Научно-исследовательская работа Становление театральной культуры в России

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Краевой конкурс «Духовно - нравственные истоки русской литературы»

Секция «Национальное своеобразие русской драматургии»

Научно - исследовательская работа

Становление театральной культуры в России

Выполнила:

Пинская Нелли ,

Студентка 2 курса группы №29

Научный руководитель:

Сухарева Екатерина Валерьевна,

преподаватель русского языка и литературы





Комсомольск-на-Амуре

2015

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………….стр.2

  2. Истоки русского театра…………………………………………….стр.3

    1. Скоморохи как органичное звено народных праздников и первые представители русского профессионального актерства

    2. Возникновение устной народной драмы

  3. Начало русского театра……………………………………………..стр.6

    1. Первый придворный театр Алексея Михайловича (Тишайшего)

    2. Первый спектакль

    3. Особенности драматургии

    4. Развитие школьного театра

  4. Заключение……………………………………………………………стр.12

  5. Список литературы…………………………………………………...стр.13







  1. Введение.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам. И это не случайно. В современном мире у литературы большая конкуренция с телевидением, кино, Интернетом и т.д. Но на протяжении веков у людей никогда не угасал интерес к драматическому искусству.

Драматургия - основа театрального искусства. Развитие театра невозможно представить без национальной драматургии, которая способствует действенной связи между жизнью и сценой, формированию актерского искусства и воспитанию зрителей. История русского театра делится на несколько основных этапов: народный, церковный, придворный, школьный и общедоступный.

В данной работе предпринята попытка обозначить эволюцию русской драматургии от времен скоморохов до создания первого профессионального театра.

Актуальность темы исследовательской работы: изучение становления театральной культуры в России помогает лучше понять, в чем заключается национальное своеобразие русской драматургии.

Основная цель исследовательской работы - охарактеризовать истоки русского театра, показать при этом его эволюцию.

С намеченной целью связаны и задачи исследования:

  • условно определить основные этапы становления драматургии в России, своеобразие каждого рассмотренного этапа,

  • рассмотреть движение драматургии от времен скоморохов до появления первого профессионального театра,

  • при анализе драматургии выделить ее особенности.

Методы работы:

  1. поиск материала,

  2. анализ полученного материала,

  3. сравнительно - аналитический метод.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы как на уроках истории и литературы в средних и старших классах, так и для работы факультативов и литературных кружков.

  1. Истоки русского театра

Драматургия - особый род искусства. Она существует на «слиянии» литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.

А.С.Пушкин считал, что драматическое искусство родилось на площади - для народного увеселения. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды, которые отражали реальную жизнь.

Обряды были своеобразной игрой - представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Они появились очень рано - в Х - ХI веках. «Веселые люди», как их называли, выступали везде. Сцена им не требовалась. Актеры играли без написанного текста, потешая городской и деревенский люд. На Руси, глядя на игру скоморохов, никто об особенностях актерского искусства не рассуждал, хотя, конечно, это были самые настоящие актеры - недаром само слово «скоморох» , вероятно, происходит и от славянского «скомати» -«шуметь», и от греческого «скомарх» - «мастер смехотворства». Некоторые исследователи считают, что в основе - слово «шкура», так как скоморохи рядились в шкуры животных и из кожи делали маски.

Первые упоминания о скоморохах есть в былинах и летописях. В былине «Добрыня и Алеша» богатырь Добрыня приходит на свадьбу к Алеше Поповичу в скоморошьем костюме.

Скоморохи ходили из города в город, от села к селу, развлекая народ смешными представлениями, песнями, плясками. Вероятно, скоморохи импровизировали, а если и существовали тексты, то они передавались из уст в уста.

Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами, но долго не решались запретить их совсем. В 1648 году Алексей Михайлович - Тишайший - выпустил указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Грамота повелевала в поле не петь, в ладоши не бить, «на святках в бесовское сонмище не сходиться», «скоморохам не быть», гусли и домры жечь.

Особой формой театра была народная драма. Самое широкое распространение получили народные драмы в деревне, где их представления приурочивались к святкам, а иногда и к масленице. Исполнителями были деревенские парни и мужики, перенявшие «слова» и «выходку» от старшего поколения. Среди них всегда находился лучший знаток, «заправила», становившийся своеобразным режиссером. Он определял сроки подготовки, распоряжался изготовлением костюмов и реквизита, распределением ролей. Именно в его избе или бане, обычно втайне от окружающих, устраивались репетиции. На две праздничные недели святок участники ( их обычно называли «шайкой», «есаулами») превращались в заправских актеров и иногда давали по несколько представлений в день.

Каждая пьеса, каждый сюжет имели свою историю и свою судьбу. Самой долгой оказалась жизнь у «Лодки», «Царя Максимилиана» и «Мнимого барина». Они насчитывают самое большое число вариантов, последние записи которых сделаны уже в 1980 - е годы.

Пьеса о царе Максимилиане занимало одно из главных мест в русском народном театральном репертуаре. Почти три столетия разыгрывалась она по всей России крестьянами, солдатами, фабричными рабочими. Пьеса привлекала зрителей и большим драматическим напряжением действия, и сентиментальностью, и сочным народным юмором. Народная драма « Царь Максимилиан» представляет собой сложное структурное образование, включающее наслоение разного рода. Возникнув в начале XVII века, драма быстро стала популярной и активно вбирала в себя фрагменты или даже целые пьесы из репертуара народного театра («Аника и смерть», «Лодка» и другие), фольклорные и авторские песни, рассказы об исторических событиях, солдатские анекдоты и многое другое. Весь этот богатый и разнородный материал был усвоен народной драмой, стал органической частью ее содержания, а в ряде случаев даже отодвинул на второй план основную сюжетную линию - противоборство язычника Максимилиана и христианина Адольфа.

Разбойничья драма «Лодка» является второй по степени распространенности русской народной драмой. На огромной территории России, от округи Петербурга до Заволжья, от Олонецкой губернии до донских станиц, в крестьянских избах, в казарменных кухнях, в помещичьих усадьбах на святки игралась эта старинная драма -игра.

Датировка зарождения «Лодки» оставалась спорным вопросом у историков русского театра: одни относят его XVII веку, другие - ко второй половине XVIII - началу XIX века. Но все свидетельства мемуаристов ( среди которых А.С.Грибоедов, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев и многие другие выдающиеся писатели и деятели культуры) подчеркивают старину этого народного зрелища, рассказывают о нем как о забаве былых времен.

Характер исторических изысканий имела и работа А.С.Пушкина, пользовавшегося сюжетными мотивами «Лодки» в замысле и в первоначальных набросках поэмы «Разбойники» (1821 г.), рукопись которой была им сожжена. Высказывалось гипотеза о претворении образа «Лодки» в стихотворении Пушкина «Арион».

К живому народно - театральному действию «Лодки» непосредственно примыкает первый игровой фильм русского кинопроизводства «Стенька Разин» («Пониззовая вольница»), снятый в 1908 году в ателье А.Дранкова и сыгранный артистами труппы Петербургского народного дома.

Таким образом, можно сказать, что «Лодка» - это «связная» веков, вестница и собирательница.

  1. Начало русского театра

В Древней Руси мы не встретим бродячих театральных актеров, подобных западноевропейским труппам. Нечто близкое менестрелям можно заметить лишь в скоморохах, но эти балагурники не оказали существенного влияния на русский профессиональный театр. Появление его в России связано с именем царя Алексея Михайловича. Двор царя Алексея Михайловича значительно отличался от предшествующих. Казалось бы, уклад жизни московского самодержца был традиционен. Но интерьеры его палат, внешние проявления дворцовой жизни уже не походили на стародавний порядок. Одним из главных направлений в идеологии русского царя стало утверждение его "Вселенским монархом" - не просто царем Московского царства, но единственным православным государем (что соответствовало действительности), то есть с точки зрения московских политиков единственным "истинным", "верным" правителем на земле. Традиционно московские цари считали себя преемниками византийских императоров. Царь Алексей Михайлович добился признания этого права в мире дипломатическим путем, договорившись с посланниками цесаря Священной Римской империи Леопольда I писаться "братством". Тем самым было утверждено его равное положение с первым в политической иерархии Европы монархом. Это важное достижение русской дипломатии повлекло за собой ряд нововведений в организации жизни двора. В 1660-х годах по указу Алексея Михайловича перестраивается Московский Кремль. Появляются новые элементы в украшениях интерьеров дворцовых палат. В Новой Столовой палате, где проходили официальные приемы послов, стены завесили французскими шпалерами, на потолке сделали роспись с изображением звездного неба. В Коломенском дворце, загородной резиденции царя, также исполнили росписи с зодиаками и временами года - похожие мотивы чуть позже украсят знаменитый петровский Монплезир в Петродворце. Их появление не случайно, подобные композиции украшали многие дворцы европейских государей.

В загородных резиденциях - местах отдыха и развлечений - обустраивались сады с лабиринтами и фонтанами. В украшениях палат царских теремов появилось "ландшафтное письмо": росписи на ставнях, копирующие реальный вид из окна. Естественно, что для выполнения всех этих работ царь привлекал не только русских мастеров, но и иноземцев. Происходила своеобразная театрализация дворцовой жизни в новом стиле: царь играл роль нового "брата" цесаря Римского, а окружавшие его интерьеры и лица подтверждали его истинное достоинство и величие. При дворе Алексея Михайловича появился придворный поэт-иеромонах Симеон Полоцкий. По случаю разных празднеств он декламировал свои панегирики (стихотворные "приветства", прославляющие государя), порой исполняя их вместе со своими учениками в лицах, разыгрывая маленькие "спектакли". Все это делалось, как "в иных землях" и у "иных государей". Неслучайно русские приставы, сопровождавшие иностранных послов, после царских аудиенций расспрашивали их, какое впечатление произвели на иноземцев двор и палаты царя. Непременным был вопрос: все ли так у их государей и что необычное, особенное видели они. Ответы послов фиксировались и докладывались царю. В этой радостной обстановке становления нового дворцового уклада и возник первый профессиональный театр в России. Он был так же необычен, как необычно было копирование московскими людьми европейских обычаев и художественных произведений. Интерес к театру у московского царя появился уже в 1660-х годах. Из рассказов русских послов ему было известно о подобных "действах" при дворах "иных государей". Однако попытки тогда нанять в "Немецких землях" "мастеров комидию делать" окончились безуспешно..

В 70-е годы при дворе усилилось влияние на царя Артамона Сергеевича Матвеева, начальника Посольского приказа и воспитателя второй жены царя Алексея Натальи Кирилловны Нарышкиной. Матвеев был известным западником той эпохи, был женат на шотландке Гамильтон и имел тесные связи с Немецкой слободой столицы. Там о театральных европейских представлениях знали ранее, чем при дворе, и устраивали небольшие домашние представления.

В 1672 г. в Курляндию за комедиантами был послан царем приятель Матвеева Фон Штаден. Между тем, стремление завести собственный театр было так сильно, что царь, не дождавшись возвращения своего посланца, поручил поставить комедию пастору лютеранской церкви из Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори. Следует заметить, что в России того времени все театральные постановки и пьесы различных жанров называли комедиями.

4 июня 1672 года последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь". Пока Грегори писал пьесу, которую затем переводили с немецкого языка на русский переводчики Посольского приказа, а ученики его школы разучивали ее по-русски, в селе Преображенском началось строительство "Комидийной хоромины", устройство сцены и декораций. Уже к 17 (30) октября в Преображенском, любимой царской резиденции, была построена деревянная «Комедийная хоромина». Театр отличался невиданной роскошью: полы устланы мягкими коврами, стены убраны червчатой (алой) и зеленой материей. Только на задник, изображавший небо, ушло 500 аршин (приблизительно 350 метров) крашеной голубой материи. Для пошива костюмов использовались настоящие парча и кружева, шелка, драгоценные камни и позолота.

Первый спектакль

17 октября 1672 года прошел первый профессиональный спектакль в России. Царь Алексей Михайлович был поражен. Девять часов с боярами и думными чинами он безотрывно следил за "Артаксерксовым действом". Царица Наталия Кирилловна с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой (не подле царского величества - так было заведено в Московском государстве). Царь сидел в кресле, придворные стояли (не смели сесть при государе!), по сообщениям одного из современников все девять часов молча удивлялись виденному, из чего ясно, что на первом представлении антрактов не было, хотя текст пьесы "Артаксерксово действо" делился на действия и картины. Сюжет пьесы опирался на библейский рассказ о Есфири - смиренной красавице, обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой. Первое представление поразило московский двор. Его повторяли еще несколько раз: то в "Комидийной хоромине" в Преображенском, то в специально устроенном помещении над Аптекарским приказом. Московский самодержец превратился в театрала, а пастор Грегори - в первого в России драматурга и "театрального режиссера".

В начале 1673 года был дан новый спектакль "Олоферново действо" или "Иудифь", также основанный на библейском повествовании: он рассказывал о том, как от рук красавицы Иудифи погиб язычник Олоферн, осадивший ее родной город. В ноябре этого же года показали еще "Комидию о Товии-младшем"; текст этой пьесы до наших дней не сохранился. Автором всех трех произведений был пастор Грегори; он же обучал актеров и осуществлял постановки пьес. Выбор сюжетов был не случаен. Возможно, Грегори руководствовался советом Мартина Лютера выбирать для народных зрелищ прежде всего сюжеты из библейских книг "Есфирь", "Иудифь", "Товия". Но, видимо, были и иные мотивы. В кремлевских палатах, особенно в покоях цариц и царевен, мы встречаем росписи, картины, иконы на эти же сюжеты. Возможно, они, по мнению московского государя, были особенно подходящими для придворных, ибо из них "многие благие научения... выразумети мочно... чтоб всего злодейства отстать и ко всему благому приставать".

Особенности драматургии.

Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью).

Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические «дурацкие» персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены.

Действие развивалось медленно, поскольку пьесы больше тяготели к развернутым эпическим повествованиям, нежели к сценично - драматическим произведениям. Пьесы завершались торжеством религиозно - моральной правды над злом.

Героями выступали, как правило, цари, полководцы, библейские персонажи, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра.

В «комедиях» зритель явно ощущал связь изображаемого на сцене «действа» с современной ему придворной жизнью. Так, «Артаксерксово действо» прославляло мудрого, справедливого и чувствительного сердцем царя Артаксеркса и его вторую жену красавицу Есфирь. Это льстило самолюбию Алексея Михайловича, а избрание Артаксерксом новой жены напоминало его женитьбу на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Таким образом, появление драматургии в русской литературе 70-х годов 17 века было связано с формированием придворной культуры. Ее открытия и достижения были использованы театром начала 18 века. Появление придворного театра способствовало развитию школьной драматургии. Связующим звеном придворной и школьной драматургии служат пьесы Симеона Полоцкого.

Развитие школьного театра.

Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево - Могилянской академии, где он использовался в нравственно - воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием. Свою пьесу «О Навуходоносоре царе» Симеон Полоцкий предназначал для придворного театра. «Комедия притчи о блудном сыне» (1673 - 1678), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускникам Московской школы.

Интермедии, написанные самим Симеоном Полоцким, до нас не дошли, но об их характере можно судить по другим сохранившимся интермедиям. Это забавные, комические сценки преимущественно бытового содержания. В них изображаются обыкновенные люди, осмеиваются глупость, тупость, невежество, пьянство и т. п. Отражая смешные стороны повседневной жизни, интермедия служила основой для дальнейшего развития жанра собственно комедии.

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651-1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны "Рождественская драма", "Успенская драма" и "Грешник кающийся". Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога. Связанные с традициями украинской школьной драмы, они делают значительный шаг вперед по пути освобождения от средневековой схоластической условности.

Школьная драма стоит в преддверии классицистической драматургии: логически последовательное развитие действия, четкость композиции, деление персонажей на положительные и отрицательные, дидактизм, стремление к логически обобщенному изображению явлений действительности - вот те элементы классицистической драматургии, которые начинают складываться в школьном театре.

В начале XVIII в. традиции школьной драмы продолжил Феофан Прокопович, превративший школьную пьесу в орудие политической сатиры.



  1. Заключение

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр в широком смысле слова непрофессионален, однако в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. К сожалению, остается неясной роль скоморохов в формировании собственно драматических видов народного искусства, разыгрывании ими сценок или пьес.

Русская народная драма и народное театральное искусство в целом - интереснейшее и значительное явление национальной культуры.

Днем рождения русского придворного театра традиционно считается 17 октября 1672 г.- день, когда на сцене специально построенной «комедийной храмины» в селе Преображенском был показан спектакль «Артаксерксово действо» на сюжет библейской книги «Есфирь.





Список литературы.

  1. Зоркая Н. Отрывки из монографии. «Лодка» как разбойничья драма и литературный клубок.

  2. Кусков В.В. Начало русского театра и драматургии.

  3. Архангельская А.В. Ранняя русская драматургия. Образовательный портал СЛОВО.

  4. Некрылова А., Савушкина Н. Русский фольклорный театр. Вступительная статья и предисловие к текстам из книги «Фольклорный театр»/Сост., вст. статья, предисловие к текстам и комментариям А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной.-М.:Современник,1988г.

  5. Введенский Р.М., Маландин В.В., Колесникова Е.А. Учебник. История России ХII - XIII вв.

  6. Чужкова А. Сказ про то, как царь Алексей комедию учинил. Газета «Культура».

  7. Хромов О. Начало русского театра.

© 2010-2022