Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики Крым

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______/А.А.Мехоношина/ Приказ № 280 от 31.08.2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку для 8-В класса


(базовый уровень)



Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Лёвочкина О.Б.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей филологического цикла

Протокол № 1 от.24.08.2015 г.

Руководитель МО __________ /Л.Н.Баштанник /





2015 г.



Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………..…………3

2. Общая характеристика учебного предмета……………………………….…………4

3. Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………...6

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………….. . ...6

5. Содержание учебного предмета……………………………………………….……..8

6. Тематический план ………………………………………………………...…..…… 12

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся……………………………………….......15

8. Критерии оценивания………………………………………………………….…… 19

9. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса ………………………………………..…… 28










1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее -БУП), примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов и авторской программой:

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа: методкабинет.рф

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. 5-9 классы - М. : Просвещение, 2014. -112 с.

и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • Русский язык. 8 класс. Учебник / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В. и др. - М. : Просвещение, 2014.

  • Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки/ Рыбченкова Л.М. - М.: Просвещение, 2013 г.

  • Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х ч. / Рыбченкова Л.М. - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Русский язык. Промежуточная аттестация. 8 класс. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону : Легион, 2014.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  10. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  12. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15. (5 класс).

  16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (6-11 классы).

  17. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. (6-11 классы).

  18. Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015-2016 учебный год

2. Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования

.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

210

210

140

105

70

735

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Данная программа рассчитана на 105 часов (год) по количеству учебных недель - 35.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка в 8 классе учащиеся должны

«ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ»:

  • основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 8 классе, и сведения о происхождении этих понятий;

  • основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.);

  • о русском языке как языке русского народа, государственном, средстве межнационального общения;

  • связи языка и культуры народа;

  • роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

«УМЕТЬ / ПРИМЕНЯТЬ»:

Речь:

  • выразительно выступать с сообщениями по общественно важным проблемам;

  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;

  • определять тип, стиль, тему, основную мысль текста;

  • подбирать заголовок, выделять главную и второстепенную информацию;

  • определять стиль и тип речи;

  • писать сочинения-описания;

  • писать сочинения-рассуждения на морально-этические темы;

  • совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на составные части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

  • владеть ознакомительными и изучающими видами чтения;

ГОВОРЕНИЕ:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных и языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать своё отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста

  • исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении

Орфография.

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их;

  • находить и исправлять орфографические ошибки;

  • правило писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Систаксис

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями

Пунктуация

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания,

  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • расставлять знаки препинания

  • в простых предложениях с однородными членами,

  • при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения,

  • в предложениях с прямой и косвенной речью,

  • при цитировании,

  • при обращениях,

  • междометиях,

  • вводных словах и предложения;

  • ставить тире между подлежащими и сказуемыми.


5. Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Общение и речь.

  • Ситуация общения и её составляющие: цель, тема, адресант и адресат, и обстановка общения (повторение и углубление знаний)

Слушание

  • слушание-понимание художественного текста, содержащего описание ситуации общения

Чтение

  • чтение-понимание (вслух) научно-популярного текста, содержащего описание ситуации общения

Говорение

  • подробный пересказ художественных текстов, со­держащих описание ситуации общения

  • составление диалогов (обмен мнениями) по данной ситуации общения с использованием информации из прочитанных или прослушанных текстов

  • рассказ на основе увиденного (или по жанровой картине)

  • выборочный пересказ художественного текста с элементами описания интерьера или природы

  • информационное сообщение о событиях из жизни класса, школы, города

Письмо

  • подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения

  • изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера (природы)

  • сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира

  • сочинение-описание интерьера (природы)

  • сочинение-рассуждение

  • сочинение на лингвистическую тему

  • создание текста-инструкции

  • Текст и его основные признаки: цельность, соответствие теме и основной мысли, информативность, связность, членимость, завершённость, подчинённость всех элементов содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли (углубление знаний). Структура текста (вступление, основная часть, заключение). Средства связи предложений и частей в тексте: повтор, использование синонимов, антонимов, однокоренных слов, местоимений, предлогов, союзов, речевых оборотов. Сложный план готового текста (повторение). Приёмы компрессии (сжатия) текста.

  • Типы и стили речи (повторение и углубление знаний). Сочетание в одном тексте разных типов речи. Особенности описания интерьера. Понятие о публицистическом стиле и его основных жанрах: информационное сообщение, заметка в газету о поступках людей. Основные источники и приёмы сбора материала для сочинения. Систематизация собранных материалов. Сложный план собственного высказывания.

Общение, виды и правила общения. Законы общения. Подготовленная и спонтанная речь. Литературная и нелитературная речь.

Виды работ:

  • Слушание (объём текста - 600-700 слов, время звучания - 6-7 минут);

  • чтение-понимание (молча) научно-популярных текстов о культуре общения;

  • состав­ление диалога о культуре общения;

  • устное сообщение о языке и культуре речи (о нормах литературной речи, о законах и правилах общения), с элементами сравнения и обобщения;

  • слушание-понимание научно-популярных текстов о культуре общения;

  • сжатое изложение научно-популярного текста о культуре речи и общения по самостоятельно составленному сложному плану.

Текст и его признаки, относительно самосто­ятельные части текста. Требования к зачину; виды зачинов. Приём пунктирного развёртывания содержания (практически). Виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная, смешанная (пов­торение и углубление знаний).

Виды работ:

  • слушание-понимание текстов разных стилей, типов, жанров

  • чтение-понимание (вслух) текстов разных типов, стилей, жанров

  • подробный пересказ текста повествовательного характера

  • подробное изложение текста повествовательного характера

Типы речи. Построение описания местности, па­мятников истории и культуры. Рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта.

Виды работ:


  • слушание-понимание текстов разных типов и стилей с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • чтение-понимание (молча и вслух) текстов разных типов и стилей с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • составление диалога (диа­лог-расспрос), включающего реплики с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • выборочный пересказ повествовательных текстов с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • устное сочинение-рассказ с обрамлением и элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • выборочное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • сочинение-рассказ с обрамлением и элементами описания местности, памятников культуры и истории.

Стили речи. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Публицистический стиль: сфера использования, функции, тематика, адресат. Языковые особенности публицистического стиля, жанры публицистического

стиля: интервью.

Виды работ:


  • слушание-понимание текстов публицистического стиля на морально-эти­ческие темы (объём текста - 600-700 слов, время звучания - 6-7 минут);

  • чтение-понимание (вслух) публицистических текстов на морально-этические темы;

  • составление диалога с элементами рассуждения и оценки на морально-этические темы;

  • устное сочинение-рассуж­дение на морально-эти­ческие темы в публицистическом стиле по сложному плану;

  • сжатое изложение текста публицистического стиля на морально-этические темы;


  • сочинение-рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле по сложному плану.

Содержание тем

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях,

  • отражение в содержании обучения задач развития личности,

  • практической значимости и научности содержания обучения,

  • доступности обучения,

  • соблюдение преемственности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Общение, виды и правила общения. Законы общения. Подготовленная и спонтанная речь. Литературная и нелитературная речь.

Виды работ:

  • Слушание (объём текста - 600-700 слов, время звучания - 6-7 минут);

  • чтение-понимание (молча) научно-популярных текстов о культуре общения;

  • состав­ление диалога о культуре общения;

  • устное сообщение о языке и культуре речи (о нормах литературной речи, о законах и правилах общения), с элементами сравнения и обобщения;

  • слушание-понимание научно-популярных текстов о культуре общения;

  • сжатое изложение научно-популярного текста о культуре речи и общения по самостоятельно составленному сложному плану.

Текст и его признаки, относительно самосто­ятельные части текста. Требования к зачину; виды зачинов. Приём пунктирного развёртывания содержания (практически). Виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная, смешанная (пов­торение и углубление знаний).

Виды работ:

  • слушание-понимание текстов разных стилей, типов, жанров

  • чтение-понимание (вслух) текстов разных типов, стилей, жанров

  • подробный пересказ текста повествовательного характера

  • подробное изложение текста повествовательного характера

Типы речи. Построение описания местности, па­мятников истории и культуры. Рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта.

Виды работ:


  • слушание-понимание текстов разных типов и стилей с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • чтение-понимание (молча и вслух) текстов разных типов и стилей с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • составление диалога (диа­лог-расспрос), включающего реплики с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • выборочный пересказ повествовательных текстов с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • устное сочинение-рассказ с обрамлением и элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • выборочное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры;

  • сочинение-рассказ с обрамлением и элементами описания местности, памятников культуры и истории.

Стили речи. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Публицистический стиль: сфера использования, функции, тематика, адресат. Языковые особенности публицистического стиля, жанры публицистического

стиля: интервью.

Виды работ:


  • слушание-понимание текстов публицистического стиля на морально-эти­ческие темы (объём текста - 600-700 слов, время звучания - 6-7 минут);

  • чтение-понимание (вслух) публицистических текстов на морально-этические темы;

  • составление диалога с элементами рассуждения и оценки на морально-этические темы;

  • устное сочинение-рассуж­дение на морально-эти­ческие темы в публицистическом стиле по сложному плану;

  • сжатое изложение текста публицистического стиля на морально-этические темы;


  • сочинение-рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле по сложному плану.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел I. Введение. Русский язык в современном мире- 1 час

Раздел II.Повторение. Закрепление ранее изученного - 7 часов

  • Речь ее разновидности.

  • Текст, его основная мысль.

  • Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Повторение.

  • Типы речи.

  • Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

  • Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Раздел III. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.- 4 часа

  • Синтаксис как раздел грамматики.

  • Виды и средства синтаксической связи.

Раздел IV. Словосочетание. - 4 часа

  • Словосочетание.

  • Предложение.

Раздел V- VI- VII . Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения - 18 часов

  • Главные члены предложения, их функция.

  • Подлежащее и способы его выражения.

  • Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.


  • Второстепенные члены предложения, их функция.

  • Определение.

  • Дополнение.

  • Обстоятельство.

  • Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Раздел VIII. Односоставное простое предложение. Неполное предложение. - 13 часов

  • Виды односоставных предложений.

  • Определенно-личное предложение.

  • Неопределенно-личное предложение.

  • Обобщенно-личное предложение.

  • Безличное предложение.

  • Назывные предложения.

  • Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

Раздел XI. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами - 14 часов

  • Понятие однородности членов предложения.

  • Средства связи между однородными предложения.

  • Однородные и неоднородные определения.

  • Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Раздел X. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. - 10 часов

  • Обращение.

  • Понятие водности как речевой категории.

  • Вставные конструкции.

Раздел XI. Предложения с обособленными членами - 16 часов

  • Понятие обособления второстепенных членов предложения.

  • Обособленные определения и приложения.

  • Обособленные обстоятельства.

  • Уточняющие члены предложения.

Раздел XII .Синтаксические конструкции с чужой речью. - 6 часов

  • Прямая речь и ее оформление.

  • Косвенная речь.

  • Замена прямой речи косвенной.

  • Цитаты и их обозначение.

Раздел XIII. Повторение и систематизация изученного. - 7 часов

  • Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

  • Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

  • Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.

  • Уточняющие члены предложения.

  • Основные орфограммы, изученные в течение года.

  • Раздел XIV. .Повторение. - 2 часа












6. Тематический план

Наименование разделов и тем

Учебные

часы

Развитие

речи

Диктант

Словарный диктант

Контрольная работа

Изложение

Сочинение

1.

Введение. Русский язык в современном мире.

1


2.

Повторение. Закрепление ранее изученного в 5 - 7 классах.

4

1


3.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

4


1

4.

Словосочетание.

4

1

5

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

18

1

2

2

6

Односоставное простое предложение. Неполное предложение.

13

1

1

7

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами .

14

2

1

2

8

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

10

1

1

9

Предложения с обособленными членами.

16

1

1

1

Синтаксические конструкции с чужой речью.

6

2


5.

Повторение и систематизация изученного.

7


2

6.

Повторение.

5


Всего :

105

4

2

4

3

5

Общее количество контрольных работ

С русским языком обучения


Диктант

Словарный диктант

Контрольная работа

Изложение

Сочинение

8 класс

2

4

3

3

6




7. Календарно-тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8-В класса на 2015 - 2016 учебный год составлено на 105 часов. Предусмотрено проведение 3 тематических контрольных работ, 2 диктантов,2 словарных диктантов,3 изложений,6 сочинений.

Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, всего 105 часов в год на изучение русского языка .

В рабочую программу по предмету «Русский язык» в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 105 часов календарно-тематическое планирование составлено на 105 часов.

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов), темы урока

Практическая часть

Формы и

темы

контроля

Прим.

План

Факт

Введение

1.

01.09

Введение. Русский язык в современном мире

.

Повторение изученного в V - VII классах (7 часов)

2.

02.09

Речь, ее разновидности

3.

03.09

Р. Р. № 1 Текст и его структура. Средства и способы связи предложений в тексте

4.

08.09

Р. р. № 2. Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль

5.

09.09

Р. р. № 3. Научный стиль. Сжатое изложение (по упр.38).

6.

10.09

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними слово-форм других частей речи.

7.

15.09

Контрольный диктант № 1


8.

16.09

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (4 часа

9.

17.09

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.

10.

22.09

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.

Творческое задание.

11.

23.09

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.

12.

24.09

29.09

Р. р. № 4. Контрольное сжатое изложение №1 текста публицистического стиля на морально-этические темы.


Словосочетание (4 часа)

13.

29.09

30.09

Анализ изложения. Словосочетание, его структура и виды. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

14.

30.09

01.10

Типы связи слов в словосочетании

( согласование, управление, примыкание).

15.

01.10

06.10

Типы связи слов в словосочетании

( согласование, управление, примыкание).

16.

06.10

07.10

Контрольный словарный диктант № 1.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Контрольный словарный диктант № 1.

Простое предложение (3 часа)

17.

07.10

08.10

Анализ диктанта. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения.

18.

08.10

13.10

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

19..

13.10

14.10

Р.р. № 5. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.


Двусоставные предложения (7 часов)

20.

14.10

15.10

Главные члены двусоставного предложения Подлежащее и способы его выражения.

21..

15.10

20.10

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Языковой анализ текста.

22.

20.10

21.10

Составное глагольное сказуемое.


23.

21.10

22.10

Составное именное сказуемое.


24..

22.10

03.11

Тире между подлежащим и сказуемым.

Творческое задание.

25.

03.11

05.11

Р. р. № 6. Контрольное изложение №2 текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры.

26..

05.11

10.11

Р. р. № 7. Контрольное изложение №2 текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры.


Второстепенные члены предложения (8 часов)

27.

10.11

11.11

Второстепенные члены и их роль в предложении. Определение и его виды.

28..

11.11

12.11

Определение и его виды. Приложение как разновидность определения.

29.

12.11

17.11

Дополнение и его виды.

30.

17.11

18.11

Обстоятельство и его виды.

31.

18.11

Р.р. № 8 Устное сочинение-рассказ с обрамлением и элементами описания местности, памятников истории и культуры.

32.

19.11

Р. р. № 9. Подробное изложение (по упр.4 на с.83).

33.

24.11

Повторение темы «Двусоставные предложения».

34.

25.11

Контрольная работа № 1 по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

.

Односоставные предложения (13 часов)

35.

26.11

Главный член односоставного предложения.

36.

01.12

Основные группы односоставных предложений и их особенности.

37.

02.12

Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

38.

03.12

Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

39.

08.12

Р.р. №10 Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели» (упр.159)

40.

09.12

Обобщенно-личные предложения.

41.

10.12

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

42.

15.12

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

Контрольное сочинение.

43.

16.12

Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

44.

17.12

Неполные предложения.

45.

22.12

Повторение темы «Односоставные предложения»

46.

23.12

Контрольный словарный диктант № 2. Тестирование по теме «Односоставные предложения»

47.

24.12

Анализ диктанта. Понятие о простом осложнённом предложении.


Однородные члены предложения (14 часов)

48.

12.01

Понятие об однородных членах предложения.

Контрольный словарный диктант.

49.

13.01

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними.

Контрольный диктант.

50.

14.01

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними

51

19.01

Р. р. № 11. Подготовка к контрольному сочинению №1. Описание памятника.

52.

20.01

Р. р. № 12. Контрольное сочинение №1. Описание памятника.

Рассказ по схеме.

53.

21.01

Анализ сочинения. Однородные и неоднородные определения

Морфологический разбор.

54.

26.01

Однородные и неоднородные определения


55.

27.01

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

56.

28.01

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

57.

02.02

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

58.

03.02

Повторение темы «Однородные члены предложения».

59.

04.02

Контрольная работа №2 по теме «Однородные члены предложения»

Морфологический разбор.

60.

09.02

Анализ контрольной работы.


61.

10.02

Р.р. № 12. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста.

62.

11.02

Р. р. № 13. Контрольное сочинение №2. Сочинение-рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле по сложному плану.


Обособленные члены предложения (16 часов)

63.

16.02

Анализ сочинения. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

64.

17.02

Обособление определений.


65.

18.02

Обособление определений.


66

24.02

Обособление приложений.


67.

25.02

Обособление приложений.


68.

27.02

Обособление обстоятельств.

Рассказ по схеме.

69.

01.03

Обособление обстоятельств.

Контрольная работа.

70.

02.03

Обособление обстоятельств.

71

03.03

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

72.

09.03

Обособление дополнений.

Контрольный словарный диктант № 3.

73.

10.03

Обособление уточняющих членов предложения.

74.

15.03

Р. р. №14. Сочинение - рассуждение «Традиции моей семьи» (по упр.276)

Планирование.

75.

16.03

Повторение темы «Предложения с обособленными членами предложения»

76.

17.03

Контрольная работа №3 по теме «Обособленные члены предложения».

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 часов)

77.

22.03

Анализ контрольной работы.

Предложения с обращениями.

78.

23.03

Предложения с обращениями.

79.

24.03

Предложения с вводными конструкциями.


80.

05.04

Предложения с вводными конструкциями.


81.

06.04

Предложения со вставными конструкциями.

82.

07.04

Р.р. №15 Устное сообщение о языке и культуре речи (о нормах литературной речи, о законах и правилах общения), с элементами сравнения и обобщения.

83.

12.04

Предложения со вставными конструкциями.

84.

13.04

Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».

85

14.04

Р. р. №16. Подготовка к контрольному сочинению №3 с элементами описания местности.

Морфологический разбор.

86.

19.04

Р. Р. №17. Контрольное сочинение №3 с элементами описания местности.

Синтаксические конструкции с чужой речью (6 часов)


87.

20.04

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

88.

21.04

Диалог. Составление диалога (диа­лог-расспрос), включающего реплики с элементами описания местности, памятников истории и культуры

89

26.04

Косвенная речь.

90

27.04

Контрольный словарный диктант № 4.

Цитаты и знаки препинания при цитировании.

91.

28.04

Анализ диктанта. Повторение темы «Способы передачи чужой речи».

92

03.05

Контрольный диктант №2


93

04.05

Работа над ошибками.


Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7 часов)

94

05.05

Второстепенные члены предложения, их

функция.

95

10.05

Контрольное изложение №3 текста публицистического стиля на морально-этические темы.

96

11.05

Контрольное изложение №3 текста публицистического стиля на морально-этические темы.

97

12.05

Работа над ошибками. Обособление второстепенных членов предложения.

98

17.05

Обособление второстепенных членов предложения.

99

18.05

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

100

19.05

Предложения с прямой речью.


101

24.05

Синтаксис и культура речи.


102

25.05

Повторение

103

26.05

Повторение

104

30.05

Повторение

105

31.05

Повторение



8. Критерии оценивания

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче­ника должен представлять собой связное, логически последо­вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу­чаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) сте­пень осознанности, понимания изученного;

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

3) языковое оформ­ление ответа.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта

Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

5

90-100

12

2-3

5

15-20

1 слово

6

100-110

16

3-4

7

20-25

2 слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

8

120-150

24

10

10

30-35

4 слова

9

150-170

24

15

10

35-40

4 слова

1До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную програм­му;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по­ставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи­тываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида


9.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.

  3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа : методкабинет.рф.

  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. 5-9 классы - М.: Просвещение, 112 с.

  5. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

Учебники

  1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. - М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методические пособия

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: Просвещение, 2007

  3. Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997.

  4. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

  5. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 1998

  6. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002

  7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Изд. 2-е, исправлено и дополнено. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.

  8. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с. (Академический школьный учебник).




Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных писателей.

Раздаточный материал по разделам курса русского языка / литературы.

Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Видеофильмы по разным разделам курса русского языка / литературы.

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.


Рабочее место учителя

Оборудование: персональный компьютер; проектор; экран; телевизор

Интернет-ресурсы

  • rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка

  • gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  • ruscorpora.ru - национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.

  • fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений.

  • ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.

  • mapryal.org - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

  • ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН).

  • ruslit.ioso.ru - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.

  • ruscenter.ru - центр развития русского языка.

  • philology.ru - филологический портал.

  • slovari.ru - Электронные словари.

  • gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  • teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm - Русский язык.

  • gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.

  • slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.

  • imena.org - популярно об именах и фамилиях.

  • philol.msu.ru - русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.

  • gmcit.murmansk.ru - информационные технологии на уроке русского языка

  • gimn13.tl.ru - искусство слова: авторская методика преподавания русского языка.

  • uroki.net - поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.

  • language.edu.ru - коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала.

  • rusword.org - мир слова русского.

  • yamal.org - опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка.

  • stihi-rus.ru - основные правила грамматики русского языка.

  • likbez.spb.ru - тесты по русскому языку.

  • repetitor.1c.ru/online - репетитор-онлайн. Русский язык и тесты по пунктуации.

  • riash.ru - журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложением «Уроки Литературы».

  • schoolpress.ru - журнал «Русский язык и литература для школьников




© 2010-2022