Методическая разработка по написанию сочинения

В работе представлены указания к написанию сочинения; памятки.С помощью данной работы  студенты научатся правильно выстраивать работу над сочинением, подбирать материал, составлять план и редактировать свой текст.С помощью данных МР студенты научатся правильно выстраивать работу над сочинением, подбирать материал, составлять план и редактировать свой текст.Цели данной работы заключаются в помощи научиться:- правильно понимать предложенную тему;- придать теме направление, созвучное духовным искан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки УР

БОУ СПО УР «Ижевский индустриальный техникум»









Н. Ю. Урюпина, преподаватель русского языка и литературы .







Методические рекомендации по написанию сочинения и

других творческих работ.








Ижевск , 2013

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации предназначены для студентов I курса, изучающих дисциплины «Русский язык» и «Литература».

В МР представлены указания к написанию сочинения; памятки.

С помощью данных МР студенты научатся правильно выстраивать работу над сочинением, подбирать материал, составлять план и редактировать свой текст.

Цели данной работы заключаются в помощи научиться:

- правильно понимать предложенную тему;

- придать теме направление, созвучное духовным исканиям;

- чётко формулировать свои мысли;

- располагать мысли последовательно, логично;

- аргументировать свои рассуждения;

- уметь делать выводы и обобщения.

МР состоят из трех разделов:

1) методические указания по написанию сочинения:

- как выстраивать работу над сочинением поэтапно;

- почему важно обдумывать выбор темы;

- для чего нужно определять идею сочинения;

- значение составления плана;

- подробные объяснения по композиции сочинения;

2) критерии оценки сочинения.

3) памятки для написания других творческих работ.

РАЗДЕЛ 1: Методические указания по написанию сочинения.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, необходимо продумать определённые моменты, которые очень важны для успешного результата. Я предлагаю выстраивать работу над сочинением в следующем порядке с указанием примерного количества времени, которое можно потратить на каждый этап работы:

1) выбор темы (10 минут);

2) обдумывание темы (20 минут);

3) определение идеи сочинения (10 минут);

4) составление плана (20 минут);

5) написание сочинения (1,5 - 2 часа);

6) редактирование и переписывание (час - 1,5 часа).

Итак, основные указания по каждому этапу работы написания сочинения.

Выбор темы- очень ответственный этап. Надо отчётливо себе представлять мотивы, которыми руководствуетесь при выборе. Надо уметь учитывать обстоятельства, главные из которых следующие: знание материала, интерес к теме, понимание темы. Экзаменационное сочинение предъявляет более жёсткие требования к выбору темы, нежели домашнее сочинение. На экзамене иногда приходится поступиться интересом к какой-либо теме, если материал для этой темы помнится недостаточно хорошо. Поэтому при выборе экзаменационного сочинения надо руководствоваться главным образом знанием материала. Остальные обстоятельства учитывать по возможности. Если в экзаменационных темах нет знакомой для вас темы, то надо учитывать, в первую очередь, знание материала, и, конечно же, свои возможности. Если вы пишите медленно, не беритесь за обширную тему, включающую разговор о нескольких крупных произведениях. Завязнете в материале, не успеете написать всё задуманное, в конце работы станете нервничать, наделаете много ошибок, скомкаете хорошие мысли. Если вы любите поспорить, возьмите тему поострее - ваша черта характера поможет раскрыть тему живо и интересно. Словом, выбирайте тему так, чтобы использовать лучшие стороны и своей подготовки, и своих способностей, и своего характера.

Цель обдумывания темы- это чёткое представлениео чём писать. Обдумать тему - это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы. Отсутствие такого анализа ведёт к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы.

Предлагаю разобрать несколько особых случаев, вызывающих некоторые затруднения при обдумывании темы. Например, темы, сформулированные с помощью цитат. Вот одна из таких тем:

«Отечество

славлю которое есть,

но трижды -

которое будет».

Цитата из поэмы В. Маяковского «Хорошо!». О чём здесь писать? О безграничной любви к Отечеству. Только кого: Маяковского, других поэтов или автора сочинения? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Если цитатная тема сопровождается разъяснением, тогда всё ясно. Например, под вышесказанной темой в скобках написано: (по произведениям Маяковского). Но иногда под цитатой стоит только фамилия автора. Как тут быть? Это решать вам самим. В данном случае, наверное, естественнее всего писать всё же о любви к Отчизне самого Маяковского.

Немало ошибок делается и при обдумывании так называемых личностных тем. Это темы типа «Моё отношение к…», «Мой любимый герой…», «Мои любимые страницы…» и т.п. О чём писать в сочинениях на такие темы? Например, в сочинении «Мой любимый герой…» надо писать не только о том или ином литературном герое, но и о себе: что вы цените в людях, чего ждёте от литературы и, в частности, от любимого литературного героя. Иными словами, при обдумывании личностных тем непременно должен присутствовать элемент самоанализа. Если вы не хотите вести разговор о себе, лучше от такой темы отказаться. Иначе получится сухо, неискренне, а то и вовсе не на тему.

Большую трудность вызывает написание обзорных, "сквозных" тем. Если вы решили написать сочинение на обзорную тему, например: "Образ странника в русской литературе второй половины XIX века", прежде всего постарайтесь во вступлении определить исходные позиции. Тип странника можно истолковать по-разному: странники - это богомольцы, верующие люди, собирающие пожертвования на строительство новых церквей. Или это созерцатели, бредущие по миру с единственной целью - насладиться его красотой. Или это правдоискатели, озабоченные потребностью найти истину, раскрыть тайну бытия. Оговорите во вступлении ваше понимание странничества как одной из сторон русской народной жизни. Оговорите также литературные произведения, сюжетами которых можно воспользоваться для реконструкции данного типа героя. В основной части проанализируйте хотя бы два из названных во вступлении текстов (например, "Очарованный странник" Н. Лескова и "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова). Постарайтесь для себя определить особенности изображения странников у каждого автора и на этих особенностях (а не на пересказе сюжета!) стройте свое изложение. В заключении уместно было бы порассуждать, почему данный тип героя стал актуален в русской литературе именно во второй половине XIX века.

Переходим к нахождению идеи сочинения. Связь между темой и идеей сочинения должна быть очень тесной. После того как вы определили о чём будете писать, задайте себе следующий вопрос: что именно вы будете доказывать в сочинении, то есть какова будет идея сочинения.

Нахождение идеи - процесс неоднозначный. Почти каждую тему можно раскрыть в нескольких направлениях, то есть идею нужно разветвлять, иначе сочинение получиться неполным. Старайтесь выбрать такое направление, которое больше всего отвечало бы вашим духовным исканиям, вашим интересам. Поэтому существует понятие, что выбор направления - процесс индивидуальный, творческий.

Но помните: свой выбор направления надо обязательно оговорить во введении. Например, так: «Тема Родины в поэзии Есенина необъятна. В своём сочинении я рассмотрю один из аспектов этой темы, наиболее близкий моей душе. Я хочу написать об удивительном даре поэта так рисовать нашу родную природу. Что просто невозможно не заразиться от поэта такой влюблённостью в свой край». После такого объяснения по поводу избранного вами направления уже никто не будет к вам в претензии, что вы не написали о других направлениях этой темы, а ваше сочинение будет оценено с той точки зрения, насколько глубоко, содержательно, интересно вы раскрыли выбранное вами направление.

Следующим этапом работы над сочинением является составление плана. К сожалению, на план зачастую смотрят, как на не обязательный элемент. А зря. Именно с помощью плана, составленного вами же, вы сможете чётко следовать логичному рассуждению по выбранной теме. Без плана ход ваших мыслей может быть потерян, мысли будут высказаны в смешанном порядке - отсюда вывод: сочинение может не состояться.

Сочинение обычно состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);

- очень длинное, затянутое вступление.

При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: "Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?" Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и учитель (экзаменатор), читая сочинение. Весьма существенным представляется временной фактор: экзамен ограничен четырьмя часами, и нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя "не по теме".

Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении. Вступление может вводить в тему анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе "Гроза" А. Островского» начинается динамично: «Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом - к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое». Данное вступление можно расценить как удачное. Тема "Образ Катерины..." весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.

Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени"», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.

Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста. Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Главное, выбрать подходящее для темы вступление, которое в литературе представлено в пяти видах:

1) историческое - рассказ об эпохе, в которой создавалось произведение, или об исторических событиях произведения;

2) аналитическое - размышления по поводу какого-то понятия, входящего в формулировку заглавия темы;

3) биографическое - какие-то сведения из биографии писателя: или факты самой жизни, или пути становления его мировоззрения, или сведения об истории создания данного произведения, которые связаны с биографией автора;

4) сравнительное - проведение параллелей, которое даёт возможность более чётко сознать, что в творчестве писателя традиционно, а что принципиально ново и почему;

5) обществоведческое - здесь привлекаются мысли известных политиков, ученых, обществоведов: анализируются их рассуждения на примере произведения.

После вступления следует основная часть, в которой доказывается идея сочинения. Нужно убедить читателя вашего сочинения, что идея вытекает из выбранной темы и соответствует привлекаемому литературному материалу. Говоря иначе, вам надо подтвердить свою идею целым рядом мыслей, а эти мысли, в свою очередь, подтвердить рядом примеров из литературных произведений. Аргументы должны быть самыми разнообразными, не повторяющимися. Не забывайте обозначать своё мнение словами типа «мне кажется», «я считаю», «на мой взгляд» и т.п.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки. Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение учитель (экзаменатор) не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Например, как строится заключение в сочинении на тему "Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова": «В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия "судьба" в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию "судьба", изменение этого отношения со временем - все эти стороны я старался охватить в своей работе».

Некоторые экзаменационные темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева "Отцы и дети"» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: "дети" продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу "новое слово". Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. "Дети" отрицают жизненные идеалы "отцов", выросших при социализме и строивших коммунизм, "отцы" не понимают "детей", выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Заключение, как и вступление, может быть разных видов:

1) заключение-выводы - выводы берутся из имеющихся в сочинении мыслей, то есть из аргументов. Выводы должны нести в себе обязательно новую по сравнению с аргументами мысль, но возникшую на основании аргументов. Заключающая мысль должна быть более общей по сравнению с конкретными, частными мыслями аргументов;

2) заключение-следствие - здесь можно выйти за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. В следствии используются знания сверх данного произведения. Это может быть разговор о влиянии данного произведения на литературный процесс или на жизнь. Но связь следствия с темой должна быть всё равно очень тесной.

Несомненно, предложенный выше план является одним из возможных путей, по которому можно следовать при написании сочинения. Для вас главным будет определить направление, основные его вехи и четко следовать им при написании сочинения. Еще раз хочу напомнить, что при написании любого сочинения студент должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения.

После того как вы составили план своего сочинения, необходимо приступать к его написанию. Написание сочинения не должно отклоняться от плана!!! Не отклоняйтесь от темы сочинения!!! Начинайте излагать свои мысли на черновике. Так вы сможете что-то изменить или подправить в своём сочинении. Обязательно используйте цитаты, они помогают убедить читателя вашего сочинения в том, что вы владеете глубоким знанием произведения. Но будьте внимательны - не перегружайте сочинение цитированием. Это вызовет сомнение в самостоятельности ваших рассуждений. Используйте тропы для выразительности речи. Пишите сочинение в одном стиле: функциональном или индивидуальном.

Функциональный стиль - это стиль, специально выбираемый пишущим в соответствии с характером предложенной темы или с характером выбранного им направления раскрытия темы.

Индивидуальный стиль - это стиль, присущий данному конкретному человеку с его особой, неповторимой манерой выражения своих мыслей.

Итак, вы закончили писать сочинение на черновике. Приступайте к его редактированию и переписыванию. Перечитайте внимательно своё сочинение! А.П. Чехов говорил: «Писать хорошо - это вычёркивать плохо написанное». Поэтому отнеситесь объективно к своим мыслям, изложенным на бумаге. Посмотрите на своё сочинение как бы со стороны. Внести правку, изменения, если потребуется, проверьте грамотность. Ещё раз сверьтесь с планом!

После тщательного редактирования приступайте к переписыванию набело. Сочинение пишите аккуратно, не торопясь.

Ознакомьтесь с критериями оценки вашего сочинения!

РАЗДЕЛ 2: Критерии оценки сочинения:

Сочинение оценивается с точки зрения содержания (первая оценка) и грамотности (вторая оценка).

Наиболее важными при выставлении оценки по литературе (содержание) являются следующие факторы:

1. Соответствует ли содержание сочинения предложенной теме; насколько полно раскрыта тема в работе.

2. Анализирует ли студент текст произведения, подтверждает ли свои мысли примерами и цитатами из текста.

3. Композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены).

4. Насколько самостоятельны суждения студента.

5. Насколько последовательно излагается содержание (логика рассуждений и доказательств).

6. Присутствуют ли в сочинении речевые, стилистические, фактические и логические ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности:

В письменных работах студентов встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами, или традицией письма ("безшумный" вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т. п). Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т. п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые по программе. Все ошибки исправляются учителем. Но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление Ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) допущенные в словах - исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании Ы и И после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в оборотах типа «куда он только не обращался; куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; никто иной не…; не кто иной, ничто иное не…; не что иное, как…»; то есть, в случаях трудного различения НЕ и НИ.

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В письменных работах могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка. К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если студент допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах «строят, видят», это однотипные ошибки, так как они соответствуют одному правилу написания, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола. Примеры других однотипных ошибок: в роще, в поле, снежок, щелчок. Последние два примера иллюстрируют однотипные ошибки на правило, применение которого основано на анализе фонетических особенностей слова (положение гласной под ударением и после шипящей). Ошибки в парах «поздний, грустный; взглянуть, тянуть» не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов: это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Критерии пунктуационной грамотности:

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действие основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом И. Действие этого правила ограничено условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом И не ставится. Постановка студентом запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа «Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе» или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ. Это, прежде всего, ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложения и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений:

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков студентов, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

1) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения студента пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

Основные критерии оценки сочинения:

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме

Допускаются:

- 1 орфографическая ошибка или

- 1 пунктуационная ошибка

или

- 1 грамматическая ошибка

2. Фактические ошибки отсутствуют

3. Содержание излагается последовательно

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается один недочёт в содержании, 1-2 речевых недочёта.

«4»

1. Содержание работы, в основном, соответствует теме (имеются лишь незначительные отклонения)

Допускаются:

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или

- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

или

- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

2. Содержание, в основном, достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения.

Допускаются:

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки

или

- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок

или

- 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых ошибок.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Очень беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом, в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются:

-7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок

или

- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок

или

- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок

или

-8 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


© 2010-2022