Конспект урока по русскому языку на тему Не с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 30

Тема: Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях (слитное и раздельное написание не с причастиями).

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников:

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

6/4ЛР: правильно писать н и нн в причастиях, графически обозначать условия выбора н и нн, находить в тексте слова с изученной орфограммой.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Эмоциональный настрой, пожелание плодотворной работы.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие ребята! Чтобы нам на уроке было комфортно, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! Желаю всем плодотворной работы! Садитесь.

Проверка готовности к уроку: справа на парте - учебник, дневник, тетради: рабочая, теоретическая. Лист самооценки, который мы будем заполнять по ходу урока: ставить себе оценку на каждом этапе урока.


II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1.Записать число, классная работа. Выборочный диктант: из предложений выписать причастия, объяснить их написание

Детские народные приметы и суеверия (Григорий Остер)

  1. Отцовский ремень, сложенный вдвое, - верный признак приближающихся неприятностей.2.Столкнуться на узкой дорожке со спешащим велосипедистом - дурная примета.3.Утренний вопль брата, обнаружившего свой портфель в аквариуме, - к большой беде.4.Кошка, которую дёрнули за хвост, пророчит исцарапанные уши.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью Г.Остер написал «Детские народные приметы и суеверия»? (Книги Г.Остера имеют огромное воспитательное значение: дети д.б. вежливыми, с уважением относится к старшим, не обижать младших и животных).

( Один ученик работает у доски, затем оценивает свою работу, оценивают и ребята, учитель)

2. Чтение предложений с причастиями, которые учащиеся подобрали из художественной литературы (самодиктант).

Остальные ученики определяют на слух и называют причастия, объясняют написания н и нн в них. Диктующие отмечают правильность или неправильность написаний и комментариев.

Самооценка. Ребята, поставьте себе оценку в Лист самооценки за языковую разминку, объективно оценивайте свою работу .

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Извлекать информацию из разных источников (художественной литературы).

4. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

5. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.

III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

Прочитайте предложение на слайде 2 и скажите, какую орфограмму по написанию причастий мы сегодня не повторяли?

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.

К.Д.Ушинский

  • О чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока в рабочей тетради. (Слайд 1) Задайте вопросы по теме урока. (Слайд 3) Каковы цели урока?

Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу на данном этапе урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.


IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. На основе анализа обобщающей таблицы «Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях» ученики формулируют правила слитного и раздельного написания не с причастиями.- стр.66-67

(Слайд 4). По таблице обучающиеся рассказывают правило.

Самооценка.

ФИЗМИНУТКА. (Включить, пока ребята ставят себе оценку)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица в текст).

3. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

V. Совершенствование правописных, развитие речевых умений.


Тренировочные упражнения.

1.Задание на Слайде 5: списать сл., раскрывая скобки; изменить сл. так, чтобы причастия с НЕ писались раздельно.

Нескошенная трава - не скошенная дедушкой трава,

незавязанные шнурки - не завязанные ребёнком шнурки,

неотправленное письмо - не отправленное мною письмо,

немытая посуда - не мытая, а грязная посуда,

некрашеные стены - не крашенные в комнате стены

несваренная морковь - не сваренная, а жареная морковь

- Ребята, как нужно изменить СЛ., чтобы прич. писались раздельно? (подобрать зависимые слова и противопоставление с союзом А). Молодцы!

Выполняется в парах, проверка коллективная.

2.ТЕСТ «Готовимся к ЕГЭ». Подпишите лист с тестом «Слитное и раздельное написание Не с причастиями». Выполняем тест на этом листочке, отмечая правильный ответ. Выполняется самостоятельно, самопроверка по слайду.

- Ребята, какие возникли затруднения?

3. Упр. 116 - развивается умение писать слитно или раздельно слова с не, графически обозначать условия выбора написания, а также писать слова с другими ранее изученными орфограммами.

Выполняется самостоятельно, проверка коллективная.








VII. Домашнее задание.

  1. Обязательное для всех: повторить правило «НЕ с причастиями», упр. 119 (самодиктант).

  2. Дополнительное (по желанию) : опишите комнату или портрет неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями с НЕ.

VI. Итог урока. Оценивание.


- Ребята, закончите предложения, подводя итог уроку: Я знаю… Я умею…

(Обуч-ся рассказывают правило, говорят, что вспомнили, когда слитно, когда раздельно пишутся НЕ с прич.)

Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку за урок. Кто из вас поставил себе «5»? «4»? «3»? Почему? Я согласна с вашими оценками. Лист самооценки и тест сдадите после звонка.

Спасибо за урок.

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

© Баласс, 2014


© 2010-2022