Урок письма в 5 классе Род имён существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Васкул Евгения Александровна

Учитель русского языка и чтения


МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

г. Мариинск


Урок письма в 5 классе

«Род имён существительных»

Пятый класс в коррекционной школе занимает особое место в овладении учащимися русским языком как учебным предметом, являясь переходным периодом от этапа практических грамматических упражнений к этапу изучения грамматических понятий и грамматико-орфографических правил.

Данная разработка урока письма составлена с учётом специфических особенностей детей с нарушением интеллекта.

Для более прочного усвоения нового материала на уроке использован поисковый метод, когда знания приобретаются на основе наблюдения над языковыми явлениями. В урок введена игровая деятельность, работа в парах, коллективное проговаривание, что является неотъемлемой частью в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.





Тема: Род имён существительных.

Цель: Ознакомление с мужским, женским, средним родом существительных.

Задачи: 1. Познакомить с категорией рода существительных,

приёмами его определения.

2. Коррекция мышления через включение заданий на

определение соответствий.

3. Воспитание интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: карточки-задания на закрепление для работы в

парах, сюжетные картинки для объяснения нового

материала

Ход урока

  1. Организация рабочего места учащихся.

(готовность к уроку)

2. Проверка Д\з:

А) - Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были вспомнить все изученные нами признаки части речи, которая обозначает предмет. Как называется эта часть речи? (имя существительное)

Я решила вам немного помочь и выписала их на доску, но поторопилась и кое-что пропустила.


  1. Собств.\на…

  2. Одуш.\нео…

  3. Число: (ед.ч. и …

(Учащиеся хором проговаривают недописанные признаки и участвуют в предложенной учителем разминке (слова для игры записаны на доске)

Б) Игра «Оживи предмет» (школа, дружба, шахта, печка, дача, мотоцикл). [5]

В)Игра «Один - много» (яблоко, ракета, мячик, снеговик, жук).[5]


  1. Постановка цели урока. Наблюдение над родом имён существительных.

- А почему пункт №4 вообще не заполнен? Конечно же, здесь должна быть ещё одна грамматическая категория имени существительного. Её название вы прочитаете в учебнике на с.102.(Род имён существительных)

- Запишите в тетрадях число и название этой темы урока. Сегодня мы будем учиться определять род имён существительных.

На доске слова с изображением предметов разделены на три группы:

СНЕГОВИК БАБОЧКА СОЛНЫШКО

ЖУК УЛИТКА ПИСЬМО

- Назовите слова из первого столбика. Запишите их в тетрадь, оставив 2 строки сверху.

Орфографическая работа над словом снеговик

(уч-ся устно называет орфограмму и комментирует правило)

- Я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «снеговик» принадлежит вам?

(МОЙ ,ОН)

(учитель над словами первого столбика записывает )

он мой

Ж.Р.\

- Существительные, о которых можно сказать « Он, Мой» - мужского рода.

( Аналогично проводится работа над словами двух других столбиков, вводятся понятия «женский род», «средний род». На чистых строчках появляется запись: «она моя, он мой/ ж.р., ср.р.»

- Итак, ваша задача - научиться различать род существительных. Как вы будете его определять? Какие слова подставлять?)

4. Закрепление.

А) Работа над правилом на стр. 103.

(чтение по частям с примерами).

- Ребята, существительные по родам не изменяются, они имеют свой род: или М.Р.,или ж.р.,или ср.р.

Б) Заучивание строк (коллективное. хором)

Женский род запомню я

И скажу: «она моя».

Я запомню род мужской

И скажу: «он мой».

Средний род «оно моё», -

Это правило твоё! [2]

  1. Динамическая пауза.( Физкультминутка)


  1. Тренировочные упражнения на определение рода существительных.

А) Комментированное выполнение у доски

упр. №254, стр.104. [3]

Задание: Спиши, определи путём подстановки слов ОН,ОНА или МОЙ,МОЯ, какого рода данные существительные.

Лев (он, мой)- м.р., львица (она, моя) - ж.р.;

медведь, медведица; волчица, волк; зайчиха, заяц; тигр, тигрица; голубка, голубь; ёж, ежиха.

Б) - Молодцы! Теперь вы без труда справитесь с заданием, если отправитесь в «Страну невыученных уроков».

- Какой-то умник, Никита Ошибочкин, неверно разделил слова по родам. Помогите ему. (рябина, шофёр, калитка, колесо, окно, ученик)- слова записаны на доске.

(На обратной стороне доски один ученик должен верно разгруппировать слова - существительные на карточках по родам, (проверка коллективная).

В) Работа в парах на карточках. - Вы отлично работаете! Теперь также дружно справимся со следующим заданием, которое обозначено на карточках. Работайте в паре, помогите друг другу.

Прочитай названия животных.

Заполни таблицу по образцу [4]

ЖЕНСКИЙ РОД

(Она моя)

МУЖСКОЙ РОД

(Он мой)

корова

бык

свинья

овца

лошадь

кошка

собака

Прочитай названия профессий.

Заполни таблицу по образцу [4]

…род (он мой)

…род (она моя)

учитель

учительница

певец

Лётчик

артист

крановщик


  1. Рефлексия.

- Ребята, какую запись мы с вами должны сделать в пункте №4 «Грамматические признаки имени существительного»?

- Какие вы будете подставлять слова к существительным для определения их рода?


  1. Комментирование оценок за урок.

  2. Домашнее задание: стр. 103, правило., упр.253. [3]

Список литературы:


  1. Барская Н.М., Нисневич Л.А. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1992г.

  2. Босая О.И. «Поурочные планы» по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

Волгоград, «Учитель - АСТ», 2002г. (с.43).

  1. Воронкова В.В. «Русский язык». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида (2-е издание), М., Просвещение, 2006г.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку «Читай, думай, пиши», ч. 2 «Имя существительное» (5-е издание), М., Просвещение, 2005г.

  3. Якубовская Э.В. «Дидактический материал для учащихся» с методическими рекомендациями для учителя (стр. 53-54).


© 2010-2022