- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Вишневый сад
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Вишневый сад
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Винниченко В.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Новаторство Чехова - драматурга.
Цели урока:
-
Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.
-
Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.
-
Продолжать формировать интерес к русской литературе.
-
Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.
Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.
Ход урока.
Оргмомент.
Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.
Эпиграф к уроку.
-
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. (А.П.Чехов)
2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
А.П. Чехов
Опрос.
1 В каком городе родился А.П. Чехов?
а) Тула;
б) Таганрог;
в) Таруса;
г) Тюмень.
2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?
а) Юрист;
б) Учитель;
в) Врач;
г) Дипломат.
3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?
а) Тарханы;
б) Ясная Поляна;
в) Мелихово;
г) Болдино.
4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»;
б) «Ёрш»;
в) «Стрекоза»;
г) «Бабочка».
5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) «Человек без сердца»;
б) «Человек без желудка»;
в) «Человек без селезёнки»;
г) «Человек без юмора».
6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?
а) В.И. Суриков;
б) И.И. Левитан;
в) О.А. Кипренский;
г) В.Д. Поленов.
7 Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения;
б) Мать порядка;
в) Сестра таланта;
г) Сирота казанская.
8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
а) Премудрый пискарь;
б) Карась-идеалист;
в) Налим;
г) Акула Каракула.
(«Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка»;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
(«Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» - А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» - Г.Н. Троепольский.)
10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
а) Ионыч;
б) Катионыч;
в) Электроныч;
г) Протоныч.
11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.
12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
а) Отец;
б) Дядя;
в) Племянник;
г) Брат.
(Михаил Александрович Чехов.)
-Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.
Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.
В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…
- А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».
- На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?
-
Прошлое время в пьесе.
-
Раневская Любовь АндреевнаЧто представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.
Отличительные черты героини:
-
Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.
-
В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.
-
Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.
- Ребята, домашняя работа будет следующая:
а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».
б) подробно прочитать главу «Фаталист».
Результаты за урок.
- Определите отношение героев к приближающемуся дню продажи вишневого сада -22августа?
(Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.» )
- С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.
- Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?
(На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской
-
Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.
Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО
-
Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои - последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.
-
Настоящее время в пьесе.
- Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.
Отличительные черты героини:
-
Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.
-
Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»
-
Будущее время в пьесе.
- С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес
Петя Трофимов
Бедный студент - разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.
Отличительные черты героя:
-
Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»
Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.
-
Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.
Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.
Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании.
- Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия - наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)
-САД - символ исторической памяти и вечного обновления жизни.
- Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего
- Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего - живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.
- В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)
Эмоциональный финал урока
- А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.
- Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.
(Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)
Жёлтые
было трудно
было скучно
урок не понравился
испытывал(а) волнение
испытывал(а) страх
Розовые
было интересно
было комфортно
приятно общение с учителем
я многое узнал(а)
удивлен(а) судьбой Чехова
мне понравился урок
здорово!
7