

Модель длиной в 11 метров была запущена при помощи ракеты на испытательном полигоне «Вумера» в южной Австралии, где ранее испытывались боевые ракеты вооружённых сил Великобритании.

На высоте примерно 18 тысяч метров испытываемый аппарат успешно отделился от ракеты и пролетел 15 минут на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Как сообщил представитель агентства, «ракета и экспериментальный летательный аппарат разделились, и начался полёт с замерением различных параметров».

Данная программа совместных японско-французских исследований и экспериментов направлена на создание сверхзвукового самолёта нового поколения, значительно превосходящего по всем параметрам самолёты «Конкорд» и способного совершать перелёты из Токио в Нью-Йорк с 300 пассажирами вдвое быстрее нынешнего, то есть за шесть часов.

Текст №3

Подарок городу в пастельных тонах

Недавно в Москве прошло торжественное вручение дипломов и медалей победителям IV Всероссийского конкурса «Хрустальная роза имени Виктора Розова». Среди его дипломантов - ярославский художник Валентин Растворов. Наградили нашего земляка за создание и выпуск альбома «Ярославские художники».

- Альбом «Ярославские художники», включающий работы девяти мастеров кисти - подарок к 1000-летию города, - говорит Валентин Павлович. - В нынешний День города мэр Виктор Владимирович Волончунас вручал этот альбом всем гостям города. Именно он оказал содействие в увеличении тиража. А это позволило раздать альбомы в детские дома, библиотеки, художественные школы.

Валентин Растворов виртуозно владеет сложнейшей, редкостной сегодня техникой пастели. А ведь всего 15 лет назад (в 50 лет!) он впервые взял в руки цветные мелки. Природа на его пастельных рисунках - живая, такая, какая она есть в действительности, реальная, без концептуальной зауми. Этим и привлекает творчество Растворова, особенно иностранцев, уставших от авангардной живописи. Между прочим, именно с одной-единственной пастели Растворова, которую увидел живущий в Италии наш земляк Петр Сергеевич Чахотин, началось движение «Европастель», объединяющее на сегодняшний день 300 художников из Европы.

Текст №4

Горный туризм в … Белкино

Профессиональные горные туристы Ярославской области и любители-поклонники этого вида спорта, по традиции, соревновались в минувшие выходные в умении покорять холмы: после затяжных летних походов в реальные горы, покорители вершин соревновались в технике и мастерстве.

Поскольку настоящие горы далеко, уже более тридцати пяти лет для тренировки используются крутые склоны оврагов и высокие деревья в районе турбазы Белкино. Победа на таких состязаниях - не первоочередная задача, самое важное - подготовиться к грядущим походам.

В программу соревнований входила переправа через овраг, подъём в гору и спуск с крутого склона. Все препятствия имитировали реальные условия и трудности настоящего похода в горы, что позволяло отсеять слабых и случайных в этом экстремальном виде спорта людей и закалить тех, кто всерьёз связал свою жизнь с высотой. Кстати, среди наших земляков смельчаков немало: излюбленные горные маршруты Ярославцев отличаются повышенной сложностью и опасностью - Эльбрус, пик Ленина, горы Северного Кавказа и Алтая.

Каждая группа анализирует заметку по следующему плану:

  1. Проанализируйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

  2. Найдите предложения, в которых дана информация о том, что, где, когда, как произошло.

  3. Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

  4. Назовите языковые средства, которые воздействуют на читателя.

Упражнение № 3. Редактирование текста заметки (цель - совершенствовать текст заметки в стилистическом отношении).

П: Письменный текст жанра заметки, как правило, не допускает употребление просторечий, диалектной и жаргонной лексики.

П: Прочитайте данный текст, найдите слова, не соответствующие стилистической норме.

На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была - отпад. Повеселились мы клёво! Всегда бы так!

П: Какие слова не соответствуют стилистической норме?

У: В этом тексте неуместно употребление слов: девицы, прикид, отпад, клёво, всегда бы так.

П: Отредактируйте заметку, чтобы её можно было поместить в школьной газете.

Упражнение № 4. Составление информационной заметки на предложенную тему (цель - формировать умение строить текст заметки).

П: А сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что прошло 50 лет. Наука и прогресс шагнули далеко вперёд. Попробуем написать заметку на следующую тему: «Игрушки будущего».

П: С какой целью вы будете создавать заметку?

У: Информировать о новых достижениях в области игрушечного бизнеса, привлечь внимание к новой игрушке.

П: Кому будет адресован текст заметки?

У: Текст заметки адресуем многим людям.

П: Пользуясь составленной таблицей, назовите, на какие вопросы вы должны будете ответить в тексте заметки?

У: Где? Что? Когда? Как?

    1. Подведение итогов (цель - проверить усвоение учащимися теоретических сведений о заметке).

П: Что вы узнали сегодня на уроке о заметке как жанре публицистического стиля?

У: Заметка сочетает в себе информативную и воздействующую функцию. Для неё характерны информативность, сжатость, правдивое отражение жизни и выражение авторской позиции.

П: Что делает заметку образной, яркой?

У: Использование слов, которые содержат оценку, передают отношение к событию; стилистических приёмов: повтора, инверсии, вопросительных и восклицательных предложений.

П: Назовите части композиции заметки.

У: Вступление, зачин, развитие действий, концовка.

    1. Домашнее задание.

Домашнее задание будет творческим. Вы должны будете сделать мини-газету на листе формата А4, поместив в неё 4 - 5 заметок (наклеив их на лист). Одна заметка должна быть написана вами по материалам информационной программы «Время» (1 канал). Не забудьте дать название своей газете.



© 2010-2022