Урок по теме Обращение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме ОбращениеУрок по теме Обращение

Конспект урока

Учитель: Голод Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Октябрьская СОШ Кулундинского района. Урок в 5 классе «Обращение»

Город, район: Кулундинский

Образовательное учреждение: МБОУ Кулундинская СОШ №1

Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы

Класс : 5

Тема урока: «Обращение»

Тип урока: изучение нового материала

Подход в обучении: системно-деятельностный

Характеристика класса: класс однородный, мотивированный на усвоение учебного материала в полном объёме, 30% - имеют отличные знания, остальные учатся на «4» и «5». Предмет преподаётся на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: УМК «Русский язык» под ред.В.В. Бабайцевой, компьютер, 4 ноутбука, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, карточки для работы в группах (Приложение 1), интерактивный тест в программе « МuTestEdit» (Приложение 2),.

Формы деятельности: групповая, в парах, индивидуальная.

Вид контроля: текущий

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов

  • Личностных ( формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора);

  • Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем );

  • Предметных (формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать лингвистическую информацию, знакомство со способами образования слов, приобретение практических навыков определения способа образования слова, закрепить понятие о формообразовательных и словообразовательных морфемах, тренироваться в подборе однокоренных слов и делении слов на морфемы, осваивать лингвистические понятия ).

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения, обозначать их графически и правильно ставить знаки препинания при обращениях, работать в парах, рефлексировать, оценивать результаты.

1. Организационный момент

Задача учителя: подвести учащихся к пониманию темы и определению задач урока.

Задачи для учеников: принимая активное участие в разговоре учителя с классом, прийти к пониманию того, что они будут делать на уроке и чему они должны научиться.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (планиру- емые результаты)

Психологический настрой

Доброе утро, ребята! Садитесь! Сегодня у нас немного необычный урок . к нам пришли гости, а вот скаким настроем мы начнём наш урок предлагаю вам определить при помощи сигнальных карточек.

Если у вас прекрасное настроение предлагаю поднять карточки зелёного цвета, у кого не очень хорошее настроение поднимите - жёлтые карточки. А если кто-то пришёл с плохим настроением вам нужно поднять карточки красного цвета.

Ведёт диалог:

-Пожелаем друг другу удачи.

- Сегодня мы работаем в парах.

- Вспомним правило работы в парах. (слушаем друг друга, работаем слаженно, у каждой команды есть право 3 раза подать сигнал SOS , если вам будет нужна моя помощь)


Желают друг другу удачи.

Отвечают, что слушать надо друг друга.

Личностные: осознание важности учебного труда, получение позитивного настроя на работу, что является мотивацией к изучению предмета.

Предметные: познакомиться с правилом нахождения обращения и научиться его применять, через кластер «Обращение».

Метапредметные: находить тему урока, определять основную идею, высказывать её в чёткой формулировке; ориентироваться на страницах учебников, понимать задания; уметь выстраивать аргументы, вести диалог, выслушивать товарищей, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Задача учителя: получить информацию о том, как ученики относятся к домашней работе, о качестве выполненной работы и о наличии пробелов в знаниях, о степени самостоятельности при выполнении д. заданий, помочь увидеть, понять и исправить собственные ошибки и ошибки товарищей, подвести их к выводу о необходимости систематической работы.

Задачи для учащихся: понять уровень выполнения работы каждым из них; имеются ли пробелы в знаниях и ошибки; если да, то какие и как восполнить и исправить; получить оценку своей работы (оценочное суждение).

Методы мотивации: слово учителя и доброжелательная атмосфера; разнообразные формы работы ( в парах)состояние сотрудничества.

Критерии оценивания ответов учеников: умеют объяснить суть дом. задания ( что делали, как делали, почему именно так) ; умеют рассказать это и оценить результат.

Если учащиеся не достигли цели, то предлагается следующее: - поняли, как выполняется задание - выполнить к следующему уроку; - не поняли, как выполняется задание - предлагается помощь учителя после уроков или помощь одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(планируемые результаты)

Организует проверку выполнения домашнего задания:

1). Интерактивный тест по аналогии с домашним заданием «Орфографическая разминка» (Приложение 1)

Напоминает правила выполнения тестов с одним ответом.

Наблюдает за работой пар, помогает организовать работу парам, испытывающим трудности.

Ведёт разговор, помогая увидеть как плюсы, так и минусы.

Организует анализ и обсуждение результатов работы.

Озвучивает оценки каждой пары (если нужно поддержать кого-то или стимулировать действие) или не выставляет их.

Работают в парах, стараются увидеть, что получилось и не получилось у партнёра, помочь ему понять свои ошибки и исправить их.

Высказывают свои суждения друг другу.

Учащиеся выполняют тест, сигнализируют о завершении работы, поднимая сигнальную карточку.

Высказывают свои предложения и принимают коллективное решение.

Учащиеся высказываются о правильности выполнения задания, аргументируют свои мнения, высказывают оценочные суждения, анализируют ошибки.

Личностные: убедятся в том, как важно уважительно относиться к учению; должны проникнуться серьёзностью при выполнении взаимопроверки; обогатят опыт общения при совместном выполнении работы.

Предметные: отрабатывают умения быстро и правильно определять правописание слов.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задания, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; находить общее решение.


3. Изучение нового учебного материала.

Учащиеся не знакомы с темой «Обращение». На этом уроке им предстоит находить обращения, на изученное правило.

Задачи учителя: создать условия для восприятия, осмысления темы «Обращение» в русском языке и составление кластера «Обращение»

Задачи для учащихся: научиться применять правило, используя кластер; доказывать свою точку зрения.

Уровень внимания учащихся определяется активностью и эмоциональностью учащихся на уроке, желанием выполнять задания как можно быстрее и качественнее, стремлением поделиться результатами работы с одноклассниками.

Стимулирование активности: слово учителя, разнообразные формы работы (индивидуально и в паре, в группе ), создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(планируемые результаты)

2.Терминологический диктант.

- Какие разделы науки о языке мы с вами изучаем?

- Проверим, как вы знаете термины, связанные с данной темой.

Для этого я предлагаю вам терминологический диктант (ответы записывайте в тетрадях, учебники закрыты).

1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

2.Вид предложения, в котором есть второстепенные члены.

3.Соединение двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

4.Вид предложения по цели высказывания, которое содержит побуждение.

5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов.

6.Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

-Что вызвало затруднения? Какой найдем выход из сложившейся ситуации?

- Для чего мы выполняли это задание? (мы вспомнили эти термины, потому что они пригодятся нам сегодня на уроке)

Процессуальная рефлексия

-Скажите, а почему тема нашего урока закрыта?

Постановка проблемы

Ведёт диалог, подводящий учащихся к теме урока и задачам:

Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нём тему урока.

Читает рифмованное правило (А. Косоговский "Обращение").

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй.

- Кто же догадался, что это за термин и тема нашего урока?

-Давайте определим, какие результаты мы должны получить на нашем уроке.

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?

Р - развивать ….Что будем развивать?

О - объяснить …..Что будем объяснять?

К - контролировать…..Что будем контролировать?

Учитель крепит задачи урока на доску, поочередно спрашивая группы. (Приложение3)

- Делаем запись в тетрадях

( число, классная работа, тема «Обращение»)

- «Откройте учебник п. 22 на стр29-30, прочитайте параграф и заполните кластер, который лежит на у вас на парте.

Ведёт диалог:

- Сделайте вывод о том, как необходимо заполнить кластер. - Подумайте, как оформите устный ответ.

(Приложение 4)

-Поместите на доску, получившиеся кластеры

Помогает составить кластер, если возникнет необходимость

-Защита кластера

Ведёт диалог:

- Сравните свои кластеры с кластером на слайде.

Процессуальная рефлексия

Читают и выполняют задание

Обсуждают в группах и дают ответ на поставленные вопросы, записывают их в тетрадь

Приводят доказательства.

Записывают ответы

Проверяют ответы по эталону

1.Однородные члены

2. Распространенное

3.Словосочетание

4.Побудительное

5.Подлежащее

6. ???

Будем искать ответы на возникшие вопросы.

Отвечают, что не знают правило. Рассуждают и делают вывод о том, что сначала необходимо узнать тему урока.

Отвечают, что новая тема

Формулируют тему и задачи урока.



Находить обращения в предложении.

Свою речь

Роль обращения

Пунктуацию при обращении.

Делают запись в тетрадях.

Находят и читают. Изучают содержание материала на странице и высказывают свои предположения, аргументируя их, соглашаясь или не соглашаясь с товарищами.

Составляют кластер, где Центральное слово - ОБРАЩЕНИЕ

Помещают на доску, получившиеся кластеры Ответы групп.

Сравнивают кластеры, анализируют, где правы, а где ошиблись и проверяют его на слайде.

Делают вывод в результате наблюдений и работы с Теорией учебника и составлением кластера.

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и совместной деятельности со сверстниками.

Предметные: познакомятся с алгоритмом определения обращений в тексте; закрепят правило обращения.

Метапредметные: планирование пути достижения целей; будут иметь возможность наблюдать и делать выводы (умозаключения); будет предпринята попытка создания алгоритма, соотнесения его с образцом, использование этого алгоритма в работе; работа с учебником: сопоставлять и отбирать информацию, определять правильность выполненного задания.

4. Закрепление учебного материала

Задачи учителя: создать условия для формирования умения применять правило «Обращение».

Задачи для учащихся: научиться применять правило «Обращение».

Определение степени усвоения учащимися учебного материала: отсутствие страха, неуверенности при выполнении задания; правильность выполнения задания; правильность использования алгоритма.

Если не все учащиеся усвоили новый материал, учитель предлагает несколько путей решения проблемы: поможет сам после уроков, помогут одноклассники (если выразят желание)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (планируемые результаты)

Выразительное чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина учителем (отрывок записан на доске; учащиеся воспринимают обращения на слух):

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

Интонационно выделяя обращения, учитель предлагает ученикам записать пушкинские строчки в тетрадь; знакомит с графическим обозначением Урок по теме Обращение(ученики выделяют обращения в предложениях).

Физминутка

Ведёт диалог

Организует работу по выполнению упр. № 302 (стр.93) УСТНО,

и проверку в группах. Активизирует учащихся, привлекая их внимание к умению применять правило при выполнении заданий.

Предлагает закрепить полученную информацию, повторив теоретические знания при проверке выполнения упражнения.

Организует работу по выполнению упр. № 303 (стр.93)\ПИСЬМЕННО

Кто быстрее составит схемы предложений

1 группа -1 предложение

2 группа - 2 предложение

3 группа -3 предложение

4 группа -4 предложение

5 группа- 5 предложение

3 предложение -сделайте синтаксический разбор

Урок по теме Обращение

Урок по теме Обращение

и проверку в группах. Активизирует учащихся, привлекая их внимание к умению применять правило при выполнении заданий.

Предлагает закрепить полученную информацию, повторив теоретические знания при проверке выполнения упражнения.

Оказывает помощь группам, затрудняющимся в определении алгоритма.

Оценивает работу ученика, работавшего у доски. Оценочные позитивные слова произносит в адрес всех учащихся.

Процессуальная рефлексия

- Для чего мы выполняли это задание?

Предлагает поработать самостоятельно, акцентируя внимание на том, что каждый сам должен уметь делать то, что частично или полностью делали в группе. Особое внимание уделяет тому, что возможна и работа в парах, если ученик испытывает некоторую неуверенность.

Построим предложения с обращениями. Для этого вставьте из приведенного списка по одному обращению в начало, середину и конец одного предложения. (По схемам на доске). Запишите в тетради

Обращения для вставки:

Мам, мальчик, граждане, молодой человек, Оленька, уважаемый Пётр Васильевич.

Предложения:

1.Вы уронили перчатку.

2.Спокойно, спокойно!

3.Борщ будешь есть?

4.Мы Вас сегодня ждём.

5.А как насчёт экскурсии?

6.Вот мы и встретились!

Наблюдает за работой учащихся, особое внимание обращает на тех, кому необходима постоянная поддержка, помогает, если только его помощь нужна.

Выслушивает мнение учащихся о результатах выполнения упражнения самостоятельно.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, партнёра и всего класса.

Рефлексия

Ведёт диалог:

-Что у нас сегодня получилось?

-с Какими проблемами столкнулись?

-Как мы их можем решить?

Учащиеся знакомятся со схемой (с. 93, пособие «Русский язык. Практика») и наблюдают за интонацией обращения: особым повышением голоса на слове-обращении, паузой после него.


Выполняют задание упражнений. Читают задание, пытаются понять его и выполнить, используя кластер.

Проверяют правильность выполнения упражнений, сверяясь со слайдом. Комментируют ответы.

Проверяют работу партнёра, оценивают в корректной форме. Слушают и понимают задание, работают в группе, один из группы выходит к доске и образует прилагательные, используя в суффиксе букву Н., проверяют правильность своего вывода.


Отвечают, что для умения применять изученное правило.

Изучают содержание карточек, пытаются понять смысл задания, определяют в паре алгоритм выполнения задания, но выполняют самостоятельно и письменно.

Приступают к выполнению задания.

Проверяют и оценивают свою работу самостоятельно, ключ на слайде.

Сверяются с ключом, оценивая правильность выполнения. Учащиеся высказывают свои суждения о работе партнёра корректно, отмечая больше удачи, чем неудачи.

Анализируют свою работу. Делают выводы о том, что получилось, а над чем необходимо поработать.

Личностные: возможность развивать коммуникативную компетентность в общении и совместной деятельности.

Предметные: учащиеся получают опыт анализа, учатся применять правило; закрепляют умение объяснять правило.

Метапредметные: учатся соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своих действий и действий партнёров в ходе работы; пользоваться алгоритмом, образцом; имеют возможность проанализировать результаты своей работы на уроке и сделать вывод о её успешности.

5. Задание на дом

Задачи учителя: сообщить учащимся их домашнее задание; донести до них суть задания на дом; помочь понять, что они могут успешно выполнить его; напомнить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.

Задачи для учащихся: понять смысл заданий к упражнениям на дом; настроиться на их обязательное выполнение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объясняет, что задание носит творческий характер. Для своего партнера необходимо составить карточку из 15-20 слов на изученную орфограмму, п.

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

* работа стала более эффективной;

* это тормозило процесс;

* в работе мы допускали неточности;

* не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...

Учитель говорит слова поощрения и нацеливает на реальность успешного выполнения домашнего задания большинством учащихся и напоминает критерии успешного выполнения дом. задания.

Приём рефлексии «Светофор

-Спасибо за урок!»

Учащиеся читают задания к упражнениям, осмысливают задания, обсуждают с товарищем в паре порядок выполнения заданий, но окончательно выбрать уровень задания можно дома.

Принимают информацию к сведению.

Личностные: возможность осознать необходимость ответственного отношения к выполнению домашнего задания; понимать уровень своей готовности к его выполнению.

Метапредметные: предложено понять смысл домашнего задания; выработать свой алгоритм выполнения задания; выбрать одно из заданий по результатам оценки усвоения материала урока; повторить критерии успешного выполнения домашнего задания.



ПРИЛОЖЕНИЕ1

Лист оценки

Предмет: Русский язык

Класс 5

Тема: «Обращение»

Дата________________________

Ученик(ца)________________________________________________________

Оценка за тест

Само-оценка

ученика

Оценка

учителя

Оценка

партнёров по группе

итого

Средний бал


1



2



3



4



5



6



7



Оценивание проводится по пятибалльной шкале.













ПРИЛОЖЕНИЕ2


Орфографическая разминка (интерактивный тест)

Найдите ряд слов, в которых на месте пропусков следует вставить букву А

а) в..дянистый, б..наны, к..пуста

б) гл..за, д..ждливый, разг..ворный

в) м..хать, разг..дать, к..никулы

г) н..роды, д..лёкий, м..рковь

Найдите ряд слов, в которых на месте пропусков следует вставить букву И

а) л..нейка, отл..чается, л..нгвистика

б) ч..ловек, ж..лание, раст..нуться

в) разд..ваться, скр..пач, ч..репаха

г) ул..ца, м..дведь, скат..рть

Найдите ряд слов, в которых на месте пропусков следует вставить букву Е

а) ун..верситет, ч..ловек

б) ум..ньшается, т..жёлый

в) т..нучка, св..тящийся

г) увл..кательная, зам..чательный

Найдите ряд слов, в которых на месте пропусков следует вставить букву А

а) выр..зительная, непре..долимое

б) препод..ватель, зн..менитый

в) г..ристый, ..ртист

г) ..пельсин, м..ряк

Найдите ряд слов, в которых на месте пропусков следует вставить букву О

а) в..дяной, пок..ление

б) ср..жаться, гр..зовые

в) Р..ссия, з..мечательный

г) тр..вяной, р..машка

Синтаксис - это…

  1. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки

  2. Раздел науки о языке, изучающий в котором изучаются слова, как части речи

  3. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения

Пунктуация-это…

  1. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки

  2. Раздел науки о языке, изучающий в котором изучаются слова, как части речи

  3. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения



(Приложение3)

У - учиться

Р - развивать

О - объяснять

К - контролировать

Находить обращения в предложении.

Свою речь.

Роль обращения.

Пунктуацию при обращении.

(Приложение4)














РАБОЧИЙ ЛИСТ 1 ГРУППЫ

1

Составьте кластер

Прочитайте параграф 22 ,

В центре кластера запишите центральное слово;

Из прочитанного выбирайте самое главное и заполняйте содержимое кластера.

2

Упражнение 302 (устно)

Прочитайте предложение №1 и определите какое оно по цели высказывания

3


© 2010-2022