План-конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 11-Б КЛАССЕ «Слитное, раздельное и дефисное написание»

Данная работа представляет собой методическую разработку урока практикума по русскому языку в 11 классе  ( в формате ЕГЭ).        Преподавание русского языка в 10 -11 классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный.  Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.                                       Пояснительная записка ·        Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект урока

РУССКОГО ЯЗЫКА В 11- Б КЛАССЕ

«Слитное, раздельное и дефисное написание»



Учитель Стрижкова И.Д.




Методическая разработка урока-практикума

по русскому языку в 11 классе.











ГБОУ школа № 335 Пушкинского р-на

27.01.2015 г.



Данная работа представляет собой методическую разработку урока практикума по русскому языку в 11 классе ( в формате ЕГЭ).

Преподавание русского языка в 10 -11 классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.

Пояснительная записка

· Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 -9 классов и умения обобщать и систематизировать материал. Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.

· Тип урока - обобщение знаний и закрепление орфографического навыка.

· Главный этап - (4) обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и (5) закрепление знаний. Систематизация справочного материала, выработка навыка применения орфограммы. Материал объемный и сложный, поэтому таблица предлагается в готовом виде для анализа, а не составляется учениками на уроке. Задача - научить применять многочисленные правила, регламентирующие данный тип написания, на практике, чему и служат последующие этапы урока. Предыдущие же этапы подготавливают к восприятию материала.

· Оценка успешности достижения целей урока:

· Показатели реального результата -выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по Сборнику ФИПИ .По ним и будет виден реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.

· Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке будет проведён мониторинг усвоения темы и закрепление орфографического навыка.

Разработка открытого урока русского языка

на тему « Слитное, раздельное, дефисное написание» 11 класс.

Планируемые результаты:

1) Метапредметные:

-развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике.

2) Предметные:

-обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

3)Личностные:

-развитие умения работать индивидуально, анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.


Оборудование: оборудование мультимедиа, презентация,ключ для самопроверки, ключ для взаимопроверки,таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки для самостоятельной дифференцированной работы.












Тема урока:

«Слитное, раздельное и дефисное написание»

Тип урока:

Урок обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии

Цель урока:

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

Задачи:

1) Систематизировать полученные знания;

2)Развивать умения применять теоретические знания на практике;

3)Воспитывать любовь к родному слову русской речи.

Ход урока.

  1. Орфоэпическая разминка. ( Слайд 2,3,4)

  2. Пояснение и запись темы, связь с предыдущим уроком, постановка задач урока. (Подготовка к работе по повторению и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-9 классах).

  3. Проверка домашнего задания. Кодификатор по упр. 650 (5)

1-слитно

2-раздельно

3-дефис

КОД: 3,1,2,3,3,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,3,2,3,1.

Ученик представляет свою работу , заранее выполнив запись на доске. Задаём вопросы. Особое внимание к частям речи. Оцениваем выполнение по слайду 5.

  1. Повторим теорию по Справочнику для подготовки к ЕГЭ.

Видеоурок. Фрагмент. ( от 00 - до 2.52 , затем от 4,50 - до 6,32

  1. Тренировка алгоритма рассуждений по заданию Справочника, решение двух тестов.

  2. Предлагаю выполнить кодификатор упр 650 (3) по принципу выполнения домашнего задания : 1 - слитно, 2- раздельно, 3- дефис. Проведём взаимопроверку. ( Слайд 7)

  3. Физкультминутка

  4. Таким образом, мы ещё раз повторили орфограмму и выполним орфографический минимум. Словарный диктант на правописание наречий. Ученик пишет на доске.

Начать сначала, по-видимому, в глубь тайги, бок о бок, без разбору, по-русски, прийти вовремя, давным-давно, на ходу, с размаху, во-первых, упасть вниз.


  1. Тренировка. Решаем тесты (ответы записываем в виде кода ) :

Слайды 9-13 ответы - слайд 14

10 . Проверочная работа в формате ЕГЭ

( по сборнику ФИПИ - 2015 Г.) Каждый вариант решает по пять заданий. Взаимопроверка. По слайдам. Внесение оценок в « Лист оценок»








  • Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 ученик выполняет задание на доске. Таблица приготовлена на доске.

(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.

После выполнения задания каждый ученик получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:

Имя существ

Имя прилагательное

Наречие

Местоимение

Предлог

чудо-машина

свежемороженый

мало-помалу

Кое-что

Из-за

полдома

южноафриканский

по-моему

Кто-либо

в одиночку

стереозвук

трехведерный

по-братски

Несмотря на

пол-России

юго-западный

набело

В течение

пол-автобуса

железнодорожный

без умолку

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка - «5», 2-3 ошибки - «4», 4 - 5 ошибок - «3», более 5 ошибок - «2».

Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради.

  • Работая в группах, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла

  1. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому ученику в процессе урока).

Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:

  1. Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?

  2. Как определить написание сложного прилагательного?

  3. Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?

  4. Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?

  5. Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.

  6. Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Байкал,

вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.

За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.

Ч реч

Слитно

Раздельно

Через дефис

Имя

Сущее

стви

тель

ное

С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео,теле, фото и т. п.( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал).

С соединительной гласное О или Е (землемер, ледокол).

Без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова).

Первая часть - в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с согласной, с первой частью ПОЛУ- (полчаса, полвека, полукеды).

Первая часть - числительное в родительном падеже (пятитомник).

Первая часть - приложение (старик крестьянин, волшебница зима).

Приложение - имя собственное (река Москва, улица Арбат).

Существительные с предлогом (с веток).

Состоящие из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать).

С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион).

Названия единиц измерения (киловатт-час).

Названия промежуточных сторон света (юго-восток).

Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Москвы).

Имя

при

лага

тель

ное

Образованные от сложных существительных (лесостепной).

Первая часть - числительное в родительном падеже (четырехэтажный).

Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа).

Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный).

Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный).

Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки).

Обозначающие сложный цвет (ярко-синий).

Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий).

Наре

чие

Оканчивающиеся на -УЮ с приставками В, НА, ЗА (вплотную, зачастую).

Образованные из предлога и местоимения (вовсю), из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы, искл. в пол-лица), сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо), из предлога с существительным со значением пространства и времени (вниз, вглубь).

Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку), из сочетания предлога ПО и собирательного числительного (по двое).

Образованные из существительных на -АХ (на рысях, в сердцах).

Сочетание наречия и краткого прилагательного (широко известно).

Наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И (по-доброму, по-дружески).

Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксом -ЫХ (-ИХ) (во-первых, в-пятых).

Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть).

Синонимические пары (шито-крыто, подобру-поздорову)

Мес

Тои

Ме

ние

В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ (некто, ничто).

Местоимения с предлогом (предо мной, со мной).

Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и местоимени есть предлог (кое у кого, не с кем)

Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-как, кто-нибудь).

Пред

лог

Ряд производных предлогов (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки).

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД.

Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие).

4. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учеником на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:

Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс -и).

За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.

  • Используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в России, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.

За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.

  1. Контроль и самоконтроль. Проверьте себя, выполняя самостоятельную работу, проверяющую уровень орфографического навыка. Задания дифференцированные: каждый ученик получает карточку с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые. Индивидуальная помощь слабым учащимся. Карточка сдается учителю. На выполнение работы - 7 минут.

Вариант 1.

Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.

Вариант 2.

В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.

  1. Итоги урока. Беседа.

Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процесс урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы: 8-9 баллов - «5», 6-7 баллов - «4», 4-5 баллов - «3».

  • Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.

Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.

  1. Домашнее задание: подберите и запишите по 5 заданий в формате тестовых заданий ЕГЭ А 19 на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания

План-конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 11- Б КЛАССЕ «Слитное, раздельное и дефисное написание»

© 2010-2022