- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осколкова Т.М. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Несклоняемые имена существительные»
Конспект урока русского языка в 6 классе
Учитель Осколкова Татьяна Михайловна
Цели урока: знать, что категории числа, падежа и рода несклоняемых существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов; уметь определять род, падеж и число несклоняемых существительных.
Ход урока
-
Повторение
- Как мы определяем тип склонения имени существительного?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Зачем нам нужно знать тип склонения существительного?
- Заполните таблицу падежных окончаний существительных на доске:
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Род. пад.
Дат. пад.
Пред. пад.
- Что ещё вы знаете о склонении имён существительных? (разносклон.)
- Как они склоняются?
- Перечислите разносклоняемые существительные.
- Просклоняйте существительное знамя.
- Работа на карточках: Злой плачет от завист.. , а добрый от жалост.. .
Книга в счасть.. украшает, а в несчасть.. утешает.
По одёжк.. встречают, по уму провожают.
-
Создание проблемной ситуации
- На доске вы видите записанные слова:
Конфета, эскимо, арбуз, мороженое
- Докажите, что все эти слова являются именами существительными.
- Чем отличается от других слово эскимо?
- Оно не склоняется. У него трудно определить род, число и падеж. Запишем тему урока. Будем работать внимательно и к концу урока научимся определять род, падеж и число несклоняемых существительных.
( Прикрепляю к доске карточки с надписями: РОД? ЧИСЛО? ПАДЕЖ?)
3. Закрепление нового материала
- Как мы определяем род имён существительных?
- Составьте словосочетание со словом эскимо.
( ученик у доски: вкусное эскимо - ср. род.)
- Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду, но есть среди них и сущ. мужского рода и жен. рода. Давайте поиграем: я говорю существительное, а вы придумываете и записываете словосочетание «прил.+сущ.»
(работа у доски) -метро, колье, кофе, мадам-
- А теперь вы сами называете несклоняемые существительные, записываете с ними словосочетания.
- А что делать, если нам попалось незнакомое слово?
- Работаем со словарём. Найти несклоняемое существительное.
- Итак, понятно, как определяем род несклоняемых существительных.
(Вопрос рядом со словом РОД стираю)
- А как определяем падеж существительных?
- Запишем под диктовку предложения, определим падеж нескл. сущ.
- Без тёплого пальто зимой на улицу не выйдешь.(Род. П.)
В летнем кафе играла музыка. (Пред. п.)
В какао я добавил сахар. (Пред. п.)
(Вопрос рядом со словом ПАДЕЖ стираю)
- А теперь, я думаю, вы без труда мне скажете, как определить число несклоняемого существительного? (по окончанию согласованного с ним прилагательного)
- Составьте предложения со словосочетаниями свободное купе, свободные купе
(Вопрос рядом со словом ЧИСЛО стираю)
4. Самостоятельная работа
- Прослушайте рассказ: «Во дворе остались только двое малышей. Их ноги были привязаны скакалками к ножке скамейки.
- А что вы здесь делаете? - спросил я.
- Мы играем, - ответил тот, что был повыше. - Я - конь.
- А я - понь,- добавил тот, что пониже.
- Это почему же ты - понь, а он - конь? - удивился я.
- Потому что большие лошади - кони, а маленькие - пони, - объяснил старший.»
- А вы догадались, почему возникло такое недоразумение? Объясните, чем различаются слова пони и кони?
(5-7 минут пишут своё рассуждение)
5. Обобщение
- В чём сходство склоняемых и несклоняемых существительных?
- Как можно определить род, число и падеж несклоняемых существительных?
- Есть ли у несклоняемых существительных нулевое окончание?
- В заключение хочу сказать, что таких существительных в русском языке около тысячи. Это слова заимствованные, их состав постоянно пополняется. Подробнее мы познакомимся с ними на следующих уроках.
6. Домашнее задание.
7. Оценивание.