- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 11 классе Чужая речь
Урок русского языка в 11 классе Чужая речь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Печенежская В.Н. |
Дата | 30.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 11 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Православной гимназии православный компонент является частью образовательного процесса. 10% материала в рабочих программах по каждому предмету отводится гимназическому православному компоненту. Это могут быть:
тематические уроки, уроки, построенные на христианском понимании текста художественного произведения, уроки с использованием дидактического материала (тексты на православную тематику для изучения языковых явлений; изложение по текстам из жития святых отцов церкви; мудрые изречения святых отцов о вере, грехе, добре и зле, милосердии и добродетелях).
Гимназисты учатся на примере жития святых и слова Христова понимать назначение человека на Земле, толковать художественное произведение с точки зрения христианской морали. Такое видение помогает ученикам сохранить те качества личности, которые, к сожалению, так редки у современной молодёжи. Воспитать в душах детей ростки добра, чистоты, сострадания, любви к ближнему - это цель коллектива Православной гимназии.
ТЕМА: ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЁ ПЕРЕДАЧИ. НЕСОБСТВЕННО - ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЦИТИРОВАНИЕ.
Вид урока: урок закрепления знаний
Тип урока: урок-практикум
Цели урока: систематизировать знания учащихся о чужой речи, способах её передачи и употребления, закрепить умения оформлять цитаты.
Задачи урока:
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ: закрепить знания о чужой речи и способах её передачи
2.РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать логическое и аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать коммуникативные умения, нравственные качества личности учащегося через осмысление изречение Амвросия Оптинского.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Знаки препинания при прямой речи»; «Предложения с косвенной речью»; карточки с разноуровневыми заданиями; справочник школьника 5-11 класс. Универсальное пособие. ИД "Весь", Санкт - Петербург, 2002; Интернет-ресурсы.
№ п/п
Этапы урока
Дидактические цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1.
Организацион-ный момент
Подготовка учащихся к работе
Проверка посещаемости по журналу.
Проверка готовности рабочих мест.
0,5 мин.
2.
Актуализация знаний учащихся.
Контроль знаний.
На доске таблица:
Прямая речь и знаки препинания при ней.
Активизация мыслительной деятельности.
Проверка уровня сформирован-ности знаний и умений.
Дома вы готовили материал о знаках препинания при прямой речи. Кто готов отвечать?
.
Внешний контроль, индивидуальная работа со слабоуспевающи-ми.
Оценивание ответов.
Слушают, готовятся к проверке домашнего задания.
1 ученик - монологический ответ о знаках препинания при прямой речи по таблице;
1 ученик- работа с карточкой (оформить предложения с прямой речью, правильно расставив знаки препинания;
1 ученик- карточка (составить предложения: (1- прямая речь стоит вначале; 2 - прямая речь стоит после слов автора; объяснить, как должны быть расставлены знаки препинания.
Все слушают, сверяют своё д/з (у. 539) дополняют, задают вопросы.
0,5 мин.
3 мин.
5 мин.
3.
Сообщение темы урока
Подготовка к восприятию материала урока
Сегодня на уроке мы продолжим работу по оформлению чужой речи и постановке знаков препинания при ней. Запишите тему урока: Чужая речь и способы её передачи. Несобственно-прямая речь. Цитирование.
Какой цели мы должны достигнуть, давайте подумаем вместе.
Итак, наша цель: закрепить навык постановки знаков препинания при оформлении чужой речи и цитате.
Записывают тему.
Формулируют цель урока.
0,5 мин.
4.
Систематизация знаний о чужой речи.
Закрепление навыков пунктуации в предложениях с чужой речью
Запись предложения и его анализ: «Вся наука жизни, вся мудрость жизни заключается в смирении, терпении, мире души», - учил Амвросий Оптинский
Рассмотрите предложение, запишите, дайте ему характеристику.
Записывают предложение.
1 ученик у доски чертит схему.
1 ученик-даёт характеристику предложения.
2 мин.
5.
Работа над содержательной стороной предложения.
Осмысление содержания предложения.
Ещё раз прочитаем предложение и подумаем, в чём же заключается мудрость жизни.
1 ученик выразительно читает предложение. 1-2 ученика дают ответ.
2 мин.
6.
Выводы.
Подготовка к работе по теме.
Какими способами ещё может передаваться чужая речь? Правильно. А что такое косвенная речь?
Вспоминают материал, дают ответ
1 мин.
7.
Творческое задание
Перестроить предложение, приведённое выше в предложение с косвенной речью и расставить знаки препинания.
Закрепление умений строить предложения на заданную тему.
Контролирует работу учащихся.
Чем отличается предложение с прямой речью от предложения с косвенной речью?
Правильно. Это сложноподчинён-ное предложение с придаточным изъяснительным.
Работа проверяется взаимопроверкой и оценивается
Парная работа: конструирование предложения с косвенной речью. Взаимопроверка.
Рассказ 1-2-х учащихся о предложениях с косвенной речью.
2 мин.
8.
Самостоятельная работа с текстом
у. 541 (замена прямой речи косвенной)
Обращается к таблице и предлагает сделать самопроверку.
Записывают предложения в тетради, сверяют по таблице правильность выполнения.
2 мин.
9.
Работа с предложением, записанным на доске (запись делается перед уроком)
Закрепление навыков выразительного чтения, анализа предложения.
Учитель спросил, известны ли нам стихи А. Блока посвящённые России.
Расставьте недостающие знаки препинания. Верно, в этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. А почему в конце предложения отсутствует вопросительный знак?
Работа каждого оценивается.
Ответы учащихся: должно быть выделено обособленное определение - причастный оборот.
1 ученик
( готовил вопрос заранее).
Вопросительный знак не ставится, потому, что предложение содержит косвенный вопрос.
2 мин.
10.
Работа с карточкой (найти ошибки при оформлении чужой речи)
Умение проводить сопоставитель-ный анализ
Контролирует работу учащихся.
Парная работа: оценивают друг друга при взаимопровер-ке.
2 мин.
11.
Словарная работа.
Активизация мыслительной деятельности; умение работать со справочной литературой, Интернет- ресурсами.
Что такое несобственно-прямая речь?
Пример: Андрею надо было подумать, как быть с местом. Если скоро вернусь, то и думать нечего.
А если не скоро?
Контролирует работу учащихся.
Работают в группах:
1гр. - справочник школьника; 2 гр. - поиск в Интернете.
Ответ каждой группы обсуждается и решается, как определить несобственно-прямую речь. Вывод записывается в тетрадь.
Работа оценивается группой в оценочном листе.
2 мин.
12.
Работа с упражнением 543 (устно)
Формирование правильного навыка нахождения предложений с несобственно-прямой речью.
Учащиеся находят и зачитывают предложения с несобственно-прямой речью
2 мин.
13.
Систематиза-ция знаний о цитировании. Работа с разноуровневы-
ми заданиями.
Обобщение знаний о цитате.
Практическое применение усвоенных знаний.
Развитие коммуникативных навыков.
Выдаёт консультанту в каждой группе получает задание (тексты разной степени сложности) и оценочный лист.
Предложения записываются в тетрадь ученика, разбираются согласно заданию, проверяются, оцениваются, при этом каждый ученик защищает свою работу.
Выполнение работы в группах, защита работ на местах.
8 мин.
14.
Рефлексия
Обобщение знаний по теме с опорой на содержательную сторону.
Задание: написать мини-сочинение «Сегодняшний урок помог мне….»
Выполнение работы, подготовка к проверке.
3 мин.
15.
Итог урока. Оценки. Молитва.
Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Оценки за урок.
Домашнее задание: упражнение 547(по группам); инд. задание упр.546 - Иванова Т.
.
Если есть вопросы, задают. Комментирование оценок.
Записывают д/з.
2 мин.