«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

                                                                       Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью,  воспитание гражданственности и любви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая работа

«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

по теме:

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Подбельск

Похвистневского района Самарской области

Кузнецова Л.А.





2014г.





Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще. Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Главное назначение учителя - быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он. Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. Задача моя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. На каждом уроке я учу детей, даю им знания, прививаю определенные умения и навыки. Я использую технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. На этих занятиях я ставлю задачи воспитывать: уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей; чувство ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье; уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей; сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность; понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями; негативное отношение к вредным привычкам; чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов; создавать: ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;

а также пропагандировать здоровый образ жизни;

дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;

создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;

приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям. В заключение я хочу предложить некоторые темы для проведения внеурочных мероприятий.

Классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Как повысить культуру речи?», «Народные праздники», «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», «Профессии милосердия и добра», «Фольклорные традиции и праздники россиян», «Город помнит своих освободителей», «Спорт в моей жизни». Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно». Беседы: «Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра». Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания - формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.



© 2010-2022