Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)



Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)


Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)

Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)

Урок - путешествие по русскому языку на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с) (5 класс)

Цели:

- закрепить изученный по теме материал;

- совершенствовать навыки правописания, умение распознавать глухие согласные;

- развивать творческое мышление, орфографическую зоркость, память, речь, интерес к

русскому языку;

- воспитывать прилежание, любовь к природе.

Оборудование:

- презентация,

- алгоритм - памятка,

- учебные разноуровневые карточки,

- тесты.






I. Оргмомент.

Прозвеневший звонок в очередной раз позвал нас на урок.

Не на яву и не во сне, без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем мы наверняка,

Что есть она, что есть она - страна…

- О какой стране идет речь?

- Что изучает морфемика?

Ребята, вы готовы снова оказаться в этой стране и постигнуть ее законы? Тогда отправляемся в путь на корабле Знаний, не забывая взять с собой самое главное - школьные принадлежности, багаж умений и навыков.

Помните правила на корабле: тишины,

дисциплины,

поднятой руки.

Путешествуя, мы закрепляем сегодня знания, полученные на предыдущем уроке по теме «Правописание приставок на з - с».

Наша задача - научиться видеть приставку в слове, верно определять ее написание, распознавать глухие и звонкие согласные. Это умение поможет грамотно писать. Я уверена, что у вас все получится. Главное - быть внимательными и активными.

Итак, соберитесь с мыслями и в путь!

Чтобы благополучно попасть на палубу корабля, мы должны аккуратно, прилежно написать тему урока, число.

II. Индивидуальные задания.

И вот мы уже на корабле. Осталось только найти свое место… А для этого выполнить индивидуальные задания и орфографический диктант.

Пока я знакомлю ребят (учитель называет имена) с заданиями, остальных попрошу подготовить сигнальные карточки.

1.Перфокарта с заданием:

Вставить пропущенные буквы, опираясь на сказку - памятку.

З_росли, р_стение, взр_слеть, изл_жение, сл_гаемое, пол_жить, нар_щивание, недор_сль, прил_гательное, усл_жнять, местопол_жение, возр_ст.

(Сказка содержит правила)

2. Учебная мозаика.

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Распределите предложения в соответствии со схемами (по горизонтали).

1. ______ ======== __ __ __ __ __.

2. __ . __ . __ . __ ======== _______.

3. ======= ῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀ ________.

4. ======= _______ ῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀῀.

На мини - карточках записаны предложения:

- Послыш_лось пение птиц.

- Подул свежий в_т_рок.

- На тр_ве забл_стела р_са.

- Пр_рода укр_ша_т ж_знь.

Время: 10 минут. Удачи!

III. Орфографический диктант с использованием сигнальных карточек.

Мы работаем с сигнальными карточками. Цель диктанта - учиться на слух воспринимать приставки.

- Вспомним, что такое приставка?

- Расскажите правило правописания приставок на согласный с опорой на алгоритм, который предлагает вам последовательное выполнение операций. Внимание, начинаем!

Я читаю слово, вы находите приставку и, применяя алгоритм, записываете букву на карточке фломастером в соответствии с правилом, а затем показываете свой результат.

Испытание, воспоминание, разбег, бесконечный, бесстрашный, безобидный, разгадать, возглас, воскликнуть, излечить, рассмотреть, раскрасить, изучать.

(По ходу работы слова, в которых в правописании приставок допускаются ошибки на сигнальных картах, записываются на доске и в тетрадях учащихся. При этом ученик делает морфемный разбор слова.)

Примечание. Орфографический диктант проводится параллельно индивидуальной работе.

Что ж, для начала вы неплохо справляетесь с заданием. Меня это радует.

IV. Проверка домашнего конкурсного задания «Зоркий глаз»

А мы продолжаем плыть по течению… И вот капитан корабля просит предъявить билеты. Приготовьте билеты с орфограммами.

Напоминаю, что на прошлом уроке был объявлен конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте большее количество орфограмм, получит МЕДАЛЬ - таково было задание.

Двое ребят выполняют индивидуальное задание по карточкам.

(Индивидуальную работу на уроке учитель проверяет по ходу выполнения в пределах указанного времени)

Текст на слайде:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. Ф.И.Тютчев

-По количеству орфограмм лидирует …. Назовем орфограммы.

МЕДАЛЬ «Семь пядей во лбу 1 степени» получает …

На 2 месте … МЕДАЛЬ «Семь пядей во лбу 2 степени» вручается ….

МЕДАЛЬЮ «Семь пядей во лбу 3 степени» награждается …

Так держать!

Билеты у вас в порядке! Теперь можете облегченно вздохнуть, такт как за бортом не окажетесь. Каждый выполнил эту работу в силу своих возможностей. Это хорошо.

Главное - старайтесь!

(Призовые места могут быть распределены между учащимися)

V. Творческая работа «За что я люблю свой край»

Ребята, мы уже немного поплавали и соскучились по родным местам. Представьте, что вы уже дома. Закройте глаза. Почувствуйте запах весны. Подумайте над вопросом: за что можно любить свой родной край? Так называется ваша творческая работа. Умение связно говорить нам очень пригодится в жизни, поэтому нам необходимо работать над речью.

А ответить на предложенный вопрос помогут пейзажи родных мест, слова, данные на слайде:

Легко дышится, плодородные поля, необъятные просторы, пение птиц, прелесть сада.

(Учащиеся сначала проговаривают, а затем записывают полученные предложения в тетрадь)

VI. Работа по развитию памяти «Фотоглаз»

Да, весной мы иначе смотрим на окружающий мир. Продолжая эту тему, предлагаю задание «Фотоглаз».

На слайде стихотворные строки:

Весной.

Мы посадим липы и клены,

Чтоб село наше стало зеленым.

Возле школы цветы мы посеем,

Чтобы нам жилось веселее.

Прочитайте несколько раз, постарайтесь запомнить и записать по памяти. Кто быстрее? Учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность.

Для двух ребят задание иное:

Восстановите текст, дописав строчки.

Мы посадим липы и …,

Чтоб село наше стало ….

Возле … цветы мы ...,

Чтобы нам …. ….

Сверим с оригиналом. Прочитайте выразительно. Да, серьезная была мыслительная операция. Пора расслабиться.

VII. Физкультминутка

Мы выходим на разминку.

На зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз!

Начинаем бег на месте.

Финиш - метров через двести.

Раз - два, раз - два, раз - два!

Хватит, хватит, прибежали…

Потянулись подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

Выдох, вдох, выдох, вдох…

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглянемся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И - направо!

И еще

Через левое плечо.

Хватит!

Выдохнуть, вдохнуть…

Нам пора продолжить путь!

VIII. Выполнение учебных операций

Чтобы на корабле Знаний мы не только отдыхали, но и работали, капитан советует выполнить учебные операции (работа по учебнику).

Задание: Выбери сам (а)

- Упр. 547 (осложненное списывание)

- Упр. 553 (выборочная работа)

- Упр. 554 (задание творческого характера)

Работаем самостоятельно. Применяем, где нужно, алгоритм правописания приставок на согласный.

(По окончании работы проводится взаимопроверка, проверка учителем)

(Похвала, поощрение)

IX. Задание «По щучьему велению…»

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три -

Морская фигура, на месте замри…

(На слайде - море, выплывает дельфин)

- Посмотрите, кто это появился на горизонте? Интересно, что он хочет нам предложить. Читаем: «По щучьему велению…»

Условия игры:

Ученик в роли Емели обращается к классу со словами: «По щучьему велению, по моему хотению назовите мне слово с орфограммой…..». Остальные ученики придумывают слова.

Умение видеть орфограмму в слове позволит избежать ошибки.

Пока мы играли, не заметили, что уже виден берег другого острова, на который мы отправимся позже.

X. Подведение итогов, оценки за урок

А сейчас скажите:

-Чему научились? Что нового узнали?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

Вот и подошло к концу наше путешествие. Каждый из вас выполнил определенный объем работы. А если кому - то что - то не удалось, не расстраивайтесь. Мы продолжим на следующем уроке. Сегодня же мы уверенно можем сказать, что научились правильно писать приставки на согласный, а значит, поднялись в знаниях на ступеньку выше.

(Оценки комментируются)

XI. Разноуровневое домашнее задание

- Составить карточки на изученную орфограмму.

- Тестирование.

- Творческое задание: придумать предложения со словами на изученную орфограмму.


© 2010-2022