- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме М. Горький Детство
Конспект урока по теме М. Горький Детство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Несмачнова Н.А. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
М. Горький. Повесть «Детство»
Теория литературы: автобиография, художественная биография (расширение представления)
Ход урока
I. Ученики кратко пересказывают содержание первых трех глав повести.
II. Работа с текстом.
- Как мальчик воспринимает особенности жизни у деда Каширина?
- Как вы думаете, почему мать и бабушка не могут противостоять деду Каширину?
- Сопоставьте портреты бабушки и деда, их характеры, их отношение к внуку. Какой вывод вы можете сделать о приеме контраста, который использует автор при описании жизни в семье деда?
- Дайте характеристику дядьям Алеши. Как мальчик понимает причины того зла, в котором существует семья Кашириных?
III. Беседа.
Ребята, на одном из уроков мы с вами говорили (см. урок по Лермонтову) о научной и художественной биографии, изучая творчество Льва Толстого, говорили о художественной автобиографии. Мы говорили о том, что в повести Толстого описана не столько жизнь конкретного мальчика, сколько детство в дворянской семье вообще. А в повести «Детство» Горького мы видим, что имя главного героя совпадает с именем автора: Алеша Пешков, биография в главном совпадает с биографией Горького.
- Почему же мы считаем повесть Горького автобиографическим художественным произведением, а не просто изложением событий жизни автора?
(Написано в стиле художественной литературы.)
- Вспомните понятие стиля художественной литературы, чем он отличается от научного, публицистического.
- Найдите в тексте различные тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения.
Но художественная биография имеет отличительные особенности не только в стиле, ни и в подаче фактов жизни героя.
IV. Анализ глав повести.
Далее учитель предлагает распечатку отрывков из текста повести и комментарии к ней. По этой распечатке ученики смогут судить о различиях в биографии Горького и повести «Детство».
Глава I.
Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни - я это хорошо помню - отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек.
Примечание: Алеша Пешков болел холерой в Астрахани летом 1871 г., когда ему было 3 года. Его отец, Максим Савватиевич Пешков, ухаживая за сыном, заразился и умер.
Глава II.
Они «дядья» боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому, что она вышла замуж против его воли.
Глава ХI.
От слов: « - Видела я во сне отца твоего....» До слов «Я одно свое думаю: ври больше, рыжий, - злоба - что лед, до тепла живет!»
- бабушка рассказывает Алеше об отце.
Примечание: ... документы версию о «самокрутке» не подтверждают. Родители Алеши Пешкова венчались 27 октября 1863 г. в Успенской церкви Нижнего Новгорода. В. В. Каширин согласие на брак дал. (Максим Горький. Детство. М., 1983. / Комментарии И. А. Бочарова.)
Задания.
1. Отметьте стилистические различия первого отрывка и первого примечания.
2. В чем различия версии истории замужества матери Алеши в повести в примечании?
3. Почему, на ваш взгляд, Горький изменил историю замужества матери в своей повести?
(Повесть «Детство» - художественное произведение. Художественной задачей Горького было показать свинцовые мерзости жизни всего того социального слоя, к которому он принадлежал, а не только семьи деда Каширина. Поэтому он придумал эпизод, который подчеркивал деспотизм деда, характерный для многих отцов этого класса.)
V. Словарная работа
Определите по словарю значения слов:
(по прочтении изучаемых в классе глав можно использовать этот словарик для работы в группах и индивидуально, давая несколько слов и этого списка для словарной работы.)
Венчик (здесь) - ободок («сияние»), изображаемый вокруг голо вы на святых иконах.
Влаз - ступени и печи, ведущие наверх, на полати.
Врази - враги.
Голицы - кожаные рукавицы без подкладки.
Гривна (гривенник) - серебряная монета в 10 копеек.
Дресва - крупный песок, щебень, употреблявшийся для чистки и полировки.
Дьячок - низший чин церковного служителя.
Запон - кожаный передник у мастеровых.
Каменка - печь, сложенная из камней, в деревенской бане.
Киот - ящик или небольшой шкаф со стеклом для икон.
Кисея - тонкая прозрачная ткань
Комель (здесь) - нижний конец креста.
Косушка - полбутылки водки.
Молосная (ночь) - ненастная, сырая.
Набойка - (здесь) нанесенный на ткань узор.
Однова - однажды
Окститься - перекреститься
Плис - грубая хлопчатобумажная материя, с ворсом, похожим на бархатный.
Плицы - лопасти пароходного колеса.
Подпечек - узкое пространство под русской печью.
Позёмок (поземка) - метель без снегопада с низовым ветром.
Пятишница - пять рублей серебром.
Расточатся - рассеются.
Ризы (здесь) -
1. Верхнее облачение священника во время богослужения.
2. Металлические покрытия на тех местах иконы, где изображена одежда святых.
Сандал - краситель, который извлекают из древесины сандалового и некоторых других тропических деревьев. Дает краску различных цветов (красную, синюю, черную)
Скоромное - мясная и молочная пища, которую запрещалось есть во время поста.
Фуксин - красная анилиновая краска.
Целковый - рубль серебром.
Чело (перед черным челом печи) - наружное отверстие русской печи.
Шелковая головка - головная повязка у замужних женщин.
V. Заключение.
В качестве подведения итогов работы по повести использовать задания на с. 150 - 166 пособия «Читаем, думаем, спорим...»
Домашнее задание.
1. Прочитайте повесть «Детство» до конца.
2. Сделайте иллюстрации к понравившимся прочитанным главам.