Урок по русскому языку на тему

«Несклоняемые имена существительные» Конспект урока русского языка в 6 классе Учитель Осколкова Татьяна Михайловна Цели урока: знать, что категории числа, падежа и рода несклоняемых  существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов; уметь определять род, падеж и число несклоняемых существительных.  Ход урока 1.     Повторение   -  Как мы определяем тип склонения имени существительного? -  Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? -  Зачем нам нужно знат...   1 скл. 2 скл. 3 скл. Род. пад.       Дат. пад.       Пред. пад.           -  Что ещё вы знаете о склонении имён существительных? (разносклон.) -  Как они склоняются? -  Перечислите разносклоняемые существительные. -  Просклоняйте существительное знамя.   -   Работа  на карточках: Злой плачет от завист.. , а добрый от жалост.. .                                          Книга в счасть..  украшает, а в несчасть..  утешает.                                          По одёжк.. встречают,  по уму провожают. Создание проблемной ситуации   -  На доске вы видите записанные...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Несклоняемые имена существительные»


Конспект урока русского языка в 6 классе


Учитель Осколкова Татьяна Михайловна


Цели урока: знать, что категории числа, падежа и рода несклоняемых существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов; уметь определять род, падеж и число несклоняемых существительных.


Урок по русскому языку на тему

Ход урока

  1. Повторение

- Как мы определяем тип склонения имени существительного?

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Зачем нам нужно знать тип склонения существительного?

- Заполните таблицу падежных окончаний существительных на доске:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Род. пад.

Дат. пад.

Пред. пад.


- Что ещё вы знаете о склонении имён существительных? (разносклон.)

- Как они склоняются?

- Перечислите разносклоняемые существительные.

- Просклоняйте существительное знамя.

- Работа на карточках: Злой плачет от завист.. , а добрый от жалост.. .

Книга в счасть.. украшает, а в несчасть.. утешает.

По одёжк.. встречают, по уму провожают.

  1. Создание проблемной ситуации

- На доске вы видите записанные слова:

Конфета, эскимо, арбуз, мороженое

- Докажите, что все эти слова являются именами существительными.

- Чем отличается от других слово эскимо?

- Оно не склоняется. У него трудно определить род, число и падеж. Запишем тему урока. Будем работать внимательно и к концу урока научимся определять род, падеж и число несклоняемых существительных.

( Прикрепляю к доске карточки с надписями: РОД? ЧИСЛО? ПАДЕЖ?)

3. Закрепление нового материала

- Как мы определяем род имён существительных?

- Составьте словосочетание со словом эскимо.

( ученик у доски: вкусное эскимо - ср. род.)

- Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду, но есть среди них и сущ. мужского рода и жен. рода. Давайте поиграем: я говорю существительное, а вы придумываете и записываете словосочетание «прил.+сущ.»

(работа у доски) -метро, колье, кофе, мадам-

- А теперь вы сами называете несклоняемые существительные, записываете с ними словосочетания.

- А что делать, если нам попалось незнакомое слово?

- Работаем со словарём. Найти несклоняемое существительное.

- Итак, понятно, как определяем род несклоняемых существительных.

(Вопрос рядом со словом РОД стираю)

- А как определяем падеж существительных?

- Запишем под диктовку предложения, определим падеж нескл. сущ.

- Без тёплого пальто зимой на улицу не выйдешь.(Род. П.)

В летнем кафе играла музыка. (Пред. п.)

В какао я добавил сахар. (Пред. п.)

(Вопрос рядом со словом ПАДЕЖ стираю)

- А теперь, я думаю, вы без труда мне скажете, как определить число несклоняемого существительного? (по окончанию согласованного с ним прилагательного)

- Составьте предложения со словосочетаниями свободное купе, свободные купе

(Вопрос рядом со словом ЧИСЛО стираю)

4. Самостоятельная работа

- Прослушайте рассказ: «Во дворе остались только двое малышей. Их ноги были привязаны скакалками к ножке скамейки.

- А что вы здесь делаете? - спросил я.

- Мы играем, - ответил тот, что был повыше. - Я - конь.

- А я - понь,- добавил тот, что пониже.

- Это почему же ты - понь, а он - конь? - удивился я.

- Потому что большие лошади - кони, а маленькие - пони, - объяснил старший.»

- А вы догадались, почему возникло такое недоразумение? Объясните, чем различаются слова пони и кони?

(5-7 минут пишут своё рассуждение)

5. Обобщение

- В чём сходство склоняемых и несклоняемых существительных?

- Как можно определить род, число и падеж несклоняемых существительных?

- Есть ли у несклоняемых существительных нулевое окончание?

- В заключение хочу сказать, что таких существительных в русском языке около тысячи. Это слова заимствованные, их состав постоянно пополняется. Подробнее мы познакомимся с ними на следующих уроках.

6. Домашнее задание.

7. Оценивание.


© 2010-2022