Активные формы и методы работы на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Активные формы и методы

работы на уроках литературы

Учитель является главным действующим лицом педагогического процесса, именно к нему сегодня предъявляются новые требования.

Тип учителя - информатора ушел в прошлое. Необходимы новые подходы к организации учебной и внеурочной деятельности, новые формы и методы обучения.

В педагогической литературе методами обучения называют определенные «способы взаимодействия учителя и учащихся (при руководящей роли учителя), направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания».

Деятельность учителя и ученика имеет свою специфику и свою цель. Основная цель учителя - обучая, развивать и воспитывать. Он излагает учебный материал, а учащиеся его усваивают, он объясняет, показывает применение тех или иных знаний, руководит познавательной деятельностью школьников, а ученики овладевают этими знаниями, развивают свои познавательные способности и творческие силы. Со временем учащиеся овладевают такими умениями и навыками, которые позволяют им самостоятельно добывать знания.

Чтобы знания школьников были более качественными, существенную помощь оказывают, конечно же, активные формы обучения.

Активными же являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход, личностно- ориентированное обучение, развиваются творческие способности каждого ученика.

Но прежде чем рассказать о них, хотелось бы напомнить слова М.А. Рыбниковой: «Методика преподавательской литературы (языка) должна быть признана одной из научных педагогических дисциплин, поскольку она, базируясь на элементах литературоведения, языкознания, педагогики и возрастной психологии, создает в результате свою систему доказательных и обдуманных мероприятий».

Я изучила и применяю в процессе преподавания литературы такие активные формы и методы:

проблемно-поисковые;

приемы комментированного прочтения произведений;

лекции и семинары;

уроки - викторины;

уроки - диалоги.

Ученик должен иметь возможность участвовать деятельностно во всех этапах урока.

Практикую привлечение учеников не только к участию непосредственно в уроке, но и к подготовке к нему.

Одним из таких приемов является «Лекция вдвоем». Эта форма проведения урока эффективна: ученики имеют возможность представить перед одноклассниками в роли учителя и показать свои способности и знания.

Стараюсь привлечь учащихся к планированию предстоящего урока через предварительную работу: опережающие задания, индивидуальные сообщения, рефераты, подготовка наглядности к уроку.

Используя лекцию как один из активных методов работы, стремлюсь правильно реализовывать все три формы деятельности учащихся, оптимально сочетая их на уроке:

  1. Восприятие материала, при котором работают мышление, воображение, память, речь.

  2. Участие ребят в сообщении учебного материала (реферат, краткое сообщение, выразительное чтение).

  3. Самостоятельная работа во время слушания лекции и после прослушивания ее.

Стараюсь вести ученика к открытию истины, которое совершает он сам, и в этой деятельности развиваются не только его мышление, самостоятельность, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.

Учу ребят высказывать самостоятельные суждения, уметь отстаивать, утверждать свою точку зрения.

Современное прочтение классики на уроках - это проникновение в ее глубины, это работа над текстом, это слово учителя, это выразительное чтение и чтение с комментариями, беседы, диспуты - весь арсенал активных методов.

Изучаем пьесу А.М. Горького «На дне».

Одиннадцатиклассники уже убеждены, что пьеса, написанная более 100 лет назад, затрагивает и те проблемы, которые их очень интересуют. Перебрасывание мостиков из современности к произведению классики и от него снова к современности позволяет находить ответы на волнующие учащихся вопросы. И наиболее важный из них, который не может не возникнуть в связи с пьесой «На дне», - что такое подлинная доброта? Этот вопрос возникает каждый раз, когда речь заходит о Луке. Кто он? Добрый человек или лжец? Чтобы ответить на этот вопрос, прошу ребят вспомнить, как ведут себя они, если их постигло горе. Учащиеся понимают, что Лука, желая добра ночлежникам, утешал их. Даже приболев, мы сами ищем сочувствия от окружающих. А ведь ночлежники не просто приболели - они на краю гибели. Вряд ли они надеются на Луку, но выслушать его соображения они готовы.

И класс уже согласился, что утешить человека в беде надо. Пожалеть человека - это по-человечески.

- Но ведь утешения Луки погубили Актера? - задаю вопрос классу.

И снова мы вместе ищем ответ. Погубили не утешения. Актер загорелся желанием «возродиться» под влиянием Луки, а когда понял, что это невозможно, поспешил «сойти со сцены».

И все-таки, какой вывод? Утешать или не утешать?

На эти вопросы ответить трудно. Но, по-моему, более четко, понятно и доступно, чем сказано у театрального критика Юзовского, ответить нельзя: если житейски Лука прав, то жизненно не прав.

- Как понимать слова «житейски» и «жизненно»? Что выше «житейски» или «жизненно»?

- Выше, конечно, «жизненно», - отвечают ученики. И тут становится понятно, почему утешение может обречь человека на бездействие, а в условиях жизни ночлежников привести к гибели.

От этого вывода идем к осмыслению других проблем пьесы.

Такая работа способствует развитию самостоятельности, усиливает творческое и личностное начало учащихся и направлена на постижение идейно-художественного содержания произведения, а значит, на его прочтение.

Уже много лет использую опорные схемы-конспекты на уроках литературы.

ОСК по литературе - дидактическое средство, в котором учебный материал представлен сжато, в виде системы опорных слов, обозначений, рисунков, позволяющих восстановить недостающие звенья информации по ассоциативной связи.

Глубоко убеждена, что у выбранной темы не может быть конца, как нет пределов и границ у процесса познания и раскрытия личности ученика и учителя.

© 2010-2022