Систематизация и обобщение знаний умений по теме «Морфемика и орфография»

ТЕМА УРОКА Систематизация и обобщение знаний  умений по теме «Морфемика и орфография»(урок-путешествие) Цели:Учебные:·                   активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению и систематизации сведений о морфемике и орфографии;·                   выявить связь значения корня с лексическим значением слова; ·                   обобщить сведения о морфемах;·                   повторить способы образования слова;  Развивающие:·                     совершенствовать умение н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Институт развития образования республики башкортостан






На лучшую методическую разработку

по русскому языку в свете требований ФГОС






ТЕМА УРОКА


Систематизация и обобщение знаний умений по теме «Морфемика и орфография»

(урок-путешествие)


Учебно-методическая разработка

урока по русскому языку

5 класс





Слушатель курсов

повышения квалификации

Галлямова Юлия Рафаэловна,

Иглинский район,

МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им.В.Лесунова,

[email protected]









Иглинский район - 2014

Цели:

Учебные:

  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению и систематизации сведений о морфемике и орфографии;

  • выявить связь значения корня с лексическим значением слова;

  • обобщить сведения о морфемах;

  • повторить способы образования слова;

Развивающие:

  • совершенствовать умение находить корень слова в ходе разбора слова по составу;

  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

  • развивать чувство языка;

  • развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать;

  • воспитывать уважение к мнению других;

  • воспитывать атмосферу творческого поиска;

  • прививать уважение и любовь к русскому языку, ценить его богатство выразительных возможностей.

Оборудование: учебник, сборник диктантов, словари, «географическая карта», мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, тетради, письменные принадлежности, доска, мел.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

2. Формулирование темы урока.

3. Запись в тетради всех выполняемых на доске письменных работ.

4. Слушание выступающих у доски.

5. Сообщения обучающихся.

6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности.

Ход урока

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. Вы видите «географическую карту». Что на ней изображено?

(Мы видим разные страны: Морфемику, Орфографию, Синтаксис, Фонетику, Лексику…)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(Отправимся в путешествие в страну Морфемика, так как мы её только что изучили).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Действительно, вами изучена тема «Морфемика и орфография». Что вы должны уметь, чтобы хорошо ориентироваться на улицах страны Морфемика?

(Мы должны вспомнить, что такое морфемика, орфография, показать, что знаем, из каких морфем состоят слова, как важна каждая морфема, для чего нужно уметь выполнять морфемный разбор слова). (Слайд №1)

Чтобы достичь поставленной цели, совершим путешествие в страну Морфемика. Нам нужно туда обязательно попасть, потому что в классе у нас сидят не обычные ученики, а значимые части слова: Суффиксы и Приставки. Они из страны Морфемика. Гордые Корни слова разбросали их по свету, так как надоела им теснота: они часто находились между Приставками и Суффиксами. Но теперь страдают все морфемы, потому что такая жизнь утратила смысл.

Из страны Морфемика Корни разослали телеграммы по всему свету, они просят всех вернуться домой. Это скромные Окончания помогли Корням побороть свою гордость. Путь в великую страну лежит через Синтаксис, Фонетику, Лексику. Лексика, как страна, граничащая с Морфемикой, уже прислала письмо с необыкновенно сложным домашним заданием, выполнение которого поможет мгновенно пересечь эту огромную страну.

Ребята, на уроке вам придется много говорить, поэтому мы с вами выполним небольшую разминку.

Произнесите скороговорку вслед за нашим победителем в школьном конкурсе чтецов сначала медленно, затем быстро.

Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, выколпаковать.

3. Путешествие

Итак, подходим к стране Синтаксис. Как же её пересечь? Вот Запятая, которая приготовила вам задание (слайд №2). Чем быстрее мы его выполним, тем быстрее окажемся в стране Фонетика.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Внезапное движение собаки её испугало.

Выполнили. Молодцы!

Что же нам приготовила Фонетика?

Выполнить фонетический разбор слова степь.

А теперь посмотрим, как вы выполнили домашнее задание, присланное из страны Лексика.

Здесь два задания.

Сочинить сказку о Синонимах (работа для группы из 5 человек).

Объяснить значение фразеологизма «хранить деньги в кубышке» .

(Одна из учениц читает сказку, обучающиеся дают определение слову «синонимы», объясняют значение фразеологизма, приводят в пример другие фразеологизмы).

Молодцы! Справились!

Вот она наша родная страна Морфемика.

Кто же живёт здесь?

Что вы знаете о них?

(Обучающиеся дают определение приставки, корня, суффикса, окончания, основы). Давайте покажем, как они выделяются на письме.

Наводнение, водный, водянистый, водянка.

Что общего в данных словах? Как называются такие слова?

Какие морфемы служат для образования новых слов?

Вы ещё раз увидели, как важна каждая значимая часть слова. Можете рассказать о себе подробнее.

1-ый ученик.

Я суффикс -тель. Существительные с суффиксом -тель, к примеру, обозначают лица по выполняемому ими действию: искатель, испытатель, водитель, писатель, учитель.

2-й ученик.

Я суффикс -яг-. В существительных, обозначающих лица по их действиям, придаю слову оттенок фамильярности, грубоватого сочувствия (добряга, миляга, трудяга), иронии или порицания (деляга, хитряга).

3-ий ученик.

Я суффикс -ец. Без меня наименования лиц по географическому положению очень трудно образовать. Я образовываю: уфимец, вьетнамец, испанец.

4-ый ученик.

А я люблю ласковые слова, поэтому представляю несколько суффиксов (- еньк - ,-иньк- ,-ушк- ,-ышк- и др.)

С детства мы привыкли к ласковым словам: мамочка, мамуся, мамуля, маменька... (Слайд №3). А сколько ласковых и нежных слов в русских сказках: сестрица Алёнушка, братец Иванушка, травушка-муравушка... Русский язык богат уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отгадайте загадку, в которой много таких суффиксов (читает одна из воспитанниц школьного театрального кружка).

Девочка Aленушка

Посадила зёрнышко,

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

Позвала Алёна Галю,

Нашей Гале говорит:

«Я его оберегаю.

Ночью солнышко горит.

А к нему бежит тропинка,

Колокольчиком звеня…

Поняла ли ты, Галинка,

Что за солнце у меня?» (Слайд №4).

Молодцы! Отгадали загадку! (Слайд №5).

Со временем, живя дружно в стране Морфемика, вы узнаете и о других суффиксах.

5-ый ученик.

А я буду рассказывать о приставках. Мы не столь всемогущи, как суффиксы. Нас «приставляют» к готовому слову. Вот беру я глагол «бежать». И, попеременно снабжая его различными приставками, получаю слова, в которых есть указание не только на направление движения, но и на его характер: прибежать, убежать, подбежать, отбежать, перебежать, вбежать, набежать... (Слайд №6). Приставка вне- указывает на положение за пределами чего-либо: вне- земные цивилизации; около- на расположение вокруг и возле чего-нибудь: околоземная орбита и др. Особенно охотно мы дружим с прилагательными и наречиями, дружим и с существительными.

О чём же нам поведает окончание?

6-ой ученик.

Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов- один или много: кошка- кошки. Окончание может рассказать, в каком роде стоит прилагательное -мужском, женском или среднем: синий, синяя, синее; в каком лице глагол: стану, станешь и т. д. С помощью окончаний образуются различные формы слова.

Корень сегодня рассказывает о себе последним, очень стыдно ему за свое поведение.

7-ой ученик.

Я - сердцевина слова. Как человек не может жить без сердца, так и слово без корня. В слове может не быть суффиксов, приставок, окончания, но корень всегда есть! Поэтому необходимо научиться находить его. Во многих случаях это не составляет труда. Так в словах вода, окно, ценный обнаружить корень очень легко. Но если в слове есть и приставка, и суффикс (да, возможно, и не один), и окончание, то отыскать корень труднее.

Прежде чем браться за это сложное и тонкое дело, нужно знать некоторые правила. Слово следует разбить на морфемы, то есть на составные элементы (приставку, корень, суффикс, окончание). С чего начинать? Сначала отбрасывается окончание, затем суффиксы и приставки, та часть, которая уже далее не делится, и будет искомым корнем.

8-ой ученик.

Возьмем слово учительство. Отбрасываем окончание -о , остаётся учительств-. Теперь необходимо найти суффиксы Следует помнить, что суффикс можно отличить только в том. случае, если без этой части слово существует и не теряет при этом родственных связей. В слове учительство суффиксом будет -ств- , так как после отбрасывания остаётся полное слово учитель. В этом слове находим суффикс -тель. Ocmавшаяся часть учи- является основой глагола без суффикса неопределённой формы. Его легко восстановить: учи-ть.

Попробуем поставить это слово в 1-ом л. ед. ч. Получится -учу-. -И- «ушло».Следовательно, -и-, также является суффиксом. Оставшаяся часть уч- больше не делится. Это и есть корень. Итак, слово расчленяйте на морфемы при делении «режьте» слова только там, где есть швы, не задевайте за «живое тело».

Как вы догадались, Корень напомнил нам порядок разбора слова по составу. Остаётся подумать, для чего мы должны уметь вот так «разбирать» и «собирать» слова. (Чтобы грамотно их писать).

Работа с сигнальными карточками.

(Учитель называет слова. Если в слове есть приставка, учащиеся поднимают вверх зеленую карточку, если в слове есть суффикс, учащиеся поднимают вверх розовую карточку.)

И не случайно в стране Морфемика есть улицы страны Орфография. Слишком уж тесная связь между ними.

Мы это докажем, работая над объяснительным словарным диктантом. Вы должны в нем подчеркнуть орфограммы - буквы.

Плясать, запах, футбол, огромный, труд, утюг, окрестность, лестница, сшить, роща, пьеса, съемка. (Слайд №7).

Над какими видами орфограмм вы работали?

4. Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Я сегодня понял …

  • Я сегодня узнал …

  • Я благодарен … (кому, за что?)

  • На уроке мне понравилось …

  • На уроке мне не понравилось …

  • Я оцениваю свою работу … (своих товарищей),

Комментирование оценок учителем

5. Домашнее задание

1. Стр.205 (учебник литературы, Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»). Выписать 5 слов, выполнить морфемный разбор.

2. Из раздела «Морфемика и орфография» выпишите слова с орфограммой №2. Выполните морфемный разбор этих слов.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Что такое корень». (Слайд №8).

© 2010-2022