Урок русского языка по теме Междометие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование критического мышления на уроках

гуманитарного цикла


Резаева Евгения Валерьевна,

учитель русского языка МАОУ СОШ № 58 г.Томска


Отличительный признак открытого общества - это свобода поиска собственного понимания мира и своего места в нём. Для того чтобы быть успешным и востребованным в современном социальном пространстве, человеку должна быть присуща коммуникативность, открытость новым идеям, способность мыслить гибко, творчески, самостоятельно, уметь ориентироваться в различных источниках информации и презентовать результаты своей деятельности.

К сожалению, практика показывает, что школа, ориентированная на традиционное обучение, не подготавливает выпускника к адаптации в социуме и не создает условия для его успешности. Поэтому в настоящее время в российском образовании предпринимаются попытки по-новому организовать учебный процесс и переосмыслить в нём не только роль учителя и ученика, но и уровни их взаимодействия.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует современным требованиям и открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она формирует новый стиль мышления, развивает личность, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускает механизмы самообразования и самоорганизации. Данная технология универсальна, так как рассчитана на преподавателей, работающих в любых предметных областях с любыми возрастными группами.

Ниже представлен опыт формирования критического мышления на уроке русского языка в 7 классе.


Тема урока: «Междометие как часть речи»


Цель урока:

1. Дать понятие о междометии как части речи, выявить ее особенности.

2. Продолжить формирование следующих компетенций:

  • Учебно-познавательных (выдвигать гипотезы, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, формулировать выводы);

  • Информационных (владеть навыками работы с учебным текстом, самостоятельно анализировать и систематизировать);

  • Коммуникативных (умение работать в паре, уметь слышать и слушать, терпимо относиться к чужому мнению).

Приемы: кластер, линии сравнения, синквейн.

Ход урока

Тема урока не заявлена.

Стадия «Вызов»

1. На доске записаны слова: радость, в течение, потому что, очаровать, свой, лишь только, однако, удивляющий, из-за, звездный, пусть, фантазируя.

  • На какие группы можно разделить эти слова? Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

2. Составьте КЛАСТЕР «Части речи» (работа в парах).

  • Презентация КЛАСТЕРОВ.

  • Проанализируйте, полностью ли представлен в вашем кластере список самостоятельных и служебных частей речи. Если необходимо, внесите исправления и дополнения.

  • Какая часть речи не представлена в кластере? МЕЖДОМЕТИЕ!

3.Определите место междометия в системе частей речи. Выработайте систему доказательств (работа в парах).

4. Проблемная ситуация.

Возникновение 2-х точек зрения: 1) междометие - служебная часть речи;

2) междометие занимает обособленное положение в системе частей речи.

Стадия «Осмысление»

1. Проектирование: сформулируйте тему урока, определите его цель, постройте схему урока по аналогии с ранее изученными частями речи.

2. ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ: - параграф 30, стр. 178-179 (Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.), заполнение таблицы:


Линии сравнения

Служебные части речи

Междометие










  • Обсуждение записей, внесенных в таблицу.

  • Вывод о месте междометия в системе частей речи.

  • Внесите, если необходимо, изменение в КЛАСТЕР.

Стадия «Рефлексия»

1. Вернемся к цели сегодняшнего урока. Проанализируйте, удалось ли Вам достичь поставленной цели. Поделитесь своими впечатлениями.

2. Творчески переосмыслим новую информацию. Составьте СИНКВЕЙН.

3. Оцените свою работу на уроке:

  • ЗЕЛЕНАЯ карточка - всё понял, поработал хорошо;

  • ЖЁЛТАЯ карточка - в определенной степени тему понял, но не смог выполнить все задания;

  • КРАСНАЯ карточка - тему не понял, работал плохо.

Домашнее задание: составить 8 утверждений по теме урока по принципу «верно - неверно».

Методические комментарии

Данный урок разработан в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит коммуникативно-деятельностный принцип обучения.

Урок состоит из 3 этапов:

  1. Стадия вызова - постановка проблемы, «создание мотива к обучению».

  2. Стадия осмысления - осмысление учебной информации, поиск решения проблемы.

  3. Стадия рефлексии - самоанализ обучающихся, систематизация новой информации, обмен идеями, впечатлениями.

Приемы технологии РКМЧП, используемые на уроке:

  1. «Кластер» - прием графической систематизации учебного материала через выделение в тексте больших и малых смысловых блоков и систематизации текста. Прием используется при изучении нового материала или при его повторении.

  2. «Линии сравнения» - составление таблицы для сравнения трех и более аспектов изучения. Помогает увидеть отличительные особенности объектов, выделить ключевые слова, систематизировать информацию. Прием используется на стадии вызова или на стадии осмысления.

  3. «Синквейн» - белое стихотворение, состоящее из 5 строк:

1строка - заявляется тема или предмет (1 существительное);

2 строка - описание темы, предмета (2 прилагательных);

3 строка - показывает действие (3 глагола);

4 строка - фраза из 4 значимых слов, выражающая отношение автора к новой информации;

5 строка - синоним, обобщение, ассоциация, связанные с данным понятием (1 существительное).

Прием применяется для «присвоения» новой информации.

4. «Верно - неверно» - обучающимся предлагается выделить верные или неверные утверждения по теме, обосновывая свой ответ. Прием может использоваться на разных стадиях урока.

© 2010-2022