Конспект урока по русскому языку 7 класс: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. »

Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу. Задачи урока:  обучающиеся должны  научиться  правильно выделять  деепричастный  оборот, аргументировано  отвечать, доказывать своё  мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.Формируемые УУД: -личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения; -регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку; -познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока

Русский язык 7 класс







Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.



Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Зубкова Е.А.





2014 г.

Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Тип урока Открытие нового знания

Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.

Формируемые УУД: -личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения; -регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку; -познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации; -коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование урока: компьютер, словари, тесты.



Ход урока

1 Мотивирование к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Удивительный дом - наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, физика и история, жизнь бьёт ключом. Все собравшиеся в этом классе окунутся сегодня в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному особому миру.

2 Актуализация знаний, выявление индивидуального затруднения в пробном учебном действии и причины затруднения

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Вступительное слово учителя.

-Деепричастие - необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие - самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия - выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

Словарная работа.

Р_дная школа, решая ур_внение, воспитывая подр_стающее поколение, препод_вая русский язык, изменив р_списание.

- Все ли записанные словосочетания имеют в своём составе деепричастия?

- Назовите правила, которые мы применяли, решая орфографические задачи.

- Решая - произвести фонетический и морфемный разбор слова.

- Работа с предложениями, записанными на доске. Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).

Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.

Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.

Сейчас сделаем краткий экскурс в историю деепричастия (проверка знаний)

Первый обучающийся

Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение - способный к действию.

Второй обучающийся

- Деепричастие - это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.

- Рассказать о деепричастии. (Обучающиеся говорят, выявляются причины затруднения).

3 Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над деепричастием, но и познакомимся с новой темой. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Запись в тетрадь.

Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).

Учитель уточняет цели урока. (Использование компьютера).

Построение плана действий.

4 Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал. Составьте опорный конспект.

Проверка.

Упр. 235 - устно.

Наблюдение над предложениями. (Запись на доске)

Вода с грохотом падала, вращая мельничное колесо.

С грохотом падая вниз, вода вращала мельничное колесо.

Вода, вращая мельничное колесо, ревела внизу.

5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Задание 1. Самостоятельная работа. Упр. 238.

Проверка.

Задание 2. Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.

Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.

Задание 3. Творческая работа.

Запишите небольшой текст, а если не получится, то 2, 3 предложения на тему «Школьная жизнь», используя деепричастия или деепричастные обороты.

6. Физкультминутка.

Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.

- Чем объединены эти предложения? (Тема - школа).

7 Включение в систему знаний и повторение

Задание 1. Тест. И 2 ученика - за компьютером.

Самопроверка. Самооценка.

Работа в группах.

-Задание 1. Преобразуйте предложения с причастными оборотами в предложения с деепричастными оборотами.

Мальчик, проигравший две партии в шахматы, очень огорчился. Молодой художник, нарисовавший картину, показал ее профессору. Мальчик, увлекшийся чтением, не заметил, как наступил вечер. Ребята, искупавшиеся в реке, загорали на солнце.

-Задание 2. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с деепричастными оборотами.

Когда подошли к опушке леса, мы решили отдохнуть. Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что увидела мое упрямство. Мы спешили домой, потому что боялись надвигающегося дождя.

Проверка.

Задание 2. Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.

Ручьи журчат и извиваются,

И меж собой перекликаются,

В долину гулкую спешат.

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята, это было последнее наше задание к уроку. А теперь сделаем некоторые выводы и подведем итог.

Первое: деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.

Второе: предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Третье: предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

Четвертое: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.

Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Пролетел и наш урок, школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь, не медля и не торопясь,

Говорили, улыбаясь, отвечали, не теряясь.

В работе приняли участие. Скажем спасибо Деепричастию.

Вопросы. Оценки. Комментирование учителя.

Задание на дом.

  1. П. 143, упр. 240.

  2. П. 143. Выписать из изучаемого произведения по литературе 5 предложений с деепричастными оборотами.

На выбор.

© 2010-2022