Урок русского языка в 11 классе Чужая речь

на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 11 КЛАССЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Православной гимназии православный компонент является частью образовательного процесса. 10% материала в рабочих программах по каждому предмету отводится гимназическому православному компоненту. Это могут быть:

тематические уроки, уроки, построенные на христианском понимании текста художественного произведения, уроки с использованием дидактического материала (тексты на православную тематику для изучения языковых явлений; изложение по текстам из жития святых отцов церкви; мудрые изречения святых отцов о вере, грехе, добре и зле, милосердии и добродетелях).

Гимназисты учатся на примере жития святых и слова Христова понимать назначение человека на Земле, толковать художественное произведение с точки зрения христианской морали. Такое видение помогает ученикам сохранить те качества личности, которые, к сожалению, так редки у современной молодёжи. Воспитать в душах детей ростки добра, чистоты, сострадания, любви к ближнему - это цель коллектива Православной гимназии.

ТЕМА: ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЁ ПЕРЕДАЧИ. НЕСОБСТВЕННО - ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЦИТИРОВАНИЕ.

Вид урока: урок закрепления знаний

Тип урока: урок-практикум

Цели урока: систематизировать знания учащихся о чужой речи, способах её передачи и употребления, закрепить умения оформлять цитаты.

Задачи урока:

1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ: закрепить знания о чужой речи и способах её передачи

2.РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать логическое и аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать коммуникативные умения, нравственные качества личности учащегося через осмысление изречение Амвросия Оптинского.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Знаки препинания при прямой речи»; «Предложения с косвенной речью»; карточки с разноуровневыми заданиями; справочник школьника 5-11 класс. Универсальное пособие. ИД "Весь", Санкт - Петербург, 2002; Интернет-ресурсы.


п/п

Этапы урока

Дидактические цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Организацион-ный момент

Подготовка учащихся к работе

Проверка посещаемости по журналу.

Проверка готовности рабочих мест.

0,5 мин.

2.

Актуализация знаний учащихся.




Контроль знаний.

На доске таблица:

Прямая речь и знаки препинания при ней.


Активизация мыслительной деятельности.

Проверка уровня сформирован-ности знаний и умений.

Дома вы готовили материал о знаках препинания при прямой речи. Кто готов отвечать?


.

Внешний контроль, индивидуальная работа со слабоуспевающи-ми.

Оценивание ответов.

Слушают, готовятся к проверке домашнего задания.

1 ученик - монологический ответ о знаках препинания при прямой речи по таблице;

1 ученик- работа с карточкой (оформить предложения с прямой речью, правильно расставив знаки препинания;

1 ученик- карточка (составить предложения: (1- прямая речь стоит вначале; 2 - прямая речь стоит после слов автора; объяснить, как должны быть расставлены знаки препинания.

Все слушают, сверяют своё д/з (у. 539) дополняют, задают вопросы.

0,5 мин.


3 мин.



5 мин.

3.

Сообщение темы урока

Подготовка к восприятию материала урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу по оформлению чужой речи и постановке знаков препинания при ней. Запишите тему урока: Чужая речь и способы её передачи. Несобственно-прямая речь. Цитирование.

Какой цели мы должны достигнуть, давайте подумаем вместе.

Итак, наша цель: закрепить навык постановки знаков препинания при оформлении чужой речи и цитате.

Записывают тему.

Формулируют цель урока.

0,5 мин.

4.

Систематизация знаний о чужой речи.

Закрепление навыков пунктуации в предложениях с чужой речью

Запись предложения и его анализ: «Вся наука жизни, вся мудрость жизни заключается в смирении, терпении, мире души», - учил Амвросий Оптинский

Рассмотрите предложение, запишите, дайте ему характеристику.

Записывают предложение.

1 ученик у доски чертит схему.

1 ученик-даёт характеристику предложения.

2 мин.

5.

Работа над содержательной стороной предложения.

Осмысление содержания предложения.

Ещё раз прочитаем предложение и подумаем, в чём же заключается мудрость жизни.

1 ученик выразительно читает предложение. 1-2 ученика дают ответ.

2 мин.

6.

Выводы.

Подготовка к работе по теме.

Какими способами ещё может передаваться чужая речь? Правильно. А что такое косвенная речь?

Вспоминают материал, дают ответ

1 мин.

7.

Творческое задание

Перестроить предложение, приведённое выше в предложение с косвенной речью и расставить знаки препинания.

Закрепление умений строить предложения на заданную тему.

Контролирует работу учащихся.

Чем отличается предложение с прямой речью от предложения с косвенной речью?

Правильно. Это сложноподчинён-ное предложение с придаточным изъяснительным.


Работа проверяется взаимопроверкой и оценивается

Парная работа: конструирование предложения с косвенной речью. Взаимопроверка.

Рассказ 1-2-х учащихся о предложениях с косвенной речью.

2 мин.

8.

Самостоятельная работа с текстом

у. 541 (замена прямой речи косвенной)

Обращается к таблице и предлагает сделать самопроверку.

Записывают предложения в тетради, сверяют по таблице правильность выполнения.

2 мин.

9.

Работа с предложением, записанным на доске (запись делается перед уроком)

Закрепление навыков выразительного чтения, анализа предложения.

Учитель спросил, известны ли нам стихи А. Блока посвящённые России.

Расставьте недостающие знаки препинания. Верно, в этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. А почему в конце предложения отсутствует вопросительный знак?

Работа каждого оценивается.

Ответы учащихся: должно быть выделено обособленное определение - причастный оборот.

1 ученик

( готовил вопрос заранее).

Вопросительный знак не ставится, потому, что предложение содержит косвенный вопрос.

2 мин.

10.

Работа с карточкой (найти ошибки при оформлении чужой речи)

Умение проводить сопоставитель-ный анализ

Контролирует работу учащихся.

Парная работа: оценивают друг друга при взаимопровер-ке.

2 мин.

11.

Словарная работа.


Активизация мыслительной деятельности; умение работать со справочной литературой, Интернет- ресурсами.

Что такое несобственно-прямая речь?

Пример: Андрею надо было подумать, как быть с местом. Если скоро вернусь, то и думать нечего.

А если не скоро?

Контролирует работу учащихся.

Работают в группах:

1гр. - справочник школьника; 2 гр. - поиск в Интернете.

Ответ каждой группы обсуждается и решается, как определить несобственно-прямую речь. Вывод записывается в тетрадь.

Работа оценивается группой в оценочном листе.

2 мин.

12.

Работа с упражнением 543 (устно)

Формирование правильного навыка нахождения предложений с несобственно-прямой речью.

Учащиеся находят и зачитывают предложения с несобственно-прямой речью

2 мин.

13.

Систематиза-ция знаний о цитировании. Работа с разноуровневы-

ми заданиями.

Обобщение знаний о цитате.

Практическое применение усвоенных знаний.

Развитие коммуникативных навыков.

Выдаёт консультанту в каждой группе получает задание (тексты разной степени сложности) и оценочный лист.

Предложения записываются в тетрадь ученика, разбираются согласно заданию, проверяются, оцениваются, при этом каждый ученик защищает свою работу.

Выполнение работы в группах, защита работ на местах.

8 мин.

14.

Рефлексия

Обобщение знаний по теме с опорой на содержательную сторону.

Задание: написать мини-сочинение «Сегодняшний урок помог мне….»

Выполнение работы, подготовка к проверке.

3 мин.

15.

Итог урока. Оценки. Молитва.

Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Оценки за урок.

Домашнее задание: упражнение 547(по группам); инд. задание упр.546 - Иванова Т.

.

Если есть вопросы, задают. Комментирование оценок.

Записывают д/з.

2 мин.



© 2010-2022